ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНСАМБЛЬ (домра)»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которому современная педагогика уделяет все больше внимания.
Специфика обучения юного домриста связана с тем, что, наряду со специальностью, не менее важную роль играют занятия в классе ансамбля. Именно в рамках этой дисциплины наиболее полно воссоздана среда применения профессиональных навыков, востребованная в работе по специальности. По степени согласованности с требованиями, предъявляемыми к абитуриенту большинством современных ССУЗов культуры и искусства, данные предметы занимают первое место в ряду дисциплин дополнительной предпрофессиональной программы «Народные инструменты» и являются полем реализации практических навыков и теоретических знаний, получаемых в процессе обучения.
Игра в ансамбле развивает у детей чувство коллективизма, ответственность, позволяет расширить музыкальный кругозор, приобрести навыки контроля качества звучания, ритмичность и свободу исполнения, развивает музыкальное восприятие, внутренний слух, эстетический вкус, прививает ощущение стиля, профессиональные навыки. Ансамблевая игра дает возможность учащимся знакомиться с произведениями, фактура которых доступна далеко не всем в рамках сольного исполнения.
Занятия учеников ансамблем в классе преподавателя по специальности имеют следующие преимущества:
во-первых, занятия в ансамбле являются продолжением работы в классе специальности и помогают решать с учеником одни и те же задачи учебного процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим предметам,
во-вторых, проблема контроля за посещаемостью класса ансамбля, качество выучивания партий сводится к минимуму из-за регулярного общения преподавателя с учениками,
в-третьих, систематическая работа педагога с учениками своего класса в ансамбле с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать в школе сплоченный музыкальный коллектив со своими исполнительскими традициями.
в-четвертых, такой детский музыкальный коллектив более мобилен в концертной и творческой деятельности класса и школы, так как имеет в репертуаре произведения разной степени сложности и разнообразные по содержанию. Ученики класса в любое время могут объединяться для выступления в разные группы, начиная с дуэтов, где старший, более опытный ученик, всегда поддержит на концерте младшего.
Программа учебного предмета «Ансамбль» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. №162.
Учебный предмет «Ансамбль (домра)» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».
Программа рассчитана на 5 лет обучения и предназначена для детей в возрасте от 9,5 лет. Освоение программы начинается с 4 класса ДШИ.
При реализации учебной программы «Ансамбль» максимальная учебная нагрузка составляет 330 ч.; из них 165 ч. – аудиторные занятия, 165 ч. – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая (от 2-х человек).
Цель учебного предмета: воспитание у учащихся необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения музыкальных произведений.
Задачи учебного предмета:
- изучение учащимися разнохарактерных произведений,
- систематическое развитие всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения,
- решение проблем развития зрительного, слухового и двигательного аппарата учащихся,
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в классе специальности,
- формирование у учащихся специальных умений и навыков ансамблевого исполнения произведений:
умение слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами,
умение слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;
умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и руководителя ансамбля;
умение аккомпанировать солистам;
умение рассказать об исполняемом произведении;
умение читать с листа, владеть элементами импровизации, самостоятельно разбирать новые произведения,
· формирование личности юного музыканта через выявление и развитие его творческого потенциала,
· развитие навыка публичного выступления,
· подготовка одаренных учащихся к продолжению профессионального музыкального образования.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические),
- по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно –иллюстративные, поисковые, проблемные,
2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
4. Методы музыкального воспитания: метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,
5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,
6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом.
Формы:
- разучивание ансамблевого репертуара (текущая работа как с одним участником ансамбля, так и совместная);
- разучивание ансамблевых партий;
- чтение с листа ансамблевой музыки (как правило, с преподавателем);
- слушание ансамблевой музыки,
- концертные выступления.
Реализация программы «Ансамбль» требует наличия: оборудованного учебного кабинета, оснащенного фортепиано и пультами; зала для концертных выступлений; комплекта домр; библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой; фоно – и аудиотеки, аудиоаппаратуры.
Также необходимо осуществление теснейших связей предметов «Ансамбль» и «Специальность», поскольку часть профессиональных задач (исполнительская техника, работа над репертуаром, чтение с листа и т.д.), связанных с данной дисциплиной, решается в процессе работы в классе по специальности. Взаимосвязь этих двух дисциплин реализуется так же и в согласованной репертуарной политике.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |