АНСАМБЛЬ (ДОМРА)
Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств
(4-летний срок обучения)
Пояснительная записка
Настоящая программа является первой редакцией программы по предмету «Ансамбль» для учащихся класса домры (срок реализации- 4 года), составленной преподавателем домры МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Стрижковой И.В. в 2004 г. на основе программы «Музыкальный инструмент. Домра» Министерства культуры СССР (1988 г.).
Министерская программа по домре (1988 г.) реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Домра». В эту программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Контроль и учет успеваемости», «Годовые требования по классам», «Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах», «Примерные экзаменационные программы», «Рекомендуемая литература». Существенным недостатком документа является, на наш взгляд, то, что она предлагает строить обучение по единым требованиям и программам, что, естественно, осложняет их выполнение, так как некоторые дети, в силу своих индивидуальных музыкальных данных и познавательных способностей, просто не в состоянии их освоить. С другой стороны, предполагается, что дети, учащиеся в ДШИ и ДМШ, должны получить такой комплекс знаний, умений и навыков и такой необходимый уровень эстетической культуры, который позволил бы им органически включиться в сферу художественной жизни и, при желании, продлить образование в этой сфере.
Оптимальное решение этих задач возможно при формировании новых адаптированных моделей обучения, максимально учитывающих и развивающих индивидуальные способности каждого ребенка.
Поэтому в основу программы преподавателя Стрижковой И.В. (2004 г.) положен принцип дифференцированного подхода в обучении, поскольку эта проблема актуальна для всех учебных заведений; необходимость ее разработки давно назрела; обращение автора к решению данной проблемы является крайне современным.
Заимствуя многое из программы 2004 г., в том числе ряд произведений для разучивания, редакция программы 2009 г., тем не менее, явилась новым учебным документом. Автор, на основе своего опыта работы с детьми, считает возможным применить дифференцированный подход к обучению уже с первого года реализации программы. Помимо традиционных для учебной программы сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, Стрижкова И.В. внесла в программу 2009 г. существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Автор более четко формулирует целевой компонент программы, акцентирует внимание на ее воспитательном аспекте, обозначает прогнозируемые результаты реализации программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения) и критерии оценки обученности учащихся, дает характеристику возрастных особенностей учащихся, которым адресована программа.
Кроме того, изменен срок реализации программы, а так же откорректированы и дополнены:
- примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания с учащимися в течение учебного года,
- примерные программы произведений, рекомендуемых для исполнения на зачётах, контрольных уроках,
- формы контроля успеваемости,
- годовые требования по классам.
Список рекомендуемой литературы, значительно обогащенный новыми, современными изданиями, изложен в алфавитном порядке и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям ансамбля.
Предлагаемые автором настоящей программы изменения, отличающие ее от предшествующей, мотивированы потребностью разнообразить, обогатить содержание предмета «Ансамбль», а также направлены на то, чтобы сделать программу удобной для использования в учебном процессе.
Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которому современная педагогика уделяет все больше внимания. Игра в ансамбле развивает у детей чувство коллективизма, ответственность, позволяет расширить музыкальный кругозор, приобрести навыки контроля качества звучания, ритмичность и свободу исполнения, развивает музыкальное восприятие, внутренний слух, эстетический вкус, прививает ощущение стиля, профессиональные навыки. Ансамблевая игра дает возможность учащимся знакомиться с произведениями, фактура которых доступна далеко не всем в рамках сольного исполнения.
Вот что писал Г.Нейгауз по поводу игры в ансамбле на начальном этапе обучения: « С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности».
Цель программы: воспитание у учащихся необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения.
Считаем, что этой специальной цели можно достичь через решение следующих задач:
- настойчивое изучение разнохарактерных произведений,
- систематическое развитие всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения,
- решение проблем развития зрительного, слухового и двигательного аппарата учащегося,
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных в классе по специальности,
- формирование специальных умений и навыков дуэтного исполнения произведений.
Воспитательные задачи программы. Игра в ансамбле - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном плане, но и формирует у них человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения домристов-солистов. Через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки преподаватель ансамбля формирует у учащихся:
- духовные силы и творческие способности, образное мышление, прекрасные, возвышенные эмоции, культуру чувств,
- эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
воспитывает:
- уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
- уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
- характер, чувство дисциплины, ответственности перед партнёром,
- нравственные качества ребенка, потому что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души.
Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, можно считать, что занятия в ансамбле дали принципиально важный результат.
Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста. Юные домристы почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.
Наличие в контингенте ДШИ учащихся не только с хорошими и средними, но и с минимальными музыкальными данными (из-за отсутствия конкурса при поступлении в школу) привело к необходимости и целесообразности деления учащихся в нашей школе искусств на три направления (три группы):
I – профессиональное – группа «А»
II – академическое – группа «В»
III – общеэстетическое – группа «С».
Формы контроля успеваемости.
Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется посредством систематического контроля усвоения знаний, умений и навыков.
Объекты контроля:
- учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
- наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и ансамбля в целом.
Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.
Виды контроля:
- текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
- периодический контроль знаний, или обобщающая проверка, проводится в виде контрольных уроков в конце первого полугодия (2-5 классы) и зачета в конце второго полугодия (2-4 классы). Итоговая аттестация (5 класс) также проходит в форме зачета. Оцениваются контрольный урок и зачет по пятибалльной системе.
Программа зачета/контрольного урока.
Группы учащихся
|
Контрольный урок
|
Зачет
|
А,В
|
1 произведение
|
2 произведения
|
С
|
1 произведение
|
1 произведение
|
Учащимся также предлагаются дополнительные формы отчетности:
- выступления в концертах в ДОУ,
- выступления на мероприятиях, проходящих в общеобразовательных школах,
- выступления на тематических и творческих вечерах,
- выступления на отчётных концертах,
- выступления на родительских собраниях, классных часах,
- выступления на конкурсах, фестивалях ансамблей различного уровня.
Критерии оценки обученности учащихся.
Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок по предмету «Ансамбль» определяются психолого-дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.
Преподавателю следует убедиться, что учащийся владеет знаниями, приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.
Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома. Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой учащихся и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество исполнения произведений.
Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока (зачета). Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.
Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.
Итоговыми отметками по предмету «Ансамбль» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.
Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:
- компактдиски,
- аудиокассеты,
- грампластинки,
- нотная литература для учащихся,
- популярная литература о музыке для учащихся,
- методическая литература для преподавателей,
- репродукции картин,
- инструменты шумового оркестра, технические средства обучения (аудиотехника)
Программа рассчитана на 4-летний срок реализации. Ее освоение учащимися начинается со 2 года обучения. Первоначальные навыки коллективного музицирования учащиеся получают в течение первого года обучения в рамках предмета «Специальность. Домра». Программа предназначена для учащихся младшего школьного и подросткового возрастов.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.
Оканчивая школу, учащийся должен:
- знать теоретические основы музыкального исполнительства, специальные понятия, наиболее употребительные термины и свободно оперировать ими,
- уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на домре ансамблевые произведения из репертуара ДШИ,
- читать с листа ансамблевые произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные, произведения народной музыки),
- владеть навыками исполнения ансамблей.
Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением. |