Меню сайта
Категории раздела
Общеразвивающие программы для эстетов нового образца [4]
Общеразвивающие программы для эстетов старого образца [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Суббота, 16.12.2017, 14:12
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для эстетов » Общеразвивающие программы для эстетов старого образца

Программа для эстетического отделения школ искусств "Изобразительное искусство" (5-летний срок обучения)
17.06.2015, 12:48

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Программа для эстетического отделения школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

Пояснительная записка

1.1 Аналитический блок

         Эстетическое воспитание и художественное образование учащихся предполагает овладение простейшими умениями и навыками изобразительного искусства, самостоятельное составление композиций, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей.

         Содержание курса «Изобразительное искусство» составляет работа с натуры, по памяти и по воображению различных предметов, явлений окружающего мира, создание графических и живописных композиций, относящихся к разным жанрам изобразительного искусства.

         Предмет «Изобразительное искусство» способствует изучению законов воздушной и линейной перспективы ( пространственных отношений, формы, пропорций ), основ цветоведения, а так же знакомству с законами, средствами и правилами композиции и т.д.

         В настоящее время существует несколько программ для отделений общего  эстетического образования и воспитания в ДШИ. Так, например,  это программы «Изобразительное искусство» ( проект ) для отделений общего эстетического образования ( воспитания) детской школы искусств Министерства культуры РСФСР, составленные Г.А.Моисеевой и М.Н.Семеновой ( 1986 ) для 1 класса и 2-4 классов.

         Необходимо отметить, что данные программы не подходят для работы в «КДШИ», так как по учебному плану, рассчитанному на пятилетний срок обучения, в данном учреждении  дополнительного образования на предмет «Изобразительное искусство» отводится 2 часа в неделю, 70 академических часа в год: 1 четверть - 9 недель (18 часов); 2 четверть – 7 недель (14 часов); 3 четверть – 10 недель (20 часов); 4 четверть – 9 недель (18 часов).

         Проводя анализ программы «Изобразительное искусство» для отделений эстетического воспитания Мироновой В.Ф. (ДШИ г. Магнитогорска), рассчитанной на четырехлетний срок реализации, обращаем внимание на учебно-тематический план и приходим к выводу, что данная программа не подходит для работы в «КДШИ», так как не соответствует не по сроку реализации, не по количеству академических часов ( В.Ф.Миронова предлагает в 1,2,4  классах  по  33  академических  часа  в  учебном  году,  в  3 классе – 34 часа, а это, следовательно, один академический час в неделю ).

       Итак, данная программа по предмету «Изобразительное искусство» рассчитана на пятилетний срок обучения, согласно учебному плану  «Коркинской детской школы искусств».

1.2 Конструктивный блок

Основные идеи программы.

         Предмет «Изобразительное искусство» способствует изучению формы, пропорций, конструктивного строения, перспективных сокращений, развитию цветовосприятия, пространственно – образного мышления,  обогащает духовный мир ребенка.

         Обучение изобразительному искусству занимает важное место в системе эстетического воспитания, способствует развитию творческого потенциала личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности, помогает детям в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает учащихся к широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве и жизни.

         Изобразительное искусство может обеспечить:

  • обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности;
  • формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морального облика;
  • систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления;
  • развитие творческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
  • воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству.

         Итак, цель данного курса: развитие творческой индивидуальности учащегося и эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности.

          Таким образом, задачами занятий по программе «Изобразительное искусство» являются:

  • Обучение основам рисования с натуры, по памяти, по воображению.
  • Формирование пространственного представления, художественно-образного восприятия действительности.
  • Развитие цветоощущения, зрительно-образной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей и фантазии.
  • Воспитание духовной культуры и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, уважительного отношения к труду художника.

Прогнозируемые результаты.

         Стремясь к поставленным целям и следуя содержанию программы «Изобразительное искусство», можно ожидать к концу пятилетнего срока обучения следующие результаты, т.е. учащиеся должны:

  • Знать и уметь применять в практической работе законы и правила, средства композиции (цельность, равновесие, ритм, контраст, нюанс, симметрия, асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, соподчинение элементов). Уметь организовать заданный формат, соразмеряя все элементы в соответствии с размером листа.
  • Обладать образным мышлением и воображением, развитой наблюдательностью и зрительной памятью.
  • Знать и уметь применять основы конструктивного построения предметов, использовать закон перспективы; передавать пропорции и характер формы предметов. Сознательно пользоваться приемами линейной и воздушной перспективы.
  • Уметь графическими и живописными средствами передавать объем предметов, освещенность, пространство, фактуру поверхности предметов.
  • Владеть техническими приемами работы различными  изобразительными материалами (живописными и графическими).
  • Обладать навыками самостоятельного ведения работы над заданием в четкой последовательности.
  • Владеть навыками работы линией, штрихом, пятном. Иметь навыки линейного и живописного рисунка.
  • Различать и использовать в работе все цвета спектра и их оттенки, выбирать гармоничные сочетания цветов для передачи выразительности образов, особенностей освещения.

Критерии оценки обученности учащихся.

         Сегодня актуально учитывать индивидуальные особенности учащегося в процессе обучения и воспитания, так как дети по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.

         По мнению Инге Унт «индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются».

         Необходимость индивидуализации обучения обусловлена большими индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат учения. Сюда относится уровень знаний, умений и навыков, а так же способности.

         Таким образом, при выставлении оценок необходимо соблюдать не только критерии   обученности   учащихся,   предложенные   ниже,  но  и   учитывать возрастные особенности ребенка.

Критерии оценивания учащихся 1 класса

    1. Освоение формата листа (композиционное решение: выбор формата, определение величины изображения по отношению к размеру формата, размещение изображения предметов на плоскости листа; последовательное выполнение всех этапов работы). Последовательное ведение работы над заданием.

  • «5» Учащийся свободно осваивает формат листа в соответствии с классом обучения. Грамотно выполняет задания на всех этапах работы в четкой последовательности (это может отследить преподаватель во время практической работы учащихся).
  • «4» Учащийся осваивает формат листа, но могут быть допущены незначительные ошибки в композиционном размещении; недостаточно самостоятельности для грамотного ведения работы на всех этапах.
  • «3» Учащийся плохо осваивает формат листа; трудности в композиционном размещении; невыполнение завершающих этапов работы.

    2. Знание законов и правил композиции.

  • «5» Учащийся теоретически хорошо знает и умеет применять в практической работе законы и правила композиции (в соответствии с классом обучения): цельность, равновесие, ритм, контраст, нюанс, выделение сюжетно-композиционного центра. Умеет организовать формат, соразмеряя все элементы в соответствии с размером листа.
  • «4» Учащийся теоретически знает законы и правила композиции, но в практической работе не умеет в полной мере применить их. Возникают незначительные трудности в организации формата листа.
  • «3» Учащийся слабо владеет законами и правилами композиции, затрудняется в практической работе. Не умеет выделить главное, не соразмеряет величину изображения к формату. Не хватает цельности.

    3. Творческие способности (творческий самостоятельный подход к решению задач).

  • «5» Учащийся владеет хорошим образным мышлением и воображением, необходимыми при выполнении работы по представлению, – иллюстрации к литературным произведения, сюжеты на исторические темы и т.п.; хорошей наблюдательностью и зрительной памятью, необходимыми при работе над сюжетной композицией по наблюдению. Самостоятельность и оригинальность мышления. В работах присутствует выразительность образа, эмоциональное состояние (настроение).
  • «4» У учащегося не достаточно хорошо развиты наблюдательность, зрительная память, образное мышление и воображение. В работе не в полной мере умеет выразить эмоциональное состояние, настроение, не хватает выразительности.
  • «3» Слабо развиты воображение и образное мышление, зрительная память и наблюдательность. Трудности в сочинении, нуждается в помощи преподавателя.

  4. Применение знаний, умений, навыков в работе над рисунком.

  • «5» Учащийся применяет умения, навыки работы с различными материалами в соответствии с программой.
  • «4» Учащийся испытывает некоторые затруднения в работе с материалом при использовании приемов (гуашь, акварель, карандаш, цветные карандаши, тушь).
  • «3»   Учащийся слабо владеет материалами, возникают трудности при изображении, нуждается в помощи преподавателя.

    5. Технические навыки работы различными материалами, инструментами .

  • «5» Учащийся хорошо овладевает навыками работы линией, штрихом, техническими навыками письма (заливка, рисующая линия), приемами работы акварелью и гуашью.
  • «4» Присутствуют недостатки в овладении техническими материалами, в освоении технических навыков письма, приемов работы и т.п.
  • «3» Учащийся слабо владеет техническими навыками работы материалами и приемами работы.

Критерии оценивания  учащихся 2-5 классов

    6. Владение основами конструктивного построения предметов.

  • «5» Учащийся хорошо владеет основами конструктивного построения предметов, используя законы перспективы; передает пропорции и характер формы предметов.
  • «4» Учащийся владеет основами конструктивного построения предметов, но допускает незначительные ошибки в передаче пропорций предметов, конструкции предметов.
  • «3» Учащийся допускает грубые ошибки в конструктивном построении предметов, передаче пропорций; плохо передает характер формы предметов.

    7. Передача графическими и живописными средствами объема предметов (свет, полутень, освещенность, материальность) и пространство.

  • «5» Учащийся умеет передавать графическими и живописными средствами объем предметов, освещенность, пространство.
  • «4» Учащийся не достаточно свободно владеет практическими навыками при передаче объема предметов.
  • «3» Учащийся с трудом передает объем предметов, освещенность. Необходим постоянный контроль со стороны преподавателя.

Формы контроля успеваемости.

         Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процессов разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств.

         Большое значение играет эмоциональный настрой ребенка к изобразительному творчеству. Любое неосторожное слово способно отрицательно настроить учащегося подросткового возраста к любому виду деятельности и способствовать развитию ряда комплексов. Специалисты советуют, рассматривая работы и оценивая   рисунки    детей,    выполнять    следующие правила:

  • Обсуждать с учащимся только его рисунок.
  • Оценивать достижения учащегося относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками, с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.
  • При оценке работы знать точные цели, суть задания, условия создания рисунка.

Исходя из выше сказанного, необходимо просматривать работы каждого учащегося индивидуально, говоря о положительных, а затем об отрицательных моментах.

         Необходимо отметить, что при общих просмотрах индивидуальный подход практически не возможен, поэтому предпочтение отдается следующим видам учета успеваемости:

  • Текущий ( оценка ставится за урок; за выполнение одного из этапов работы; за активность ученика на уроке );
  • Периодический – за четверть ( исходя из текущих оценок, средний бал);
  • Итоговый – за год.

Формы отчетности:

  • Формами промежуточной аттестации в 1 классе является индивидуальный просмотр работ учащихся, который организуется по окончанию работы над заданием.
  • Формами промежуточной аттестации во 2-5 классах  являются общие просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого полугодия.
  • Итоговая аттестация во втором полугодии (5 класс) проводится в форме общего просмотра.

         Цели контроля: установка степени обученности, уровня знаний, умений, навыков, полученных на уроках, отслеживание ( прогресса или регресса ) изменений в изобразительной деятельности учащегося на протяжении  данного промежутка времени.

Годовые требования по классам.

Результаты первого года обучения.

         К концу первого года обучения учащиеся знакомы с некоторыми правилами, законами и средствами композиции (формат, равновесие, целостность, композиционный центр, ритм); получают первоначальные знания законов линейной перспективы, узнают об особенностях изменения цвета под воздействием пространства, воздуха. Дети уже знакомы с понятиями «Фронтальная перспектива», «Угловая перспектива», «Воздушная перспектива»; со средствами графики и живописи; знакомы с многообразием материалов, приобретают некоторые умения работы с гуашью, акварелью, карандашами, тушью, цветной бумагой. По окончанию первого года обучения хорошо знают три основных цвета и умеют получать из них составные цвета, используя в работе палитру, знакомы с группами холодных и теплых цветов. В процессе творчества смело работают по всей поверхности листа, не оставляя белых незакрашенных мест, приобретают умения работы кистью, карандашом, пером. Используют явление зрительного уменьшения предметов по мере их удаления.  Соблюдают  правила  культуры  и  гигиены  работы с красками, тушью, карандашом.

Результаты второго года обучения.

        К концу второго года обучения учащиеся пользуются линией, пятном, мазком при работе над рисунком. Учащиеся владеют первоначальными знаниями о законах перспективы, осознают значение выбора горизонта в рисунке. Хорошо знакомы с правилами, приемами и средствами композиции (равновесие, формат, целостность, ритм, композиционный центр, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость). Сознательно используют композиционные средства: размер и формат листа.

Результаты третьего года обучения.

        К концу третьего года обучения учащиеся знают свойства акварели и гуаши, карандаша и их технические возможности, постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью средств графики и живописи. При составлении тематической композиции умеют передавать простейшие смысловые связи между предметами, гармонически заполнять изображением всю поверхность листа. Владеют умениями последовательно вести работу над композицией.

Результаты четвертого года обучения.

         К концу четвертого года обучения учащиеся закрепляют знания и умения, полученные ранее, а так же знакомятся с новыми знаниями и средствами передачи пространства и объема предметов по средствам живописи и графики. Умеют передавать характер и основные пропорции предметов, пространственные явления, видимые изменения формы, пропорции предметов, находить множество разных оттенков, при работе над пейзажем передавать явления наглядной перспективы, освещенность предметов, собственные и падающие тени.

Результаты пятого года обучения.

        В результате занятий на протяжении пятого года обучения учащиеся осваивают знания законов, правил, средств композиции. Владеют умениями составления тематической композиции. Сознательно используют композиционные средства: выбор точки зрения, размещение изображения на листе с учетом зрительного равновесия и смыслового акцента. При работе над натюрмортом с натуры соблюдают цветовые и тональные отношения. Владеют знаниями и умениями передачи пространства, объема предметов, их фактуры. Учащиеся умеют придерживаться определенной последовательности и стремятся к достижению законченности работы.

1.3 Технологический блок.

         В учебно-методическое обеспечение программы «Изобразительное искусство» входит оборудование и художественные материалы:

  • Оборудование: столы, стулья, мольберты, емкости для воды.
  • Художественные материалы: акварельные и гуашевые краски, тушь, перо, цветные карандаши, простые карандаши, кисти, палочки, ватман формата 1/8, ¼, мягкий материал.
  • Методические, учебные и дидактические материалы:
  • - наглядный материал, представляющий основные виды живописи, графики ( к темам «Натюрморт», «Пейзаж», «Портрет», «Сказочно – былинный жанр» и т.д. ).
  • - динамические пособия «Пропорции лица человека»,
  • - динамическое пособие «Пропорции фигуры человека»,
  • - динамическое пособие, иллюстрирующее перспективное изменение величины предмета в пространстве,
  • - динамическое пособие «Воздушная перспектива»,
  • - динамическое пособие «Кошка», «Лошадь», «Верблюд» и т.п.,
  • - таблица «Графика. Фактура.»,
  • - таблицы по цветоведению ( контраст, нюанс, основные и составные цвета, спектральный круг, ахроматические цвета, изменение светлоты и насыщенности ),
  • - таблицы, отражающие поэтапность ведения работы акварелью, гуашью, карандашом.
  • - наглядный материал с различными породами деревьев ( береза, дуб, ель и т.д. )
  • Зрительный ряд: в качестве зрительного ряда используются репродукции журналов «Юный художник» и «Галерея».

1.4 Информационный блок.

         Данная  программа  устанавливает пятилетний срок реализации и рассчитана на учащихся: первый год обучения - дети в возрасте от 10 до 12 лет, второй - от 11 до 13 лет, третий - от 12 до 14 лет, четвертый - от 13 до 15 лет, пятый - от 14 до 16 лет, таким образом, формируются разновозрастные группы, в состав которых входят дети с разным уровнем развития, знаний, умений.

          Программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению образовательных программ, с учетом возрастных особенностей учащихся. 

         Специалисты доказали, и это видно из практики, что примерно к 10-11 годам ребенок способен сознательно усваивать наглядную перспективу и пространственные отношения предметов на плоскости листа, он все больше стремиться к правдоподобности изображения, а значит, к передаче объема, перспективы, конструктивных особенностей предмета. Дети уже могут выполнять эскизы композиций, что помогает добиться наилучшего воплощения замысла. В этом возрасте наблюдается высокий темп интеллектуального развития, формирование логического мышления, эмоциональная глухота. Свойственен бурный рост самосознания, желание утвердить свою «взрослость».

         Все это способно вызвать кризис творчества, поэтому как показывает практика, и советуют специалисты, в 10-12 лет необходимо начать развитие технически сложного целостного рисунка: перспективы, штриховки, накладывание теней, разбор цветотональных отношений и т.д. Но необходимо помнить, что учебный процесс  (подбора заданий и материала для изучения) должен строиться от простого - к сложному, поэтому первый год обучения предусматривает задания, которые играют роль упражнений для развития пространственного мышления, чувства пропорциональности и т.д.

         Во 2 классе преобладают задания, связанные с изображением предмета с натуры, дальнейшим знакомством с законами перспективы (линейной и воздушной), средствами передачи объема и пространства с помощью тональных (светлотных),  цветотональных отношений.

        Таким образом, учащиеся к концу четырехлетнего срока обучения приобретают следующие знания и умения:

  • Знания: законов, средств, приемов композиции; законов линейной и воздушной перспектив; жанров изобразительного искусства.
  • Знание и применение в работе основ цветоведения, применение этих знаний для передачи объема, материальности, освещенности; умение различать и использовать все цвета спектра  и их оттенки, выбирать гармоничные сочетания цветов для передачи выразительности образа;
  • Знание основ конструктивного построения предметов и графическими средствами - для передачи объема  (свет, собственная тень, полутень, падающая тень, блик) и освещенности;
  • Умение рисовать по памяти и по представлению растения, птиц, здания, транспорт, человека и.д.;
  • Умение работать с натуры, передавая различия в величине и пропорциях предметов;
  • Владение правилами, приемами и средствами составления сюжетной композиции;
  • Владение навыками работы с художественными материалами (гуашь, акварель, карандаши цветные и простые, тушь);
  • Владение техническими навыками работы различными графическими средствами: линией, штрихом разной длинны и разной плотности.

Но необходимо помнить, что развитие художественных способностей может длиться всю жизнь, переходя от обучения к самообучению.

Категория: Общеразвивающие программы для эстетов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 236 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz