ОБЩАЯ ГИТАРА
Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств
(7-летний срок обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебные планы музыкального отделения МОУДОД КДШИ предполагают предмет по выбору «Общая гитара», в рамках которого осуществляется музыкальное воспитание и творческое развитие учащихся.
В настоящую программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы («Годовые требования по классам», «Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания в течение учебного года», «Примерные программы, рекомендуемые для исполнения на контрольных уроках, зачетах), «Методические рекомендации», «Список рекомендуемой литературы для учащихся и преподавателей».
Оптимальное решение задач музыкального воспитания возможно при индивидуальном подходе в обучении, максимально учитывающем и развивающем способности каждого ребенка. Поэтому в основу программы положен принцип индивидуального подхода, учитывающий разноуровневость музыкальных способностей и подготовки учащихся музыкального, общеэстетического и хореографического отделений ДШИ.
Помимо традиционных сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, автор Е.Е. Печурина вносит в программу дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению учебных программ. Автор акцентирует внимание на воспитательном аспекте, обозначает знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы, даёт характеристику возрастных особенностей учащихся.
В отдельный раздел выделены «Методические рекомендации». Список литературы изложен в алфавитном порядке, обогащен современными изданиями и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям.
Вышеизложенные изменения необходимы для обогащения содержания курса «Общая гитара » и для удобства использования программы в учебном процессе.
Цель программы – воспитание учащегося – музыканта, активного слушателя, исполнителя, любителя гитарной музыки.
Задачи: формирование у учащихся практических навыков музицирования:
- игры по слуху,
- подбора мелодии,
- чтения с листа,
- игры в ансамбле.
Воспитательные задачи программы
Вне зависимости от избранных форм и методов обучения, основой воспитания юного гитариста должен стать системный подход, строящийся на:
• всестороннем развитии потребностей ребенка, его стремления к самовыражению;
• последовательном развитии целостного музыкально-образного и гитарно - исполнительского мышления;
• общественно-значимом выявлении результатов учебно-творческой работы.
Реализация воспитательных задач в классе гитары становится возможной при овладении учащимися комплексом навыков, позволяющих стилистически верно воспроизводить (на уровне начального этапа музыкального образования) музыку различных эпох. Воспитание у учащихся необходимых навыков и умений предполагает наличие у них соответствующих психофизиологических качеств, которые обеспечивают управление сложносоставными исполнительскими действиями гитариста и реализуются в образно-выразительном исполнении музыкальных произведений.
Одним из важнейших моментов воспитательного процесса является определение возможностей конечной цели обучения для конкретного учащегося и выбор соответствующих средств обучения. Исходя из основных задач ДШИ, для большинства учащихся общеэстетическое и инструментальное развитие должно сделать доступным любительское музицирование (преимущественно - в ансамблях, а так же, в определенной мере - сольное). Особую сложность представляет организация работы с учащимися, обладающими минимальными данными, процесс формирования слухо-двигательных игровых навыков у которых протекает значительно дольше, что требует корректировки не только объёма изучаемого репертуара (в меньшую сторону), но, прежде всего, его содержания (преимущественное изучение произведения малой формы, ансамблевых произведений). При появлении у учащегося общеэстетического направления внутренней потребности к занятиям музыкой, педагог может корректировать не только формы и методы обучения, но и его конечные цели.
Формы контроля успеваемости.
Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется посредством систематического контроля усвоения знаний, умений и навыков.
Объекты контроля:
- учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
- наличный уровень знаний, умений и навыков учащихся.
Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.
Виды контроля:
- текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
- периодический контроль знаний, или обобщающая проверка, проводится в виде контрольных уроков в конце первого полугодия (1-7 классы). В конце второго полугодия проводится зачет (1-6 классы). Итоговая аттестация (7 класс) проходит в форме зачета. Оцениваются контрольный урок и зачет по пятибалльной системе.
Программа зачета/контрольного урока.
классы
|
I полугодие (контрольный урок)
|
II полугодие (зачет)
|
1-6
|
2 разнохарактерные пьесы
|
2 разнохарактерные пьесы
|
классы
|
I полугодие (контрольный урок)
|
II полугодие (зачет)
|
7
|
2 разнохарактерные пьесы
|
2 разнохарактерные пьесы
|
Учащимся также предлагаются дополнительные формы отчетности:
- выступления в концертах в ДОУ,
- выступления на мероприятиях, проходящих в общеобразовательных школах,
- выступления на тематических и творческих вечерах,
- выступления на отчётных концертах,
- выступления на родительских собраниях, классных часах,
- выступления на конкурсах, фестивалях различного уровня.
Критерии оценки обученности учащихся.
Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок по предмету «Общая гитара» определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.
Преподавателю следует убедиться, что учащийся владеет знаниями, приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.
Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома. Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой учащихся и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество исполнения произведений.
Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.
Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.
Итоговыми отметками по предмету «Общая гитара» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.
Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:
- карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
- сборник «Пальчиковые игры»,
- «Музыкальное лото»,
- доска- «передвижка» (для изучения звуковысотности нот),
- аудиотехника,
- компактдиски,
- аудиокассеты,
- грампластинки,
- нотная литература для учащихся,
- популярная литература о музыке для учащихся,
- методическая литература для преподавателей,
- репродукции картин,
- инструменты шумового оркестра.
Программа устанавливает срок реализации 7 лет (объем учебной нагрузки - 1 академический час в неделю) и рассчитана на учащихся младшего школьного и подросткового возрастов.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.
Оканчивая музыкальную школу, учащиеся должны уметь:
- самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на гитаре произведения из репертуара ДМШ,
- читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (народные, классические, фламенко),
- транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию,
- словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения, владеть наиболее употребительными музыкальными терминами.
Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением. |