ГИТАРА (АНСАМБЛЬ)
Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств
(5-летний срок обучения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость создания настоящей программы продиктована отсутствием государственной программы по предмету «Ансамбль (гитара)». Программа «Музыкальный инструмент «Гитара шестиструнная» для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств Министерства культуры СССР (Москва, 1988г.) предполагает работу по формированию навыков коллективного музицирования в только рамках предмета «Специальность».
В последние годы изменился подход к обучению игры на гитаре: составной частью общего процесса обучения стало формирование творческих способностей мышления и воображения учащихся. Ансамбль следует рассматривать как составную часть общего процесса обучения в классе гитары.
Ансамблем в музыкальной школе надо заниматься с самых первых шагов. Обучение навыкам ансамблевой игры очень важно, так как ансамбль повышает интерес учащихся к обучению, развивает творческие навыки и инициативу детей. Даже ограниченные, в музыкальном отношении, дети, не говоря о способных учениках, с удовольствием и успешно занимаются ансамблем как одной из форм творческого музицирования.
Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которому современная педагогика уделяет все больше внимания. Игра в ансамбле развивает у детей чувство коллективизма, ответственность, позволяет расширить музыкальный кругозор, приобрести навыки контроля за качеством звучания, ритмичность и свободу исполнения, развивает музыкальное восприятие, внутренний слух, эстетический вкус, прививает ощущение стиля, профессиональные навыки. Ансамблевая игра дает возможность учащимся знакомиться с произведениями, фактура которых доступна далеко не всем в рамках сольного исполнения.
Цель программы: воспитание у учащихся необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения.
Считаем, что этой специальной цели можно достичь через решение следующих задач:
- настойчивое изучение разнохарактерных произведений,
- систематическое развитие всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения,
- решение проблем развития зрительного, слухового и двигательного аппарата учащегося,
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных в классе по специальности,
- формирование специальных умений и навыков исполнения произведений в ансамбле.
Воспитательные задачи программы. Ансамбль гитаристов - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном плане, но и формирует у них человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в ансамбле предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения гитаристов-солистов. Через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки преподаватель ансамбля формирует у учащихся:
- духовные силы и творческие способности, образное мышление, прекрасные, возвышенные эмоции, культуру чувств,
- эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
воспитывает:
- уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
- уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
- характер, чувство дисциплины, ответственности перед партнёром,
- нравственные качества ребенка, потому что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души.
Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, можно считать, что занятия в классе гитарного ансамбля дали принципиально важный результат.
Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста. Юные гитаристы почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.
Наличие в контингенте ДШИ учащихся не только с хорошими и средними, но и с минимальными музыкальными данными (из-за отсутствия конкурса при поступлении в школу) привело к необходимости и целесообразности деления учащихся в нашей школе искусств на три направления (три группы):
I – профессиональное – группа «А»
II – академическое – группа «В»
III – общеэстетическое – группа «С»
Обучение в ДШИ ведется по этим трем направлениям.
Формы контроля успеваемости.
Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется посредством систематического контроля усвоения знаний, умений и навыков.
Объекты контроля:
- учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
- наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и ансамбля в целом.
Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.
Виды контроля:
- текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
- периодический контроль знаний, или обобщающая проверка, проводится в виде контрольных уроков в конце первого полугодия (3-7 классы) и зачета- в конце второго полугодия (3-6 классы). Итоговая аттестация (7 класс) также проходит в форме зачета. Оцениваются контрольный урок и зачет по пятибалльной системе.
Программа зачета/контрольного урока.
Группы учащихся
|
Контрольный урок
|
Зачет
|
А,В
|
2 разнохарактерных произведения
|
2 разнохарактерных произведения
|
С
|
2 разнохарактерных произведения
|
2 разнохарактерных произведения
|
Учащимся также предлагаются дополнительные формы отчетности:
- выступления в концертах в ДОУ,
- выступления на мероприятиях, проходящих в общеобразовательных школах,
- выступления на тематических и творческих вечерах,
- выступления на отчётных концертах,
- выступления на родительских собраниях, классных часах,
- выступления на конкурсах, фестивалях ансамблей различного уровня.
Критерии оценки обученности учащихся.
Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок по предмету «Ансамбль» определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.
Преподавателю следует убедиться, что учащийся владеет знаниями, приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.
Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома. Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой учащихся и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество исполнения произведений.
Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока (зачета). Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.
Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.
Итоговыми отметками по предмету «Ансамбль» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.
Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:
- компактдиски,
- аудиокассеты,
- нотная литература для учащихся,
- популярная литература о музыке для учащихся,
- методическая литература для преподавателей,
- репродукции картин,
- инструменты шумового оркестра, технические средства обучения (аудиотехника).
Программа рассчитана на 5-летний срок реализации. Ее освоение учащимися начинается с 3 года обучения. Первоначальные навыки коллективного музицирования учащийся получает в течение первых двух лет обучения в рамках предмета «Специальность. Гитара», когда, совместно с преподавателем, он играет простые пьесы, доступные по образно-эмоциональному содержанию, и приучается к коллективному музицированию.
Программа предназначена для учащихся младшего школьного и подросткового возраста.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.
Оканчивая школу, учащийся должен:
- знать теоретические основы музыкального исполнительства, специальные понятия, наиболее употребительные термины и свободно оперировать ими,
- уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на гитаре ансамблевые произведения из репертуара ДШИ,
- читать с листа ансамблевые произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные),
- владеть навыками исполнения ансамблей.
Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением. |