Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для домристов [2]
Общеразвивающие программы для домристов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для домристов старого образца [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Воскресенье, 28.05.2017, 21:28
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для домристов » Общеразвивающие программы для домристов старого образца

Программа для ДМШ и эстетического отделения школ искусств "Общая домра" (5-летний срок обучения)
24.04.2015, 09:11

ОБЩАЯ ДОМРА

Программа для ДМШ и эстетического отделения школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Учебные планы музыкального отделения МОУДОД КДШИ предполагают предмет по выбору «Общая домра», в рамках которого осуществляется музыкальное воспитание и творческое развитие учащихся.

В настоящую программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы («Годовые требования по классам», «Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания в течение учебного года», «Примерные программы, рекомендуемые для исполнения на контрольных уроках, зачетах»), «Методические рекомендации», «Список рекомендуемой литературы для учащихся и преподавателей».

Оптимальное решение задач музыкального воспитания возможно при индивидуальном подходе в обучении, максимально учитывающем и развивающем  способности каждого ребенка. Поэтому в основу программы  положен принцип индивидуального подхода, учитывающий разноуровность музыкальных способностей учащихся.

Помимо традиционных сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, автор И.В. Стрижкова  вносит в программу дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению учебных программ. Автор акцентирует внимание на воспитательном аспекте программы, обозначает знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы,  даёт характеристику возрастных особенностей учащихся.

В отдельный раздел выделены «Методические рекомендации». Список  литературы изложен в алфавитном порядке.   

Вышеизложенные изменения необходимы для обогащения содержания курса «Общая домра » и для удобства использования программы в учебном процессе.

Цель программы – воспитание учащегося – музыканта, активного слушателя,   исполнителя, любителя  народной  музыки.

Задачи: формирование у учащихся практических навыков  музицирования:

  • игры по слуху,
  • подбора мелодии,
  • чтения с листа,
  • игры в ансамбле.

Воспитательные задачи программы

Вне зависимости от избранных форм и методов обучения, основой воспитания юного домриста  должен стать системный подход, строящийся на:

  • всестороннем   развитии   потребностей   ребенка,   его   стремления   к самовыражению;
  • последовательном    развитии    целостного    музыкально-образного    и  исполнительского мышления;
  • общественно-значимом    выявлении   результатов    учебно-творческой работы.

Реализация воспитательных задач в классе домры становится возможной при овладении учащимися комплексом навыков, позволяющих стилистически верно воспроизводить (на уровне начального этапа музыкального образования) музыку различных эпох. Воспитание у учащихся необходимых навыков и умений предполагает наличие у них соответствующих психофизиологических качеств, которые обеспечивают управление сложносоставными исполнительскими действиями домриста и реализуются в образно-выразительном исполнении музыкальных произведений.

         Одним из важнейших моментов воспитательного процесса является определение возможностей конечной цели обучения для конкретного учащегося и выбор соответствующих средств обучения. Особую сложность представляет организация работы с учащимися, обладающими минимальными данными, процесс формирования слухо-двигательных игровых навыков у которых протекает значительно дольше, что требует корректировки не только объёма изучаемого репертуара (в меньшую сторону), но, прежде всего, его содержания (преимущественное изучение произведений малой формы, ансамблевых произведений).

Формы контроля успеваемости.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля  усвоения знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка, проводится в виде контрольных уроков в конце первого полугодия (1-5 классы). В конце второго полугодия проводится зачет (1-4 классы). Итоговая аттестация (5 класс) проходит в форме зачета. Оцениваются контрольный урок и зачет по пятибалльной системе.

Программа зачета/контрольного урока.

классы

I полугодие (контрольный урок)

II полугодие (зачет)

   1-3

1 произведение

2 разнохарактерных произведения

 

классы

I полугодие (контрольный урок)

II полугодие (зачет)

 4-  5

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

Учащимся также предлагаются дополнительные формы отчетности:

  • выступления в концертах в ДОУ,
  • выступления на мероприятиях, проходящих в общеобразовательных школах,
  • выступления на тематических и творческих вечерах,
  • выступления на отчётных концертах ДШИ,
  • выступления на родительских собраниях, классных часах.

Критерии оценки обученности учащихся.

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок по предмету «Общая домра» определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.

Преподавателю следует убедиться, что учащийся владеет знаниями, приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома.  Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой учащихся и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество исполнения произведений.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по предмету «Общая домра» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
  • сборник «Пальчиковые игры»,
  • «Музыкальное лото»,
  • доска- «передвижка» (для изучения звуковысотности нот),
  • аудиотехника,
  • компактдиски,
  • аудиокассеты,
  • грампластинки,
  • нотная литература для учащихся,
  • популярная литература о музыке для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей,
  • репродукции картин,
  • инструменты шумового оркестра.

Программа устанавливает срок реализации 5 лет (объем учебной нагрузки - 1 академический час в неделю) и рассчитана на учащихся  подросткового возраста.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения

Оканчивая музыкальную школу, учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на домре произведения из репертуара ДМШ,
  • читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации,
  • транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию,
  • словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения, владеть наиболее употребительными музыкальными терминами.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы для домристов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 56 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz