Меню сайта
Категории раздела
Общеразвивающие программы для эстетов нового образца [4]
Общеразвивающие программы для эстетов старого образца [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Вторник, 22.08.2017, 04:27
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для эстетов » Общеразвивающие программы для эстетов старого образца

Программа для эстетического и хореографического отделений детских школ искусств "Общее фортепиано" (5 –летний срок обучения)
27.05.2015, 09:56

ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО

программа для эстетического и хореографического отделений детских школ искусств

(5 –летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа (автор – преподаватель общего фортепиано МОУДОД  «Коркинская детская школа искусств» О.А. Кузьмина) является первой редакцией программы «Фортепиано» для учащихся хореографического и эстетического отделений ДШИ (срок реализации – 5 лет, авторы –преподаватели МОУДОД «Коркинская детская школа искусств»: С.Б. Апарина, В.Л. Штинова, О.А. Кузьмина), составленной в 2009 г.  на основе программы (проекта) «Фортепиано» для хореографических отделений ДШИ Министерства культуры РСФСР (1987г.).

Министерская программа реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Фортепиано». В эту программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Репертуарные сборники», «Годовые требования». Особенностью этого документа является принцип единства требований и рекомендаций в учебном процессе.

Рабочая  программа 2009г. позаимствовала многое из программы 1987г., в том числе, ряд произведений для разучивания, тем не менее, она  стала новым учебным документом. Помимо традиционных сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала,  авторы внесли в программу 2009г. существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению учебных программ. Авторы программы акцентируют внимание на воспитательном аспекте, обозначают знания, умения, навыки на заключительном этапе ее реализации, дают характеристику возрастных особенностей учащихся, которым адресована программа.  Составлен примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для разучивания в течение учебного года, разработаны годовые требования по классам и созданы методические рекомендации.

В настоящей редакции  программы 2009 г. внесены изменения в примерный репертуарный список, а также пересмотрены годовые требования по классам, формы контроля успеваемости, требования к выпускнику. Это обусловлено следующей причиной: четырехлетний период реализации программы, показал, что в программе 2009 г. завышены требования для учащихся эстетического  хореографического отделений ДШИ. Авторы программы не достаточно продуманно отнеслись к  специфике обучения на этих отделениях, а именно не учли уровень теоретической подготовки учащихся (содержание программы «Слушание музыки и музыкальная грамота»); связь же двух предметов «Фортепиано» и «Музыкальная грамота» должна обязательно прослеживаться, только при этом условии   учащиеся ДШИ приобретут такой комплекс знаний, умений и навыков и такой необходимый уровень эстетической  культуры, который позволил бы им органически включиться в сферу художественной жизни.

Художественные способности детей, обучающихся в школе искусств, получают самое широкое раз­витие. Воспитание здесь ведется средствами музыки, живописи, хо­реографии. Хореографическое отделение ДШИ не готовит професси­ональных артистов балета, а эстетическое –профессиональных музыкантов, художников, танцоров,  но здесь закладываются основы эстетиче­ского развития детей. Кроме того, в ходе занятий осуществляется дифференцированный подход к учащимся с учетом возможности профессиональной ориентации.

Музыка играет ведущую роль в искусстве хореографии. Ее харак­тер и образное содержание отражаются в пластике движений. Танцов­щик должен быть музыкально грамотным, хорошо чувствовать харак­тер музыки, динамику ее развития, метроритмическую структуру, ощущать форму произведения. Уроки музыкальной грамоты и слуша­ние музыки дают теоретические знания, а на уроках фортепиано уче­ник, играя различные произведения, сам становится исполнителем. Здесь важно с первых занятий суметь пробудить у учащихся стремление к выразительному исполнению, передаче характера произведе­ния.

Программа по фортепиано для хореографических и эстетических  отделений детских школ искусств рассчитана на 5 лет обучения, в соответствии с учебным планом КДШИ.

  Вся учебно-воспитательная работа должна вестись педагогом на высоком профессиональном уровне. Учитывая большую нагрузку учащихся хореографического и эстетического отделений (в среднем 9-10 часов в не­делю) и учебу в общеобразовательной школе, нельзя перегружать ученика домашними заданиями. От педагога требуется: тщательная подготовка к уроку; его планирование. С каждым учеником должен быть составлен индивидуальный план работы.

Цель программы - формирование ЗУН, обеспечивающих грамотное    овладение учащимися инструментом. Перед преподавателем фортепиано стоят сложные и ответственные задачи:

  • привитие учащимся интереса и любви к предмету;
  • развитие художественного вкуса учащихся, умения чувствовать и переживать прекрасное;
  • развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков учащихся;
  • исполнение доступных музыкальных произведений различных жанров;
  • воспитание     навыков  домашнего     музицирования,      игры      по      слуху,       чтения с листа, игры в ансамбле;
  • накопление теоретических знаний и музыкальных впечатлений учащихся;
  • помощь ученикам в их участии в общественной жизни школы.

  Воспитательные задачи программы: через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки, воспитывать, формировать и развивать у учащихся:

  • духовные силы и творческие способности,
  • эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
  • уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
  • уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
  • нравственные качества ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, поскольку считаем, что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,
  • «культуру чувств»,
  • прекрасные, возвышенные эмоции,
  • кругозора ребенка,
  • способность понимать музыку и практические навыки музицирования,
  • характер, чувство дисциплины, то есть всего того, что образовывает человека, придает ему целостный образ и делает его членом общества.

Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков фортепиано, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в классе во время урока, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. Во время урока формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества. Процесс обучения формирует и развивает организационно-трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках фортепиано воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности произведений, избранных для учебной работы. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.

Контроль и учет успеваемости

Виды контроля успеваемости

  • Текущий контроль ЗУН ( в процессе урока)
  • Периодический контроль (контрольный урок в конце 1 полугодия, зачет- в конце второго полугодия)

Формы контроля успеваемости

На контрольном уроке (зачете) исполняются различные произведения (по форме, жанру).

классы

Требование 1 полугодия (контрольный урок)

классы

Требование 2 полугодия (зачет)

1

-

1

1 произведение

2

1 произведение

2

1 произведение

3

1 произведение

3

2 произведения

4

1 произведение

4

2 произведения

5

1 произведение

5

2 произведения

Критерии оценки

1 класс.

1. Грамотность исполняемого текста.

«5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

Точное выполнение ритмического рисунка произведения;

Правильные приемы исполнения штрихов non legato, legato,  staccato;

Соответствие темпа характеру произведения;

Умение ярко показать контраст динамических оттенков f, p.

«4»

Неполное выполнение требований грамотного исполнения текста;

Единичные нарушения ритмического рисунка (1-2 ошибки);

Некоторые неточности в приемах исполнения приемов штрихов non legato, legato,  staccato;

Неточное соблюдение темповых указаний в произведениях;

Недостаточно яркий контраст f, p.

«3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

Грубое нарушение ритмического рисунка;

Неверные приемы исполнения штрихов non legato, legato,  staccato;

Несоблюдение темповых указаний в произведениях;

Исполнение произведений одним динамическим оттенком.

2. Выученность текста.

«5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки- умение продолжить и закончить произведение.

«4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

«3»

Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

2 – 4 классы.

1. Грамотность исполняемого текста.

«5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

Точное выполнение ритмического рисунка произведения;

Точное сохранение метроритмической основы произведения;

Правильные приемы исполнения штрихов, встречающихся в нотном тексте;

Соответствие темпа стилю и характеру произведения;

Использование темповых отклонений (ritenuto, accelerando и т.д.);

Умение выдержать единый темп до конца произведения;

Умение выстраивать и передавать динамику произведения;

Соблюдение соотношения баланса звука (основная мелодия- аккомпанемент);

Грамотная аппликатура;

Осмысленная фразировка.

«4»

Неполное выполнение требований грамотного исполнения текста;

Единичные нарушения ритмического рисунка (1-3 ошибки);

Частичные отклонения от метро- ритма произведения;

Некоторые неточности в приемах исполнения штрихов;

Частичные отклонения в темпе;

Недостаточно яркая динамическая окраска в произведении;

Фактура сближена по звучанию с мелодией;

Единичные ошибки в аппликатуре;

Не до конца осмысленная фразировка произведения.

«3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

Грубое нарушение ритмического рисунка, метро- ритмической основы произведения (смещение первой доли, невыдерживание длительностей и т.д.);

Неправильные приемы исполнения штрихов;

Необоснованно медленный или быстрый темп, несоответствующий характеру произведения;

Темповые «качания» в произведении»;

Невыстроенность динамики произведения;

Отсутствие баланса звучания аккомпанемента и мелодии;

Грубые нарушения в аппликатуре;

Неправильно выстроенная фразировка произведения.

2.Выученность текста.

«5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки- умение продолжить и закончить произведение.

«4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

«3»

Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

5 класс.

1. Грамотность исполняемого текста.

«5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

Учет всех авторских и стилевых особенностей в штрихах, динамике, фразировке, нюансировке, темпе, ритме, аппликатуре;

В игре прослеживается горизонтальное и вертикальное слышание фактуры произведения;

Грамотная педализация, четкая смена педали, отсутствие «запедаливания» гармонии.

«4»

В исполнении произведений учащийся допускает:

незначительные, единичные ошибки, отклоняясь от авторских указаний штрихов, динамики, фразировки, нюансировки, темпа, ритма, аппликатуры;

нечеткое ведение голосов в полифонии, слышание фактуры;

неточности в использовании педали.

«3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

Учащийся допускает грубые ошибки в ритме, темпе, аппликатуре, динамике, нюансировке, фразировке произведения;

Не прослушивается четкое ведение голосов в полифонии, смешение звукового баланса аккомпанемента и мелодии;

Неграмотное владение педалью.

2. Выученность текста.

«5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки (один раз)- умение продолжить и закончить произведение.

«4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

«3»

Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
  • аудиотехника,
  • компактдиски,
  • нотная литература для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей.

Занятия  по предмету ведутся 1 раз (1 академический час) в неделю. Форма занятий - индивидуальная.

Программа устанавливает срок реализации 5 лет и рассчитана на учащихся подросткового возраста (10-15 лет).

Общая характеристика учащихся подросткового возраста

В современной психолого-педагогической литературе подростковый возраст обычно характеризуется как «трудный», «переломный». Основания к этому дают и научные данные, и широкие наблюдения практиков. Обычно отмечается, что быстрое физическое развитие приводит к различным «дисфункциям». Общий рост организма (увеличение длины туловища, рук, ног) протекает более интенсивно, чем развитие сердца, кровеносной системы. Вследствие этого мозг часто не получает должного питания - возникает быстрое утомление, резко меняется настроение: от возбужденного- к упадочному, вялому. Повышенная утомляемость требует особого щадящего режима во всех видах деятельности подростка, следовательно, и во время музыкальных занятий с ним. Подростки проявляют повышенную чувствительность к тому, как себя ведут с ними взрослые (родители, учителя). Они хотят быть взрослыми, самостоятельными и чрезвычайно болезненно реагируют, если к ним относятся, как к детям. Каждый стремится к тому, чтобы в нем видели личность, и это стремление к самоутверждению нередко проявляется в уродливых формах, лишь бы с ним считались.

К 10-11 годам у учащихся значительно ярче начинает проявляться способность к абстрагированию, наблюдается постепенный переход от преимущественно наглядного восприятия явлений, фактов к их пониманию уже через более отвлеченное словесное описание, объяснение. Для них характерно увеличение объема произвольного внимания, что проявляется в их способности дольше сосредоточиваться на предложенном учителем задании (слушать, исполнять музыку), чем у детей более раннего возраста. Общее развитие учащихся, приобретенные ими навыки мышления (умение сопоставлять, сравнивать, делать самостоятельные выводы) проявляются и в музыкальном мышлении – в сопоставлении, сравнении музыкальных явлений, в формировании собственных суждений. Непроизвольное запоминание дополняется произвольным. Таким образом, получаемые впечатления становятся более объемными (количественно) и глубокими (качественно). Воображение, сохраняя свою силу, становится более осознанным и предметным; на его характере сказывается приобретаемый жизненный опыт. Интересы школьников делаются более избирательными. Учитывая возрастные особенности подростков, их ранимость, склонность делать безапелляционные выводы в отношении своих возможностей, педагог-музыкант должен быть чутким, тактичным, доброжелательно внимательным к таким детям, передавать им свою уверенность в их будущем успешном музыкальном развитии.  Педагогу следует иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь  охватить значительный материал; приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы,  и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

В то же время объективные условия учебно–воспитательного процесса благоприятствуют расширению контактов школьников с музыкой, введению новых форм занятий.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения

Оканчивая обучение на хореографическом и эстетическом отделениях ДШИ по предмету «Фортепиано», учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять  несложные произведения на фортепиано,
  • читать музыкальные произведения с листа,
  • транспонировать несложные музыкальные произведения,
  • играть в ансамбле,
  • подбирать на слух.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы для эстетов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 396 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz