Меню сайта
Категории раздела
Общеразвивающие программы для эстетов нового образца [4]
Общеразвивающие программы для эстетов старого образца [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 25.04.2024, 19:53
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для эстетов » Общеразвивающие программы для эстетов старого образца

Программа для эстетического отделения детских школ искусств "Музицирование" (5-летний срок обучения)
27.05.2015, 09:51

МУЗИЦИРОВАНИЕ

программа для эстетического отделения детских школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Учебный план МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» (образовательная программа «Общеэстетическое развитие») предполагает изучение предмета «Музицирование» (подбор по слуху мелодий, аккомпанемента, чтение с листа, игра в ансамбле, развитие творческих навыков).

         Современное художественное образование приобретает массовый характер, и в музыкальные школы, школы искусств приходят не только одаренные дети, но и дети со средними и слабыми музыкальными способностями, не ориентированные на дальнейшее профессиональное обучение, но желающие получить навыки музицирования. Именно поэтому особенно актуальны сегодня поиски путей демократизации содержания музыкального образования, усиления мотивации обучения в музыкальных школах и школах искусств, получения реальных результатов обучения, необходимых для самостоятельной реализации творческих потребностей учащихся и после окончания школы.

         Данная программа рассчитана на учащихся, осваивающих образовательную программу «Общеэстетическое развитие». Она создает наиболее благоприятные условия для формирования и закрепления различных слуховых и исполнительских навыков, способствует поддержанию интереса к занятиям у детей со средними и слабыми музыкальными данными. Программа систематизирует теоретический и практический материал, предлагает конкретные пути и способы обучения, необходимые для того, чтобы учащиеся достаточно легко преодолевали теоретические и практические сложности, добиваясь ощутимых результатов.

         Цель программы – формирование устойчивого интереса к музицированию и, в целом, к обучению в школе искусств.

         Задачи:

  • всесторонняя реализация исполнительских и творческих возможностей учащихся с хорошими данными,
  • достижение возможности художественного самовыражения и реализация полученных навыков учащимися со средними и слабыми музыкальными данными,
  • реальное осуществление межпредметных связей, оптимизация учебного процесса,
  • повышение коммуникабельности учащихся, воспитание в них морально –этических принципов социального поведения,
  • формирование эстетического вкуса, умения ориентироваться в окружающем звуковом пространстве.

         Учитывая, что такие формы работы, как чтение с листа и подбор по слуху, являются самыми эффективными способами развития музыкальных способностей, они представлены в программе на протяжении всех лет обучения, что способствует полноценному музыкальному развитию учащихся.

         Увеличение репертуара за счет достаточно легких технически, но емких по содержанию произведений расширяет творческий кругозор учащихся, благотворно влияет на развитие и воспитание личности ребенка.

         Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся. При сохранении предлагаемой последовательности освоения материала время и уровень его освоения зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Для учащихся со слабыми музыкальными данными программа предусматривает разнообразие материала одной степени сложности и вариантность творческих заданий.

         Программа «Музицирование» согласуется с программой по предмету «Сольфеджио», закрепляя и обобщая знания, полученные на теоретических предметах, помогая этим знаниям обрести форму практических умений.

         Умение музицировать дает возможность ученикам почувствовать свою значимость в среде сверстников, активно участвуя в художественной жизни образовательных школ, тем самым, поднимая общественную значимость обучения в школе искусств.

Формы контроля успеваемости:

Зачет – в конце учебного года, на котором учащийся демонстрирует навыки:

  • Чтения с листа (1-5 классы),
  • Подбора по слуху (3-5 класс),
  • Транспонирования (1-5 классы).

Критерии оценки обученности учащихся:

5 – учащийся грамотно читает с листа, легко, грамотно  подбирает музыку и испытывает в этом потребность, владеет навыками ансамблевого музицирования.

4 – учащийся допускает незначительные ошибки при чтении с листа, испытывает определенные затруднения при подборе по слуху (нуждается в помощи преподавателя), достаточно хорошо владеет навыками ансамблевого музицирования.

3 – учащийся допускает грубые ошибки при чтении с листа, не может подбирать по слуху, слабо владеет навыками ансамблевого  музицирования.

2 –рекомендуется не ставить.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

Литература (нотная)

Аудиотехника

Музыкальный инструмент «Фортепиано»

Компакт-диски

Инструменты шумового оркестра

Программа устанавливает срок реализации 5 лет. Занятия предполагают практическую форму работы один  раз в неделю (0,5 академического часа). Программа предназначена для учащихся младшего школьного и подросткового возраста.

Характеристика возрастных особенностей учащихся.

Младший школьный возраст (7 - 10 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость.  Он может, в известных пределах, понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.

Анатомно – физиологические особенности младшего школьника, уровень его психического и физического здоровья также должны учитываться в организации педагогической работы. По определению Н.Д. Левашова, ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем. В 7-10 лет костный аппарат младшего школьника находится в стадии формирования, что необходимо принимать во внимание и заботиться о посадке ребенка за инструментом. Процесс окостенения кисти и пальцев не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев затруднительны и утомительны.

Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничена. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Учащиеся 1, 2 классов могут сохранять внимание непрерывно в течение 30-35 минут, не более. Это необходимо учитывать при организации работы.

Воображение - один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, в – первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во - вторых, младшие школьники (особенно в 1, 2 классах) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В - третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка - на все это необходимо опираться в учебной и  воспитательной работе.

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений. Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.

Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь  охватить значительный материал; приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

В то же время объективные условия учебно – воспитательного процесса благоприятствуют расширению контактов школьников с музыкой, введению новых форм занятий.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая музыкальную школу, учащиеся должны уметь:

  • читать с листа несложные музыкальные произведения,
  • подбирать по слуху понравившуюся мелодию и аккомпанемент к ней,
  • владеть элементарными навыками транспонирования.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте  эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.

 

Категория: Общеразвивающие программы для эстетов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 333 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz