Меню сайта
Категории раздела
Общеразвивающие программы для эстетов нового образца [4]
Общеразвивающие программы для эстетов старого образца [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 27.07.2017, 17:42
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для эстетов » Общеразвивающие программы для эстетов старого образца

Программа для эстетического отделения школ искусств "Хоровой ансамбль и сольфеджио" (5-летний срок обучения)
17.06.2015, 13:21

ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ И СОЛЬФЕДЖИО

Программа для эстетического отделения школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

           Предмет «Хоровой ансамбль и сольфеджио» - одна из учебных дисциплин на отделении общего эстетического развития, открытого в МОУ ДОД «Коркинская детская школа искусств» в 2006 – 2007 учебном году. Данная программа представляет собой документ в первой редакции, составленный специально для названного отделения в конкретном учебном заведении – ДШИ г. Коркино. Для её разработки использовались программа «Хоровой класс» для музыкального отделения ДШИ (Министерство культуры СССР, 1984 г.)  и программа «Музыкальная грамота» (с элементами предметов сольфеджио и слушания музыки) для  хореографического  отделения  ДШИ (срок реализации 5 лет), составленная преподавателем школы Адищевой Л.Б. в 2003  учебном году.

          На отделении общего эстетического развития предусмотрена дисциплина «Музыкальная грамота и слушание музыки». Учебный материал предметов «Хоровой ансамбль и сольфеджио»  и «Музыкальная грамота и слушание музыки» тесно взаимосвязан. Но если на «Музыкальной грамоте…» учащиеся получают знания по элементарной теории музыки и знакомятся с творчеством композиторов разных эпох и стилей чисто теоретически, то на предмете «Хоровой ансамбль и сольфеджио» акцент переносится на практическую деятельность и, в частности, на хоровое исполнительство.

            На отделение общего эстетического развития принимаются все  дети, не имеющие  предварительной подготовки и часто не определившиеся в своём желании, чем заняться. Отсюда  первостепенная цель – заинтересовать их, сориентировать на занятие искусством. Воспитание интереса к музыке и развитие музыкальных способностей учащихся, осознанное использование теоретических знаний и развитие умения мыслить – эти цели делают предмет «Хоровой ансамбль и сольфеджио» важнейшей учебной дисциплиной в рамках учебной программы отделения общего эстетического развития.               

             Итак, предмет «Хоровой ансамбль  и сольфеджио», как мы его понимаем, имеет целью, с одной стороны, – закреплять на практике получаемые на предмете «Музыкальная грамота и слушание музыки» музыкально-теоретические знания, с другой (и это основное) – прививать любовь к хоровому пению и музыкальному искусству вообще. Главный ожидаемый результат  по прохождении курса – чтоб  не пустовали концертные залы и оперные театры, чтоб жило бытовое пение, чтоб по окончании школы учащиеся могли понимать серьёзную музыку и получать от неё истинное наслаждение.

           Задачи, которые учитель ставит перед детьми на каждом уроке, призваны стимулировать их мысль, внимание, активность, а самое главное – ежеминутно убеждать учащихся в их способности творить и открывать новое. Решение этих задач должно быть для детей дополнительным источником радости.

           Дети постигают мир через активное действие. Пение – наиболее доступный вид музыкальной деятельности, поэтому именно пение – основная форма обучения на уроке «Хоровой ансамбль и сольфеджио». Рассматривая группу как учебный хор, необходимо заботиться об её стабильности и творческом росте. Решение этой задачи осуществляется на упражнениях, формирующих вокальные навыки и развивающих музыкальный – звуковысотный, гармонический, ладовый, тембровый – слух, музыкальную память, метроритмическое чувство. Специально подобранный репертуар также должен служить материалом для укрепления и развития полученных знаний и навыков. Параметрами, по которым следует оценивать степень усвоения знаний, должны стать различные виды деятельности: чистота интонирования мелодии, умение прочитать и воспроизвести записанный ритмический рисунок, чтение с листа, определение на слух и интонирование изученных ладов, интервалов, мелодических и гармонических оборотов, понимание музыкальной формы и т.д. Необходимый объём знаний и навыков для каждого года обучения указан в содержании программы.

           Учебно-образовательную работу следует сочетать с исполнительской деятельностью и уже на начальных этапах обучения предоставлять учащимся возможность публичных выступлений. Пусть это будут хотя бы мероприятия «местного значения» (вроде родительского собрания или концерта для дошкольников из цикла «Дети – детям»). На уроке предполагается наличие  концертмейстера.

           Как уже отмечалось, предмет «Хоровой ансамбль и сольфеджио» - дисциплина, в большей степени,  практическая,  чем теоретическая. Знания, полученные на «Музыкальной грамоте и слушании музыки» здесь закрепляются в творческой деятельности: пении, подборе ритмического аккомпанемента, анализе музыкальных произведений. Потому большое значение имеет использование на уроке наглядных средств обучения: таблиц, карточек и т.д., а также музыкально-шумовых инструментов.

         Особенно важна наглядность при работе с учащимися младших классов, ведь, в силу  возрастных особенностей, их познавательная деятельность имеет наглядно-образную природу и тесно связана с практической деятельностью. На уроках нет карандашей и тетрадей, письменно мы не работаем. Но у учащихся постоянно перед глазами изображение фортепианной  клавиатуры, записанного нотами звукоряда, схематическое изображение строения мажорной и/или минорной гаммы (болгарская «столбица»), схемы интонационных моделей, постоянно используемых в интонационной работе. Большой популярностью на уроке пользуется указка-«светофор» (для пения вслух и мысленно, что является хорошей тренировкой внутреннего слуха).

          Карточки с ритмоформулами используются для выработки навыка чтения ритма, составления ритмического аккомпанемента к выученному упражнению или песне, ритмического остинато.

         Для учащихся первого класса составлен учебник-хрестоматия «Потешное сольфеджио», в котором учебный материал приведён в соответствие с требованиями данной программы. Учебник включает упражнения и маленькие песенки, которые одновременно могут служить и концертным репертуаром (учебник-хрестоматия «Потешное сольфеджио» прилагается к программе).

         Для развития ритмического чувства на уроках используются музыкально-шумовые инструменты: бубен, треугольник, маракасы. Эти инструменты используются при составлении ритмических партитур. Металлофоны и ксилофоны – для подбора изучаемых интонационных моделей, которые прежде подбираются  на фортепиано, а также простых песенок. Музыкально-шумовые инструменты используются лишь в качестве вспомогательного средства, из них не формируется шумовой оркестр, любая ритмическая партитура или ритмический аккомпанемент не проучиваются и исполняются лишь однажды, в процессе их составления. Основное внимание на уроке уделяется  пению.

          Использование схем и таблиц, содержащих теоретический материал, предполагается и в старших классах, в то время как от шумовых инструментов постепенно надо отказываться. В процессе взросления приоритеты отдаются хоровому исполнительству, и группы  старших классов следует рассматривать как учебный хор.

Объективным показателем качества каждого занятия, как и всей системы уроков по предмету, является результат обучения. Он выявляется посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков. Объектом контроля является работа учащихся в классе, их уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом. Главным критерием контроля выступает соответствие знаний, умений, навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

         Формы контроля: 1) индивидуальный опрос, дающий преподавателю возможность проверить усвоение каждым отдельным учеником теоретических знаний посредством исполнения (в пении, игре на фортепиано, с использованием наглядных средств и т.д.) того или иного задания; 2) фронтальный опрос, позволяющий довольно быстро осуществить проверку знаний большинства учащихся. Все задания выполняются  практически, письменной работы на уроке «хоровой ансамбль и сольфеджио» нет, как нет и домашнего задания.

           Виды контроля: 1) текущий контроль знаний, осуществляющийся на каждом уроке в процессе учебной деятельности как при наблюдении за работой учащихся, так и  при опросе; 2) периодический контроль, или обобщающая проверка в виде контрольного или повторно-обобщающего урока (проводится обычно в конце каждой четверти или по прохождении какой-либо темы).

          Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат способом учёта знаний. Критерии оценок определяются психолого-дидактическими требованиями, спецификой данного предмета, видом контроля. На начальном этапе обучения оценки в большей степени выставляются «авансом» и редко соответствуют реальному положению вещей. Однако, уже со 2 класса следует придерживаться основных дидактических требований к ответам учащихся. При выставлении оценки преподавателю следует убедиться, что ученик знает и понимает содержание учебного материала, удерживает его в памяти, умеет применять знания на практике и осваивать новые. Также учитывается умение выразительно и быстро справиться с заданием, способность  проанализировать собственную работу и исправить ошибки или недочёты и т.д.

         Чтобы оценка выполняла свою воспитательную функцию и отражала учебную деятельность детей, она должна не только оценивать знания, но и учитывать качество труда на уроке. Потому оценивается работа каждого учащегося на каждом занятии. Эта оценка выводится на основании всестороннего наблюдения за  работой каждого из учеников: при её выставлении принимается во внимание готовность к работе, активность, внимание, качество ответов, даже дисциплина.

          Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти. Они должны объективно отражать подготовленность учащихся. Они выводятся на последнем уроке по результатам текущего опроса и обобщающей контрольной проверки. Эти оценки также обобщают тенденцию развития каждого ученика.

            Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение оценок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого даёт представление о динамике развития учеников, о чём тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

             Итоговыми отметками являются годовые. Они выставляются на основании четвертных, но также с учётом общей тенденции развития учащихся, совершенствования  их знаний и навыков в течение всего учебного года.

          На отделение общего эстетического развития принимаются учащиеся 7-ми – 9-ти лет (семилетний срок обучения) и 10-ти – 12-ти лет (пятилетний срок обучения). Методику работы должны определять возрастные особенности детей.

          Данная программа рассчитана на пятилетний срок реализации. В школу поступают дети подросткового возраста, а заканчивают её старшими школьниками. Подростковым считают возраст от  10 – 11 до  15 лет. В этом возрасте происходит существенная перестройка всего организма человека, которая отражается и в некоторых психологических особенностях. У подростков может наблюдаться повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность. Подростковый возраст называют переходным. Переход от детства к взрослости пронизывает и все стороны развития подростка (анатомо-физиологическую, интеллектуальную, нравственную), и все виды его деятельности  (учебную, трудовую, игровую). Рассмотрим перестройку учебной деятельности.

           Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения к учению играют содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Хотя конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Восприятие подростка становится плановым, последовательным, всесторонним, хотя здесь многое зависит от интереса к объекту: отсутствие интереса, равнодушие к материалу – и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением учителем каких-либо особых приёмов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтоб у ученика не было ни времени, ни возможности, ни желания отвлекаться. Активная познавательная деятельность – вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

           Старший школьный возраст – от 15-ти до 17-ти лет. Именно в этом возрасте определяется свой специфический устойчивый интерес к той или иной области деятельности. Учебная деятельность старшеклассников по характеру и содержанию существенно отличается от учебной деятельности подростков. Её основное отличие в предъявлении более высоких требований к умственной активности и самостоятельности. Старший школьный возраст очень благоприятен для развития художественно-изобразительных и музыкальных способностей. Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. Учащиеся овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, вниманием), подчиняя их организацию определённым задачам жизни и деятельности.

          Учитывая возрастные особенности учащихся  разных классов, педагог должен использовать различные приёмы и формы работы. Так, на начальном этапе обучения основой усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей и осознанность получаемых впечатлений. Для правильной направленности слухового внимания, активности в накоплении слуховых впечатлений и в собственной практической деятельности (пение, слушание музыки, примитивное музицирование) педагог сначала должен воспитать в классе умение слушать и слышать. Знания о музыке  следует преподносить ярко и эмоционально. Теоретические понятия должны постепенно выводиться из практических действий.

          В процессе взросления и накопления музыкального опыта основой работы должно стать узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. Следует развивать  навыки практического использования полученных знаний и умений.  На основе имеющегося опыта развивать самостоятельность в суждениях и выводах, добиваться повышения требовательности к качеству вокального исполнения, умения объективно проанализировать собственную работу и работу одноклассников.

         В средних и старших классах основой работы становится совершенствование приобретённых на начальном этапе обучения умений и навыков (артикуляционно-дикционных, интонационных, навыков певческого дыхания и др.),  рост технических возможностей голоса, выработка эстетических критериев в оценке звучания певческого голоса, приобретение и совершенствование навыка ансамблевого пения. Как уже указывалось, подростковый возраст связан с перестройкой психики. Неуравновешенность, частые и быстрые смены настроения, повышенная возбудимость, импульсивность – эти характерные черты подростковой психики необходимо учитывать во избежание конфликтов и непонимания как между педагогом и классом, так и между членами ученического коллектива.

          Итог всей совместной работы – выпускной 5 класс. Взаимоотношения постепенно перестраиваются, за учащимися признаётся право на всё большую независимость и самостоятельность. В связи с этим их деятельность становится более активной и творческой. Необходимо разумно управлять такими появившимися особенностями, как стремление к самовыражению, самоутверждению, проявлению своей индивидуальности и направлять их в нужное русло. Предполагается, что на заключительном этапе обучения учащимися накоплен достаточный слуховой опыт, сформированы певческие навыки, выработан критерий  объективной оценки эстетических явлений, получены элементарные музыкально-теоретические знания, и привит навык их практического использования. Работа с выпускниками представляется наименее трудоёмким и наиболее творческим процессом.

Категория: Общеразвивающие программы для эстетов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 205 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz