ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
дополнительной общеразвивающей программы «Общеэстетическое образование»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» - один из главных дисциплин учебного плана эстетического отделения школы искусств. Этот предмет способствует развитию мышления обучающихся, формирует музыкально-эстетическое восприятие, расширяет кругозор детей, воспитывает музыкальный вкус. На уроках «Слушания…» преподаватель учит детей понимать народное, классическое и современное музыкальное искусство, готовит активного слушателя музыки, имеющего представление о музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, увертюра и др.) и знания в области элементарной музыкальной грамоты.
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» составлена с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (Письмо Министерства культуры РФ от 21.11.2013 г. №191-01-39/06-ГИ).
Учебный предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» дополнительных общеразвивающих программ в области общеэстетического образования входит в предметную область «Историко-теоретическая подготовка».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет до девяти лет, составляет пять лет.
При реализации учебной программы «Слушание музыки и музыкальная грамота» максимальная учебная нагрузка составляет 350 ч.; из них 175 ч. – аудиторные занятия, 175 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета: воспитание художественного вкуса обучающихся, основанного на активном восприятии и понимании музыкального материала.
Задачи учебного предмета:
формирование у обучающихся:
- знания специфики музыки как вида искусства;
- знания музыкальной терминологии;
- знания основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения и др.);
- умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- умения пользоваться музыкальной терминологией;
- умения различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
- умения запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.
Реализация программы «Слушание музыки и музыкальная грамота» требует наличия: учебного кабинета (учебная мебель, доска, фортепиано, аудиоаппаратура), библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной, методической литературой и учебными пособиями; фоно- и аудиотеки, дидактического материала.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |