Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для домристов [2]
Общеразвивающие программы для домристов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для домристов старого образца [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 29.03.2024, 16:49
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для домристов » Предпрофессиональные программы для домристов

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Ансамбль (домра)" (возраст обучающихся - от 9,5 лет)
24.04.2015, 07:56

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНСАМБЛЬ (домра)»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которому современная педагогика уделяет все больше внимания.

Специфика обучения юного домриста  связана с тем, что, наряду со специальностью, не менее важную роль играют занятия в классе ансамбля. Именно в рамках этой дисциплины  наиболее полно воссоздана среда применения профессиональных навыков, востребованная в работе по специальности. По степени согласованности с требованиями, предъявляемыми к абитуриенту большинством современных ССУЗов культуры и искусства, данные предметы занимают первое место в ряду дисциплин дополнительной предпрофессиональной программы «Народные инструменты» и являются полем реализации практических навыков и теоретических знаний, получаемых в процессе обучения.

Игра в ансамбле развивает у детей чувство коллективизма, ответственность, позволяет расширить музыкальный кругозор, приобрести навыки контроля  качества звучания, ритмичность и свободу исполнения, развивает музыкальное восприятие, внутренний слух, эстетический вкус, прививает ощущение стиля, профессиональные навыки. Ансамблевая игра дает возможность учащимся знакомиться с произведениями, фактура которых доступна далеко не всем в рамках сольного исполнения.

Занятия учеников ансамблем в классе преподавателя по специальности имеют следующие преимущества:

во-первых, занятия в ансамбле являются продолжением работы в классе специальности и помогают решать с учеником одни и те же задачи учебного процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим предметам,

во-вторых, проблема контроля за посещаемостью класса ансамбля, качество выучивания партий сводится к минимуму из-за регулярного общения преподавателя с учениками,

в-третьих, систематическая работа педагога с учениками своего класса в ансамбле с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать в школе сплоченный музыкальный коллектив со своими исполнительскими традициями.

в-четвертых, такой детский музыкальный коллектив более мобилен в концертной и творческой деятельности класса и школы, так как имеет в репертуаре произведения разной степени сложности и разнообразные по содержанию. Ученики класса в любое время могут объединяться для выступления в разные группы, начиная с дуэтов, где старший, более опытный ученик, всегда поддержит на концерте младшего.

Программа учебного предмета «Ансамбль» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г.  №162.

Учебный предмет «Ансамбль (домра)» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»   входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».

Программа рассчитана на 5 лет обучения и предназначена для детей в возрасте от 9,5 лет. Освоение программы начинается с 4 класса ДШИ.

При реализации учебной программы «Ансамбль» максимальная учебная нагрузка составляет 330 ч.; из них 165 ч.  – аудиторные занятия, 165 ч. – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая (от 2-х человек).

Цель учебного предмета: воспитание  у учащихся  необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения музыкальных произведений.

Задачи учебного предмета:

  • изучение учащимися разнохарактерных произведений,
  • систематическое развитие всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения,
  • решение проблем развития зрительного, слухового и двигательного аппарата учащихся,
  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в классе  специальности,
  • формирование у учащихся специальных умений и навыков ансамблевого исполнения произведений:

     умение слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами,

     умение слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;

     умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и   руководителя ансамбля; 

          умение аккомпанировать солистам; 

          умение рассказать об исполняемом произведении;

          умение читать с листа, владеть элементами импровизации, самостоятельно   разбирать новые произведения,

·         формирование личности юного музыканта через выявление и развитие его творческого потенциала,

·         развитие навыка публичного выступления,

·         подготовка одаренных учащихся к продолжению профессионального музыкального образования.

В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: 

Методы: 

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 

  • по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические),
  • по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно –иллюстративные, поисковые, проблемные,

2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,

3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,

4. Методы музыкального воспитания: метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,

5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,

6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом.

Формы: 

  • разучивание ансамблевого репертуара (текущая работа как с одним участником ансамбля, так и совместная);
  • разучивание ансамблевых партий;
  • чтение с листа ансамблевой музыки (как правило,  с преподавателем);
  • слушание ансамблевой музыки,
  • концертные выступления.

Реализация программы «Ансамбль» требует наличия: оборудованного учебного кабинета, оснащенного  фортепиано и пультами; зала для концертных выступлений;  комплекта домр; библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой; фоно – и аудиотеки,  аудиоаппаратуры.

Также необходимо осуществление теснейших  связей предметов «Ансамбль» и «Специальность», поскольку часть профессиональных задач (исполнительская техника, работа над репертуаром, чтение с листа и т.д.), связанных с данной дисциплиной, решается в процессе работы в классе по специальности. Взаимосвязь этих двух дисциплин реализуется так же и в согласованной репертуарной политике.

Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы».  

Категория: Предпрофессиональные программы для домристов | Добавил: DSHI
Просмотров: 425 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz