Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для гитаристов [3]
Общеразвивающие программы для гитаристов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для гитаристов старого образца [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Понедельник, 18.12.2017, 19:43
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для гитаристов » Общеразвивающие программы для гитаристов старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств "Гитара" (5-летний срок обучения)
23.04.2015, 14:14

ГИТАРА

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Настоящая   программа   (автор – преподаватель  по  классу  гитары  МОУ ДОД  « Коркинская  школа  искусств» Е.Е. Печурина) является  первой  редакцией  программы  «Шестиструнная  гитара»  для  учащихся  народного  отделения  (срок  реализации – 5 лет), составленной  преподавателем  по  классу  гитары  МОУ ДОД  «Коркинская  детская школа  искусств» Ю.В. Макаровым  в  2004 г.,  на  основе  программы  «Музыкальный  инструмент. Шестиструнная  гитара»  Министерства  культуры  СССР (1987 г.).

         Министерская  программа  по  шестиструнной  гитаре  (1987 г.)  реализует  традиционную  для  отечественной  музыкальной  педагогики  концепцию  предмета  «Шестиструнная  гитара». В  эту  программу, которая  носит  рекомендательный  характер, включены  разделы: «Пояснительная  записка», «Контроль  и  учет  успеваемости», «Годовые  требования  по  классам», «Примерные  перечни  музыкальных  произведений, рекомендуемых  для  исполнения  в  течение  учебного  года  на  академических  концертах», «Примерные  экзаменационные  программы», «Рекомендуемая  литература». Существенным  недостатком  документа  является то, что  он  предлагает  строить  обучение  по  единым  требованиям  и  программам, что, естественно, осложняет  их  выполнение, так  как  некоторые  дети, в  силу  своих  индивидуальных  музыкальных  данных  и  познавательных  способностей, просто  не  в  состоянии  их  освоить. С  другой  стороны, предполагается, что  дети, обучающиеся  в  ДШИ  и  ДМШ, должны  получить  такой  комплекс  знаний, умений  и  навыков  и  такой  необходимый  уровень  эстетической  культуры, который  позволил  бы  им  органически  включиться  в  сферу  художественной  жизни  и, при  желании,  продлить  образование  в  этой  сфере.   

         Оптимальное  решение  этих  задач  возможно  при  формировании  новых  адаптированных  моделей  обучения, максимально  учитывающих  и  развивающих  индивидуальные  способности  каждого  ребенка.

          Поэтому  в  основу  программы  преподавателя  Ю.В.Макарова  (2004 г.) положен  принцип  дифференцированного  подхода  в  обучении, поскольку  эта  проблема  актуальна  для  всех  учебных  заведений; необходимость  ее  разработки  давно  назрела; обращение  автора  к  решению  данной  проблемы  является  крайне  современным.

Несмотря на это достоинство программы, в ней имеет место ряд существенных недостатков, а именно:

  • нет  четко  сформулированных  целей  и  задач  программы, не был обозначен воспитательный аспект предмета;
  • отсутствовали  годовые  требования  для  каждой  группы учащихся:  «А», «В» и «С»;
  • был  неверно выбран заголовок к разделу, в котором обозначались требования по технике (вместо «Технические  требования по классам» - «Годовые  требования по классам», смысловое содержание которого и цель – обозначить объем прохождения учебного материала в течение учебного года);                                            
  •  отсутствовали разделы «Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы» и  «Примерные  выпускные  программы» учащихся общеэстетического (гр.С.), академического (гр.В.)  и  профессионального (гр.А.)  уровней  обучения. В  разделе  «Примерные  экзаменационные  программы  для  выпускных  классов»  предъявлен  лишь  перечень  произведений, разучиваемых  в  5 классе; 
  • отсутствовал  раздел  «Примерный  перечень  музыкальных  произведений, рекомендуемых  для  разучивания  с  учащимися  в  течение  учебного  года».                                                    

Сегодня возникла необходимость исправить указанные недостатки, восполнить пробелы, а также откорректировать и дополнить:

* примерный перечень произведений, рекомендуемых для разучивания в течение учебного года,

*  примерные  программы, рекомендуемые  для  исполнения   на  академических  концертах, экзамене, контрольных уроках,

*  формы  контроля  успеваемости.

Заимствуя  многое  из  программы  2004 г., в  том  числе  ряд  произведений  для  разучивания, редакция  программы  2008 г., тем  не  менее, явилась  новым  учебным  документом. Помимо  традиционных  для  учебной  программы  сведений  о  содержании  предмета  и  его  объеме, порядке  прохождения  учебного  материала, Е.Е. Печурина    внесла  в  программу  2008 г. существенные  дополнения, продиктованные  современными  требованиями  к  содержанию  и  оформлению  программно—методической  продукции: воспитательный компонент программы, критерии оценки обученности учащихся, характеристика возрастных особенностей учащихся, знания, умения, навыки на заключительном этапе реализации программы, методические рекомендации.

        Список  рекомендуемых  учебных  пособий  и  сборников  педагогического  репертуара, значительно  обогащенный  новыми  современными  изданиями, изложен  в  алфавитном  порядке и состоит из двух разделов – литература для учащихся и литература для преподавателей.

         Предлагаемые  автором  настоящей  программы  изменения, отличающие  ее  от  предшествующей, мотивированы  потребностью  разнообразить, обогатить  содержание  курса  гитары, а  также  направлены  на  то, чтобы  сделать  программу  удобной  для  использования  в  учебном  процессе.

Музыкальные  школы  и  школы  искусств  в  нашей  стране  ставят  своей  целью  воспитание  всесторонне  развитого  подрастающего  поколения  через  приобщение  его  к  музыкальной  культуре, являющейся  частью  общей  культуры  человечества  в  целом. Общее  музыкальное  образование, которое  дает  школа, должно  способствовать  пробуждению  интереса  к  музыкальному  искусству  и  его  пониманию, формированию  эстетического  вкуса  и  практических  музыкальных  умений, развитию  творческих  способностей. Обучение  в  музыкальной  школе — один  из  путей, через  который  реализуется  право  каждого  человека  на  применение  своих  творческих  сил, способностей  и  дарований, на  всестороннее  развитие  личности, право  на  пользование  достижениями  культуры.

          Человек, особенно  молодой, должен  быть  подготовлен  к  восприятию  музыки. Естественное  стремление  молодежи  к  легкой  музыке, сопровож-дающей  отдых, способствующей  общению, не  должно  заслонять  интереса  к  искусству  значительного  содержания, главное  назначение  которого—развивать  и  удовлетворять  духовные  запросы  человека, которые  у  него  тем  разностороннее, чем  выше  его  культура  и  шире  кругозор, чем  больше  он  знает  и  понимает  искусство.

          Цель  программы (учащиеся  гр.А,В): воспитание  гармонично развитой  личности, потребителя  духовных  ценностей, не  только  музыканта—любителя, владеющего  исполнительскими  навыками, пропагандиста  музыкального  искусства  и  активного  участника  художественной  самодеятельности, но  и  потенциального  музыканта—профессионала.

 Задачи:

  • выявление  индивидуальности  и  всестороннее  музыкальное  развитие,
  • активизация  всей  эмоционально—слуховой  сферы,
  • развитие  образно—эмоционального  и  логически—смыслового  восприятия,
  • увеличение  объема  изучаемого  материала  и  повышение  исполнительских  требований  (в  профессиональном  плане),
  • приобретение  устойчивых  концертно—исполнительских  навыков,
  • стимулирование  инициативы  и  потребности  к  самовыражению,
  • развитие  навыков  самостоятельного  творчества,
  • изучение  репертуара, включающего  произведения  разных  жанров, стилей, форм.

Цель  программы  (учащиеся  гр. С): воспитание  гармонично развитой  личности, музыканта—любителя, подготовленного  слушателя  и  активного  потребителя  духовных  ценностей.

Задачи:

  • развитие  интереса  и  любви  к  музыкальному  искусству,
  • формирование  потребности  и  умения  выражать  себя  в  доступных  видах  творческой  деятельности,
  • формирование  комплекса  исполнительских  и  слуховых  навыков, достаточных  для  любительского  музицирования.

Духовное  богатство  человека  формируется  в  результате  совместного  влияния  на  него  науки, литературы, искусства. Особое  место  занимает  в  эстетическом  воспитании  музыка. Это - наиболее  абстрактный, если  можно  так  выразиться, вид  искусства. Однако  почти  у всех людей  она  вызывает  самые  сильные  эмоции. Музыка — есть  средство  воспитания  людей, а  не  цель. Другими  словами, развертывая  музыкальное  восприятие, мы имеем  в  виду  не  только  выращивание  профессиональных  музыкантов  и  даже  не  только  подготовку  квалифицированных  любителей  музыки, но  нечто  гораздо  более  широкое  и  высокое: формирование  посредством  музыки, с  ее  помощью  всех  сторон  человеческой  личности. Кратко  и  ясно  сказал  об  этом  замечательный  педагог  В.А.Сухомлинский: «Музыкальное  воспитание – не  воспитание  музыканта, а, прежде  всего, - воспитание  человека». Именно  такое  понимание  задач  музыкально—воспитательной  работы  лежит  в  основе  нашей  деятельности  по  реализации  настоящей  программы.      

            Воспитательные  задачи  программы: через  ознакомление  с  образцами  отечественной  и  зарубежной  музыкальной  классики, народной и современной  музыки, воспитывать, формировать  и  развивать  у  учащихся:

  • духовные  силы  и  творческие  способности,
  • эстетический  вкус, умение  видеть  и  понимать  прекрасное, потребность  и  умение  выражать  себя  в  доступных    видах  творческой  деятельности,
  • уважение  к  прошлому  и  настоящему  своего  народа, его  традициям, культуре,
  • уважение  к  музыкальным  традициям  иных  национальных  культур,
  • нравственные  качества  ребенка, приобщение  к  общечеловеческим  ценностям, поскольку  музыка, воздействуя  на  человека,  пробуждает  в  нем  все  хорошее, находит  отклик  в  лучших  уголках  его  души,
  • «культуру  чувств»,
  • прекрасные, возвышенные  эмоции,
  • музыкальный кругозор,
  • способности  понимать  музыку  и  практические  навыки  музицирования,
  • характер, чувство  дисциплины, то  есть  все то, что  образовывает  человека, придает  ему  целостный  образ  и  делает  его  членом  общества.

         Мы  считаем, что  можно  говорить  о  единстве  образовательных  и  воспитательных  задач  уроков  гитары, мотивируя  эту  мысль  следующим: обучение  всегда  имеет  воспитывающий  характер. Каждый  акт  обучения  осуществляет  сдвиг  в  формировании  личности. Воспитывают  не  только  содержание  учебного  материала, но  и  личность  учителя, средства  и  способы  обучения, атмосфера  в  классе  во  время  урока, характер  и  сочетание  его  участников, характер  восприятия  содержания  самим  учеником. Во  время  урока  формируются  взгляды  и  убеждения  школьников, развиваются  их  познавательные  и  творческие  способности, сознательное  отношение  к  учебному  труду, волевые  и  моральные  качества. Процесс  обучения  формирует  и  развивает  организационно—трудовые  навыки, дисциплинирует  детей. На  уроках  гитары  воспитательное  воздействие  имеет  и  музыкальный  материал. Сила  этого  воздействия  зависит  от  идейности, художественности  и  доступности  учащимся  произведений, избранных  для  учебной  работы. Произведения  музыкального  искусства  служат  не  только  средством  эстетического  воспитания, но  и  влияют  на  формирование  нравственности.

Формы  контроля  успеваемости.

Экзамен.

Экзамен проводится в 5 классе (выпускной).

Оценивается выпускной экзамен по пятибалльной системе.

Критерии оценки обученности учащихся.

Для того, чтобы объективно судить об игре ученика, необходимо разработать определенные критерии оценки обученности учащихся.

В школе применяется дифференцированный подход к учащимся, ставившим перед собой профессиональные задачи, учащимся, получающим общее художественное образование и слабым учащимся. Учебная программа подбирается  с учетом  способностей учащихся: произведения, из которых формируется программа, могут быть на класс выше, ниже или в соответствии с классом обучения. Так как в дифференцированном подборе программы уже учтены разные музыкальные данные учащихся, то требования к оценке успехов учащихся все же должны быть общими для всех. Эти требования отражены в шкале оценивания обученности учащихся по классу гитары.                                                 

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
  • сборник терминов для творческого зачета,
  • сборник «Пальчиковые игры»,
  • «Музыкальное лото»,
  • доска- «передвижка» (для изучения звуковысотности нот),
  • аудиотехника,
  • компактдиски,
  • аудиокассеты,
  • грампластинки,
  • нотная литература для учащихся,
  • популярная литература о музыке для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей,
  • репродукции картин,
  • инструменты шумового оркестра.

Программа устанавливает срок реализации 5 лет (объем учебной нагрузки- 2 академических часа в неделю) и рассчитана на учащихся подросткового возраста.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая музыкальную школу, учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на гитаре произведения из репертуара ДМШ,
  • читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (народные, классические, фламенко),
  • транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию,
  • словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения, владеть наиболее употребительными музыкальными терминами.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы для гитаристов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 182 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz