Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для домристов [2]
Общеразвивающие программы для домристов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для домристов старого образца [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 27.07.2017, 23:40
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для домристов » Общеразвивающие программы для домристов старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств "Домра" (7 –летний срок обучения)
06.05.2015, 14:47

ДОМРА

программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств

(7 –летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика последних лет показывает, что, к сожалению, в настоящее время, в силу различных причин (ухудшение социально-экономической ситуации, обострение демографического кризиса, падения интереса родителей к художественному образованию и т.д.),  в ДШИ, а, особенно, на народное отделение, приходит все меньше детей. Отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся практически всех желающих, и поэтому в последние годы в детских музыкальных школах занимаются учащиеся не только с хорошими или средними, но и с минимальными музыкальными данными. Преподаватели не в праве отталкивать даже не очень одаренных, в музыкальном отношении, детей. Министерская же программа реализует традиционную форму обучения по единым требованиям и программам, выполнение которых осложнено,  в связи с индивидуальными музыкальными данными и познавательными особенностями некоторых детей.

 Для этих целей в 2004 году школе была разработана образовательная программа по предмету «Домра» (срок реализации - 7 лет), составленная преподавателем по классу домра МОУ ДОД «КДШИ» Стрижковой Ириной Васильевной на основе программы «Музыкальный инструмент. Домра» Министерства культуры СССР (1988 г.), в ее основе положен принцип дифференцированного подхода к обучению.

Настоящая программа (автор - преподаватель  по классу домра МОУ ДОД «КДШИ» Стрижкова Ирина Васильевна) является первой редакцией  образовательной  программы 2004 года,  и явилась новым учебным документом.

 Заимствуя многое из программы 2004 г., Стрижкова И.В. внесла в программу    2009 г. существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Автор более четко формулирует целевой компонент программы,  акцентирует внимание на ее воспитательном аспекте, обозначает прогнозируемые результаты  реализации    программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения)  и критерии оценки обученности учащихся, дает характеристику возрастных особенностей  учащихся, которым адресована программа. Автор программы, на основе своего опыта работы с детьми, считает возможным применить дифференцированный подход к обучению уже со второго (а не с третьего, как в предшествующей программе) года обучения.

Кроме того, откорректированы и дополнены:

  • примерный перечень  музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания с учащимися в течение учебного года,
  • примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения на академических концертах, экзаменах, контрольных уроках,
  • формы контроля успеваемости, технические требования по классам, годовые требования по классам.

     «Методические рекомендации» выделены автором настоящей программы в отдельный раздел, в котором рассмотрены следующие вопросы:

  • «Ознакомление ребенка с инструментом»,
  • «Первые уроки. Особенности начального обучения»,
  • «Посадка за инструментом»,
  • «Игра пиццикато правой рукой. Постановка левой руки. Упражнения начального этапа обучения»,
  • «Постановка правой руки». Игра медиатором»,
  • «Работа над произведениями на начальном этапе обучения»,
  • «Чтение с листа».
  • «Основные ошибки, допускаемые на занятиях с учениками»,
  • «Способы извлечения звука на домре»,
  • «Основные приемы игры»,
  • «Штрихи при игре на домре».

Список рекомендуемой  литературы, значительно обогащенный новыми, современными изданиями, изложен в алфавитном порядке.

Предлагаемые автором настоящей программы изменения, отличающие ее от предшествующей, мотивированы потребностью разнообразить и сделать программу удобной для использования в учебном процессе.

Музыкальные школы в нашей стране ставят своей целью воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения через приобщение его к музыкальной культуре, являющейся частью общей культуры человечества в целом. Общее музыкальное образование, которое даёт школа, должно способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса и практических музыкальных умений, развитию творческих способностей. Обучение в музыкальной школе – один из путей, через которые реализуется право каждого человека на применение своих творческих сил, способностей и дарований, на всестороннее развитие личности, право на пользование достижениями культуры.

Человек, особенно молодой, должен быть подготовлен к восприятию музыки. Естественное стремление молодёжи к лёгкой музыке, сопровождающей отдых, способствующей общению, не должно заслонять интереса к искусству значительного содержания, главное назначение которого – развивать и удовлетворять духовные запросы человека, которые у него тем разностороннее, чем выше его культура и шире кругозор, чем больше он знает и понимает искусство. Хочется верить, что в XXI веке люди вспомнят о своих истоках, о чистоте и высоком предназначении искусства, о духовности подлинной, а не той, которая в моде. Мы убеждены, что в нашей стране немаловажную роль в этом процессе сыграют народные инструменты (в частности, домра). Только у них есть возможность объединить современность с истоками, новое со старым, будущее с прошлым.

Цель программы (учащиеся гр. А,В): воспитание гармонично- развитой личности, потребителя духовных ценностей, не только музыканта – любителя, владеющего исполнительскими навыками, пропагандиста музыкального искусства и активного участника художественной самодеятельности,  но и потенциального музыканта- профессионала.

Задачи:

  • формирование художественно-эстетических вкусов на лучших образцах классической и современной музыки;
  • максимально возможное развитие способностей и технических навыков исполнительства;
  • выявление индивидуальности и всестороннее музыкальное развитие,
  • воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;
  • овладение навыками концертного выступления и освоения навыков коллективного музицирования.

Цель программы (учащиеся гр. С): воспитание гармонично – развитой личности, музыканта- любителя, подготовленного слушателя и активного потребителя духовных ценностей, владеющего навыками самостоятельного музицирования.

Задачи:

  • развитие интереса и любви к музыкальному искусству;
  • развитие художественного вкуса, умение чувствовать и переживать прекрасное;
  • развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
  • исполнение доступных музыкальных произведений различных жанров;
  • накопление музыкальных впечатлений.

Духовное богатство человека формируется в результате совместного влияния на него науки, литературы, искусства. Особое место, на наш взгляд, занимает в эстетическом воспитании музыка. Это - наиболее абстрактный, если можно так выразиться, вид искусства. Однако почти у всех людей она вызывает самые сильные эмоции. Музыка - есть средство воспитания людей, а не цель. Другими словами, развертывая музыкальное воспитание, мы имеем в виду не только выращивание профессиональных музыкантов и даже не только подготовку квалифицированных любителей музыки, но нечто гораздо более широкое и высокое: формирование посредством музыки, с ее помощью всех сторон человеческой личности. Кратко и ясно сказал об этом замечательный педагог В.А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание - не воспитание музыканта, а, прежде всего, - воспитание человека». Именно такое понимание задач музыкально – воспитательной работы лежит в основе  нашей деятельности   по реализации настоящей программы.

 Воспитательные задачи программы: через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки, воспитывать, формировать и развивать у учащихся:

  • духовные силы и творческие способности,
  • эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
  • уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
  • уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
  • нравственные качества ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, поскольку считаем, что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,
  • «культуру чувств»,
  • пробуждение у ребенка прекрасных, возвышенных эмоций,
  • музыкальный кругозор,
  • способность понимать музыку и практические навыки музицирования,
  • характер, чувство дисциплины, то есть все то, что образовывает человека, придает ему целостный образ и делает его членом общества.

Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков домра, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в классе во время урока, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. Во время урока формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках домры воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности учащимся произведений, избранных для учебной работы. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.

Контроль и учет успеваемости

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля  усвоения знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и ансамбля в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка, проводится в виде контрольных уроков, зачетов, экзамена, академического концерта.

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета, видом контроля.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только оценивать знания по результатам самостоятельной работы дома, но и учитывать качество их труда в классе. В последнем случае появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество работы на уроке.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке четверти. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по предмету являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Формы отчетности.

Зачёты, академические концерты, экзамены и т.д. проводятся в соответствии с действующими учебными планами: два зачёта по развитию технических и творческих навыков (I полугодие – технический зачет (2-7 классы): гамма, этюд; II полугодие – творческий зачет (2-7 классы): самостоятельно выученное произведение или подбор по слуху, чтение с листа, термины); академический концерт (декабрь, 1-6 классы, май, 1-6 классы ), где учащиеся исполняют 2 разнохарактерных произведения.

У выпускного (7-го) класса в течение года - два прослушивания и, в конце года, - выпускной экзамен. На выпускной экзамен выносятся четыре произведения различных жанров и форм. Для учащихся группы «А» программы составляются в соответствии с приёмными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в средние специальные заведения искусства и   культуры.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Критерии обученности и характеристика ученика на конец года должна освещать следующие стороны:

  1. Уровень музыкальных данных (слух, ритм, память), соответствие исполнительского аппарата ученика данному музыкальному инструменту.
  2. Общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции.
  3. Отношение к музыке, музыкальным занятиям.
  4. Работоспособность, собранность.
  5. Умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения музыкальных произведений.
  6. Успехи к концу года.
  7. Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.

Для характеристики учащихся с профессиональными данными необходимо отмечать такие индивидуальные качества, как наличие художественного воображения, проявление музыкальной инициативы, технические данные и др.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
  • сборник терминов для творческого зачета,
  •  «Музыкальное лото»,
  • доска- «передвижка» (для изучения звуковысотности нот),
  • аудиотехника,
  • компактдиски,
  • аудиокассеты,
  • грампластинки,
  • нотная литература для учащихся,
  • популярная литература о музыке для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей,
  • репродукции картин,
  • инструменты шумового оркестра.

Программа устанавливает срок реализации 7 лет рассчитана на учащихся младшего школьного и  подросткового возрастов.

Младший школьный возраст (7 - 10 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость.  Он может, в известных пределах, понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.

Анатомо –физиологические особенности младшего школьника, уровень его психического и физического здоровья также должны учитываться в организации педагогической работы. По определению Н.Д. Левашова, ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем. В 7-11 лет костный аппарат младшего школьника находится в стадии формирования, что необходимо принимать во внимание и заботиться о посадке ребенка за инструментом. Процесс окостенения кисти и пальцев не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев затруднительны и утомительны.

Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничена. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Учащиеся 1, 2 классов могут сохранять внимание непрерывно в течение 30-35 минут, не более. Это необходимо учитывать при организации работы.

Воображение- один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, во – первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во- вторых, младшие школьники (особенно в 1, 2 классах) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В - третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка- на все это необходимо опираться в учебной и  воспитательной работе.

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений. Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.

Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь  охватить значительный материал; приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

В то же время объективные условия учебно – воспитательного процесса благоприятствуют расширению контактов школьников с музыкой, введению новых форм занятий.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы.

По окончании ДШИ выпускники должны:

  1. уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений из репертуара школы;
  2. владеть, на уровне требований программы школы, умениями играть в ансамбле, читать ноты с листа и подбирать по слуху;
  3. получить общее музыкальное развитие и знания в области музыкального искусства в рамках требований программы школы;
  4. уметь анализировать исполняемые произведения.

Итоговая оценка выпускника должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения выпускной программы, активность работы учащегося на протяжении обучения в школе.

Категория: Общеразвивающие программы для домристов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 137 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz