Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для домристов [2]
Общеразвивающие программы для домристов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для домристов старого образца [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 19.04.2024, 07:38
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для домристов » Общеразвивающие программы для домристов старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств "Ансамбль (домра)" (5-летний срок обучения)
06.05.2015, 14:38

АНСАМБЛЬ (ДОМРА)

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

Пояснительная записка

Настоящая программа является первой редакцией программы по предмету «Ансамбль» для учащихся класса домры (срок реализации- 5 лет), составленной преподавателем домры МОУДОД «Коркинская  детская школа искусств» Стрижковой И.В. в 2004 г.  на основе программы «Музыкальный инструмент. Домра» Министерства культуры СССР (1988 г.).

Министерская программа по домре (1988 г.) реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Домра». В эту программу, которая носит рекомендательный характер,  включены разделы: «Пояснительная записка»,   «Контроль и учет успеваемости», «Годовые требования по классам», «Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах», «Примерные экзаменационные программы», «Рекомендуемая литература». Существенным недостатком документа является, на наш взгляд, то, что она предлагает строить обучение по единым требованиям и программам, что, естественно, осложняет их выполнение, так как некоторые дети, в силу своих индивидуальных музыкальных данных и познавательных способностей,  просто не в состоянии  их освоить. С другой стороны, предполагается, что дети, учащиеся в ДШИ и ДМШ, должны получить такой комплекс знаний, умений и навыков и такой необходимый уровень эстетической культуры, который позволил бы им органически включиться в сферу художественной жизни и, при желании, продлить образование в этой сфере.

Оптимальное решение этих задач возможно при формировании новых адаптированных моделей обучения, максимально учитывающих и развивающих индивидуальные способности каждого ребенка.

Поэтому в основу программы преподавателя Стрижковой И.В. (2004 г.) положен принцип дифференцированного подхода в обучении, поскольку эта проблема актуальна для всех учебных заведений; необходимость ее разработки давно назрела;  обращение автора к решению данной проблемы является крайне современным.

Заимствуя многое из программы 2004 г., в том числе ряд произведений для разучивания,  редакция программы 2009 г., тем не менее, явилась новым учебным документом. Автор, на основе своего опыта работы  с детьми, считает возможным применить дифференцированный подход к обучению  уже с первого года реализации программы.  Помимо традиционных для учебной программы сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, Стрижкова И.В. внесла в программу 2009 г.  существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению программно- методической продукции. Автор более четко формулирует целевой компонент программы,  акцентирует внимание на ее воспитательном аспекте, обозначает прогнозируемые результаты  реализации    программы (знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения)  и критерии оценки обученности учащихся, дает характеристику возрастных особенностей  учащихся, которым адресована программа.

Кроме того, изменен срок реализации программы, а так же откорректированы и дополнены:

  • примерный перечень  музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания с учащимися в течение учебного года,
  • примерные программы произведений, рекомендуемых для исполнения на зачётах, контрольных уроках,
  • формы контроля успеваемости,
  • годовые требования по классам.

Список рекомендуемой  литературы, значительно обогащенный новыми, современными изданиями, изложен в алфавитном порядке и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям ансамбля.

Предлагаемые автором настоящей программы изменения, отличающие ее от предшествующей, мотивированы потребностью разнообразить, обогатить содержание предмета  «Ансамбль», а также направлены на то, чтобы сделать программу удобной для использования в учебном процессе.

         Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которому современная педагогика уделяет все больше внимания. Игра в ансамбле развивает у детей чувство коллективизма, ответственность, позволяет расширить музыкальный кругозор, приобрести навыки контроля  качества звучания, ритмичность и свободу исполнения, развивает музыкальное восприятие, внутренний слух, эстетический вкус, прививает ощущение стиля, профессиональные навыки. Ансамблевая игра дает возможность учащимся знакомиться с произведениями, фактура которых доступна далеко не всем в рамках сольного исполнения.

        Вот что писал Г.Нейгауз по поводу игры в ансамбле на начальном этапе обучения: «С самого первого занятия ученик  вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно,  будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности».

       Цель программы: воспитание  у учащихся  необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения.

Считаем, что этой специальной цели можно достичь через решение следующих задач:

  • настойчивое изучение разнохарактерных произведений,
  • систематическое развитие всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения,
  • решение проблем развития зрительного, слухового и двигательного аппарата учащегося,
  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных в классе по специальности,
  • формирование специальных умений и навыков дуэтного исполнения произведений.

Воспитательные задачи программы. Игра в   ансамбле    -   необходимая   школа   самообучения   и    самовоспитания.  Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным,   оказывает благотворное влияние на учащихся  не только в профессиональном плане, но и формирует у них  человеческие   качества:   чувство   взаимного   уважения,   такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения домристов-солистов. Через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки преподаватель ансамбля формирует у учащихся:

  • духовные силы и творческие способности, образное мышление, прекрасные, возвышенные эмоции, культуру чувств,
  • эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,

воспитывает:

  • уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
  • уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
  • характер, чувство дисциплины, ответственности перед партнёром,
  • нравственные качества ребенка, потому что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души.

Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, можно считать, что занятия в ансамбле дали принципиально важный результат.

Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста. Юные домристы почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.

Формы контроля успеваемости.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля  усвоения знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и ансамбля в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка, проводится в виде контрольных уроков в конце первого полугодия (3-7 классы) и зачета- в конце второго полугодия (3-6  классы). Итоговая аттестация (7 класс) также проходит в форме зачета. Оцениваются контрольный урок и зачет по пятибалльной системе.

Программа зачета/контрольного урока.

Группы учащихся

Контрольный урок

Зачет

А,В

1 произведение

2 произведения

С

1 произведение

1 произведение

Учащимся также предлагаются дополнительные формы отчетности:

  • выступления в концертах в ДОУ,
  • выступления на мероприятиях, проходящих в общеобразовательных школах,
  • выступления на тематических и творческих вечерах,
  • выступления на отчётных концертах,
  • выступления на родительских собраниях, классных часах,
  • выступления на конкурсах, фестивалях ансамблей различного уровня.

Критерии оценки обученности учащихся.

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок по предмету «Ансамбль» определяются психолого-дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.

Преподавателю следует убедиться, что учащийся владеет знаниями, приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома.  Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой учащихся и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество исполнения произведений.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока (зачета). Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по предмету «Ансамбль» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • компактдиски,
  • аудиокассеты,
  • грампластинки,
  • нотная литература для учащихся,
  • популярная литература о музыке для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей,
  • репродукции картин,
  • инструменты шумового оркестра, технические средства обучения (аудиотехника).

Программа рассчитана на 5-летний срок реализации. Ее освоение учащимися  начинается с 3 года обучения. Первоначальные навыки коллективного музицирования учащиеся получают в течение первых двух лет обучения в рамках предмета «Специальность. Домра». Программа предназначена для учащихся младшего школьного и  подросткового возрастов.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая школу, учащийся должен:

  • знать теоретические основы музыкального исполнительства, специальные понятия, наиболее употребительные термины и свободно оперировать ими,
  • уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на домре ансамблевые произведения из репертуара ДШИ,
  • читать с листа ансамблевые произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные, произведения народной музыки),
  • владеть навыками исполнения ансамблей.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы для домристов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 593 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz