Меню сайта
Категории раздела
Общеразвивающие программы для эстетов нового образца [4]
Общеразвивающие программы для эстетов старого образца [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Суббота, 21.10.2017, 04:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для эстетов » Общеразвивающие программы для эстетов старого образца

Программа для ДМШ и эстетического и музыкального отделений детских школ искусств "Инструментальный ансамбль" (5-летний срок обучения)
17.06.2015, 12:57

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

программа для ДМШ и эстетического и музыкального  отделений детских школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана преподавателем МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» (в дальнейшем ДШИ)  Чабаненко В.С. в 2012 г. и, по сути, является новым учебным документом, регламентирующим функционирование в ДШИ класса инструментального ансамбля. Разрабатывая программу, в качестве теоретического руководства автор использовал положения пособия В. Кузнецова «Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и инструментальными ансамблями» (М., Музыка, 1986 год), поскольку, по мнению автора, это издание является большим подспорьем музыкантам, в частности, руководителям оркестрового класса ДШИ в работе с детскими инструментальными ансамблями: здесь систематизированы основные принципы организации и методики учебно – воспитательной работы, раскрыты специфические особенности практической деятельности в жанре эстрадной музыки, даны краткие сведения об истории развития этого жанра, общие понятия об инструментах эстрадного ансамбля, его  типичных составах, рассматриваются вопросы создания самодеятельного коллектива, отбора участников, распределения их по инструментам, принципы формирования репертуара. Ценность для руководителя ансамбля представляют методические указания и  приемы работы с начинающими музыкантами.

Предлагаемая автором настоящей программы форма обучения учащихся рассматривается как предмет по выбору и является одним из сегментов учебного процесса ДШИ. В связи с отсутствием в Коркинской детской школе искусств условий для реализации программы «Оркестровый класс» (в частности, преподавателя духовых инструментов и соответствующей программы), возникает необходимость, хоть частично, познакомить учащихся  эстетического отделения с инструментами, извлечение звука на которых связано с работой  органов дыхания. В данном случае, эта форма обучения не может и не должна претендовать на глубокое изучение духовых инструментов в рамках программы «Оркестровый класс» по той причине,  что обучение ограничено количеством часов учебного плана (1 год обучения -1 академический час в неделю, 2 и последующие годы – 2 академических часа в неделю), а полученные на уроке навыки не закрепляются в домашних условиях.

Настоящая программа предполагает обучение игре на духовых инструментах в форме индивидуальных занятий. Такие занятия, как планирует автор программы, - ступень для подготовки к инструментальному ансамблю, который может быть использован,  в будущем, и как аккомпанемент солистам – певцам и вокальным группам. Отсюда, возникает необходимость попутно ознакомить учащихся и с некоторыми другими инструментами, необходимыми для формирования состава инструментального ансамбля.

Предлагаемый программой перечень музыкальных  инструментов  не очень велик; он обусловлен и возможностями ДШИ, и мотивацией самих детей (отметим, что на данном этапе создания программы наблюдается большое желание учащихся эстетического отделения освоить нижеперечисленные инструменты, особенно ударные: это – ритм их жизни, энергия молодости):

  • блок-флейта,
  • флейта поперечная,
  • духовая гармоника,
  • саксофон (альт, тенор),
  • тромбон,
  • синтезатор,
  • гитара- бас,
  • ударная установка, металлофон.

Палитра тембровых красок ансамбля может быть значительно обогащена за счет введения в его состав  струнной группы, позволяющей расширить границы эстрадной инструментальной музыки и ввести в репертуар ансамбля фортепианные концерты для детей и симфонические миниатюры. Струнная группа формируется из учащихся класса скрипки, уже владеющих специфическими навыками исполнительства на инструменте.

       Деятельность детских инструментальных ансамблей, как и взрослых коллективов, широко используется в двух основных формах: прикладной и концертной. В первом случае детские инструментальные ансамбли принимают участие в музыкальном оформлении  праздников, массовых мероприятий, главным образом, детских и молодежных.  Участие детского коллектива в концертах является своеобразным показателем степени художественной зрелости, так как эта форма выступлений предъявляет высокие требования к исполняемому репертуару, а, следовательно, и к исполнительскому мастерству.  И здесь сразу возникают вопросы, касающиеся учебно- воспитательной работы в коллективе, определяющие ее направленность и характер. Неверное понимание целей и задач предмета часто приводит к просчетам и ошибкам в разработке методики учебно – воспитательной работы в инструментальных ансамблях. Наиболее характерным недостатком является копирование методов работы профессиональных музыкальных коллективов, механическое перенесение их в самодеятельность. Это происходит потому, что некоторые руководители детских коллективов цель учебно – воспитательной работы видят только в подготовке учащихся к музыкально – исполнительской деятельности, забывая порой о том, что основная задача самодеятельного коллектива направлена на эстетическое развитие участников, на формирование целого ряда качеств личности. Отсюда, считаем, что цель учебно- воспитательной работы в самодеятельных коллективах – способствовать всесторонне гармоничному развитию личности и, прежде всего, формированию у учащихся комплекса  политических, нравственных и других ценностей, в утверждении которых заинтересовано наше общество.

       Само понятие «учебно- воспитательная работа» раскрывает две стороны этого единого процесса: обучение и воспитание.  Это означает, что руководитель, обучая определенному жанру музыкального искусства, имеющего свой специфический язык, свои творческие закономерности, формирует его эстетическое и гражданское мировоззрение, художественный вкус, идеалы и т.д.  опыт учебно – воспитательной работы в самодеятельных коллективах позволяет определить основные направления в содержании этого- процесса:

  • система музыкально-теоретических и эстетических знаний,
  • система музыкально-исполнительских умений и навыков,
  • система умений и навыков творческой деятельности.

Весь процесс обучения на инструментах, предусмотренных программой, предполагается развернуть во времени:

  • 1-2 годы обучения: знакомство с инструментом, первые практические шаги, изучение простейших пьес с аккомпанементом, используя уже приобретенные  навыки.
  • 3- 5 годы обучения - участие в работе инструментального ансамбля: подготовка концертных программ, совершенствование исполнительского мастерства (не исключена подготовка для поступления в ССУЗ).

При этом сохраняется индивидуальная форма обучения в целях совершенствования уже полученных навыков учащихся и формирования новых, а также для разучивания партий для инструментального ансамбля и знакомства с  другим, предлагаемым программой,  инструментом (по желанию учащегося).

Практика показывает, что не все учащиеся справляются на должном уровне с требованиями, предъявляемыми к ним как к участникам ансамбля, поэтому эти ученики освобождаются от игры в ансамбле,  проходят только ознакомление с выбранным инструментом (инструментами) в процессе занятий в классе.

Репертуар для инструментального ансамбля формируется из произведений фортепианного, баянного и других видов инструментального искусства. Но он подвергается аранжировке, которую делает руководитель,  и уже в таком качестве предлагается для освоения участниками инструментального ансамбля.

Контроль и учет успеваемости.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и ансамбля в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках  при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков и зачета).

Формы отчетности.

Контрольный урок.

Контрольный урок проводится:

  • в 1-5 классах -  в конце первого полугодия,
  • в 1-2  классах-  в конце второго полугодия.

Учащиеся 3-5 классов, не участвующие в ансамбле, демонстрируют приобретенные знания, умения, навыки только на контрольных уроках.

Оценивается урок по пятибалльной системе.

Требования контрольного урока.

1-2  классы (для учащихся, осваивающих флейту, духовую гармонику, синтезатор):

  1. небольшая пьеса или этюд,
  2. гамма (мажорная и минорная), в соответствии с техническими требованиями по классу.

для учащихся, осваивающих ударную установку: показ освоенных ритмических рисунков в двух-, трех-, четырехдольном размерах.

3 - 5 классы: исполнение своей партии ансамблевого произведения (для подвинутых учащихся), исполнение одного- двух произведений на инструменте (для не участвующих в ансамбле).

Зачет.

Зачет проводится  в 3-5 классах, в конце  второго полугодия (школьный отчетный концерт). Выступление на отчетном концерте  является, одновременно, зачетом как для всего ансамбля, так и для каждого его участника. Программа выступления на отчетном концерте составляется руководителем ансамбля в зависимости от возможности и подвинутости коллектива.

Технические требования.

Для учащихся, осваивающих духовые инструменты, синтезатор:

  • 1 класс - гаммы  до мажор, ля минор  в одну октаву, арпеджио длинные,
  • 2 класс - гаммы соль мажор, ми минор в одну октаву, арпеджио длинные,

Критерии оценки обученности учащихся.

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок по предмету «Ансамбль» определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.

Преподавателю следует убедиться, что учащийся владеет знаниями, приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома.  Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой учащихся и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество исполнения произведений.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока (зачета). Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по предмету «Ансамбль» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

1.Ансамбль

«5»

Учащиеся достаточно хорошо владеют  навыками совместного музицирования, в игре достигнуты:

  • синхронность при взятии и снятии звука,
  • согласованность приемов звукоизвлечения,
  • соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами.

Соблюдается общность ритмического пульса, преодолены трудности полиритмии, учащиеся  умеют слушать друг друга.

 

«4»

При исполнении произведения изредка нарушается синхронность при взятии и снятии звука при наличии всех других ансамблевых компонентов. Присутствуют отдельные неточности в исполнении сложных фрагментов произведения, влекущие за собой небольшие  погрешности.

«3»

Учащиеся слабо владеют навыками совместного музицирования; в исполнении присутствует неуравновешенность динамического звучания на протяжении всего произведения, допускаются нарушения ритмического ансамбля.

 

2. Грамотность исполняемого текста.

«5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

Точное выполнение ритмического рисунка произведения;

Точное сохранение метроритмической основы произведения;

Правильные приемы исполнения штрихов, встречающихся в нотном тексте;

Соответствие темпа стилю и характеру произведения;

Использование темповых отклонений;

Умение выдержать единый темп до конца произведения;

Умение выстраивать и передавать динамику произведения;

Соблюдение соотношения баланса звука (основная мелодия- аккомпанемент);

Грамотная аппликатура;

Осмысленная фразировка.

«4»

Неполное выполнение требований грамотного исполнения текста;

Единичные нарушения ритмического рисунка (1-3 ошибки);

Частичные отклонения от метро- ритма произведения;

Некоторые неточности в приемах исполнения штрихов;

Частичные отклонения в темпе;

Недостаточно яркая динамическая окраска в произведении;

Фактура сближена по звучанию с мелодией;

Единичные ошибки в аппликатуре;

Не до конца осмысленная фразировка произведения.

«3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

Грубое нарушение ритмического рисунка, метро- ритмической основы произведения (смещение первой доли, невыдерживание длительностей и т.д.);

Неправильные приемы исполнения штрихов;

Необоснованно медленный или быстрый темп, несоответствующий характеру произведения;

Темповые «качания» в произведении»;

Невыстроенность динамики произведения;

Отсутствие баланса звучания аккомпанемента и мелодии;

Грубые нарушения в аппликатуре;

Неправильно выстроенная фразировка произведения.

3. Техническое владение текстом.

«5»

Учащийся достаточно хорошо владеет различными техническими приемами, видами техники, штрихами.

«4»

Отдельные приемы, штрихи  и виды техники требуют отработки.

«3»

Слабо развиты технические навыки учащегося, нет контакта с инструментом.

4. Музыкально- художественная выразительность исполнения.

«5»

Исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно;

Раскрытие содержания произведения;

Исполнение произведения заинтересованно, со своим отношением к произведению.

«4»

Недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение;

Не хватает заинтересованности, своего отношения, осмысления того, что играет.

«3»

Невыразительное, неяркое исполнение;

Отсутствие своего отношения к произведению.

5. Знание текста.

«5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки- умение продолжить и закончить произведение.

«4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

«3»

Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

6. Соблюдение стиля произведения

«5»

Стремление к воплощению стилевых особенностей произведения;

Соответствие приемов исполнения стилю произведения;

Соответствие редакции стилю произведения;

Соответствие темпа характеру произведения.

«4»

Неполное соответствие приемов, редакции исполнения, темпа стилю произведения.

«3»

Несоответствие приемов, редакции, темпа стилю и характеру произведения

В содержании учебно-воспитательной работы из всех накопленных исполнительской и педагогической практикой технологий нами отбираются лишь те, которые необходимы для организации учебного и творческого процесса в нашем конкретном случае. Здесь нужно исходить из задач, которые решает самодеятельный коллектив, их педагогической целесообразности.

Основной формой коллективного музицирования, в рамках настоящей программы, являются репетиции. В практике работы самодеятельных музыкальных коллективов различают четыре основных вида репетиций:

  • корректурная репетиция (проводится с целью уточнения характера аранжировки разучиваемого произведения),
  • ординарная, или рабочая, репетиция (проводится с целью изучения особенностей конкретного произведения),
  • прогонная репетиция (проводится с целью решения отдельных задач, связанных с установлением правильного соотношения темпов, динамики, штрихов и.тд.),
  • генеральная репетиция (проводится с целью проверки готовности разучиваемого произведения к концертному исполнению).

Весь процесс репетиционной работы направлен на усвоение участниками ансамбля всего многообразия музыкального языка, стилей, выработки чистоты интонирования.

Особое место занимают индивидуальные занятия, являющиеся важной основой совершенствования музыкально- исполнительского мастерства и творческого роста участников инструментального ансамбля. Это - важнейшая форма организации учебного процесса  не только в начальный период становления коллектива, но и в последующее время, когда ансамбль уже достигнет определенных художественных результатов. Только в результате плановых и систематических занятий участник ансамбля может добиться индивидуального роста исполнительского мастерства. На этих занятиях происходит проработка приемов звукоизвлечения, охват штрихового разнообразия, достигается техническая свобода, что способствует соблюдению стилистических особенностей разучиваемого произведения, точному раскрытию музыкального образа.  Поэтому правильная организация индивидуальных занятий является важным педагогическим условием, обеспечивающим эффективность творческого процесса в коллективе. Венцом индивидуальных занятий является участие всех музыкантов в групповых репетициях. Задача руководителя состоит в том, чтобы в ненавязчивом виде добиваться раскрытия музыкальных способностей каждого из участников ансамбля при строгом соблюдении стилистики разучиваемых произведений и критического отношения к своему исполнению.

Перечень дидактических средств, используемых для реализации программы

  1. фонограммы СD,
  2. аудиозаписи,
  3. DVD- установка.

Работа с фонограммой позволяет решать не только технические задачи, но и помогает сократить время на изучение произведений. Она значительно повышает качество усвоения учебного материала. С помощью фонограммы учащиеся знакомятся с нотным текстом, анализируют примеры (различные варианты исполнения), сравнивают их, сличают результаты своей работы с образцами.

Программа устанавливает срок реализации 5 лет и предназначена для учащихся младшего школьного и подросткового возрастов.

Характеристика возрастных особенностей учащихся, осваивающих программу

Система знаний и навыков на отдельных ступенях педагогического процесса складывается на основе учета возрастных особенностей психики детей и подростков.

Проблема учебной деятельности – одна из центральных в возрастной и педагогической психологии.

Младший школьный возраст (7 - 10 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. К этому времени у ребенка устанавливается взаимосвязь двух систем мозга – активационной и воспринимающей. Известный психолог Н. Добрынин писал, что когда ребенок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его внимание, в зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия, сосредотачивается то на том, тот на другом предмете, когда это сопровождается тем, что мы называем «интересом», и носит характер игры, - это непроизвольное внимание. Однако к концу дошкольного возраста появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, волевым усилием. С его развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение некоторого времени.  Чрезвычайно важное значение в зарождении произвольного внимания имеет взаимодействие ребенка со взрослыми. Педагогам хорошо известна отвлекаемость детей от деятельности, трудность сосредоточения их на чем- то малоинтересном. Причин здесь много. Это и разбросанность интересов, и изобилие ярких переживаний в воскресные дни (спектакли, гости в доме, остросюжетный фильм).  Очевидно, бывает и вина педагога, который ведет урок малоинтересно, монотонно. Ребенку становится скучно, и он стремится искать увлекательное занятие на стороне.

Поэтому важным средством, предотвращающим рассеянность, является правильное педагогическое общение с детьми. Здесь важен и объем информации, который способен усвоить ребенок, и устойчивость его внимания. Именно возрастной неустойчивостью внимания объясняется неспособность ребенка сохранять его больше 30-35 минут вследствие слабости тормозного процесса. Этот необходимо учитывать в организации работы с детьми.

Интеллектуальная активность детей в процессе занятий в школе является фактором, обеспечивающим их внимание, поэтому построение занятий должно вестись на строго научной основе, с учетом требований педагогики, психологии и гигиены.

Сохранению внимания детей способствует смена видов деятельности. Это позволяет избежать однообразия и скуки.

Для обучения игре на инструментах в ДШИ необходима память как составляющая работы мозга. Память как особый психический процесс не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере созревания его мозга, в процессе его развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Поэтому развитие памяти происходит вместе с развитием всего индивидуально- психологического облика человека. Непрерывное расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, навыками и умениями приводит к количественным и качественным изменениям памяти, которые в конечном итоге и определяют дальнейшее ее развитие.

Воображение - один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие. Здесь педагогу представляются большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость, доверчивость, склонность к подражанию авторитета, которым пользуется учитель в глазах ребенка – на все это необходимо опираться в учебной и воспитательной работе.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно в 1, 2 классах) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В - третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка- на все это необходимо опираться в учебной и  воспитательной работе.

Подростковый возраст  характеризуется бурным ростом и развитием личности. В это время происходит перестройка  психических процессов подросток неуравновешен, отличается повышенной возбудимостью. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками. И здесь преподаватель должен учитывать особенности так называемого «переходного», или «трудного» периода.

         Подростковый возраст характеризуется еще и стойким интересом к тем видам учебной деятельности, которые несут в себе черты непознанного и требуют известной самостоятельности для их усвоения. Появляются новые мотивы обучения, пробуждаются желания профессионального совершенствования и формируются эстетические чувства. И, вместе с тем, этим процессам сопутствуют определенные противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. И на этом переходе возникает своеобразный эстетический кризис у детей, когда они уже выросли из игрового восприятия искусства, но еще не подошли к такому отношению к нему, которое раскрывало бы перед ними его сущность.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы:

На занятиях в классе инструментального ансамбля учащиеся должны научиться:

  • применять в ансамблевой игре практические навыки игры на инструменте,
  • слышать и понимать музыкальное произведение,
  • исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке руководителя,
  • понимать дирижерские жесты.

Мы предполагаем, что в результате освоения настоящей программы будут решены проблемы развития музыкального мышления, исполнительского мастерства,  зрительного, слухового, дыхательного, двигательного аппарата учащихся, будут сформированы специальные умения и навыки коллективного музицирования, навыки звукоизвлечения, исполнительского дыхания, инструментального интонирования, ритмической точности, освоены  конкретные музыкально- технические приемы.

Категория: Общеразвивающие программы для эстетов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 399 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz