Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для гитаристов [3]
Общеразвивающие программы для гитаристов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для гитаристов старого образца [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 26.04.2024, 23:59
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для гитаристов » Общеразвивающие программы для гитаристов старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств "Гитара (ансамбль)" (5-летний срок обучения)
23.04.2015, 14:05

ГИТАРА (АНСАМБЛЬ)

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Необходимость создания настоящей программы продиктована отсутствием государственной программы по предмету «Ансамбль (гитара)». Программа «Музыкальный инструмент «Гитара шестиструнная» для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств Министерства культуры СССР (Москва, 1988г.)  предполагает работу по формированию навыков коллективного музицирования в только рамках предмета «Специальность».

В последние годы изменился подход к обучению игры на гитаре: составной частью общего процесса обучения стало формирование творческих способностей мышления и воображения учащихся. Ансамбль следует рассматривать как составную часть общего процесса обучения в классе гитары.

Ансамблем в музыкальной школе надо заниматься с самых первых шагов. Обучение навыкам ансамблевой игры очень важно, так как ансамбль повышает интерес учащихся к обучению, развивает творческие навыки и инициативу детей.  Даже ограниченные, в музыкальном отношении, дети, не говоря о способных учениках, с удовольствием и успешно занимаются ансамблем как одной из форм творческого музицирования.  

Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которому современная педагогика уделяет все больше внимания. Игра в ансамбле развивает у детей чувство коллективизма, ответственность, позволяет расширить музыкальный кругозор, приобрести навыки контроля за качеством звучания, ритмичность и свободу исполнения, развивает музыкальное восприятие, внутренний слух, эстетический вкус, прививает ощущение стиля, профессиональные навыки. Ансамблевая игра дает возможность учащимся знакомиться с произведениями, фактура которых доступна далеко не всем в рамках сольного исполнения.

       Цель программы: воспитание у учащихся необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения.

Считаем, что этой специальной цели можно достичь через решение следующих задач:

  • настойчивое изучение разнохарактерных произведений,
  • систематическое развитие всестороннего контакта партнеров в процессе исполнения,
  • решение проблем развития зрительного, слухового и двигательного аппарата учащегося,
  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных в классе по специальности,
  • формирование специальных умений и навыков  исполнения произведений в ансамбле.

Воспитательные задачи программы. Ансамбль гитаристов -   необходимая   школа   самообучения   и    самовоспитания.  Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным,   оказывает благотворное влияние на учащихся  не только в профессиональном плане, но и формирует у них  человеческие   качества:   чувство   взаимного   уважения,   такта, партнерства. Игра в ансамбле предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения гитаристов-солистов. Через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки преподаватель ансамбля формирует у учащихся:

  • духовные силы и творческие способности, образное мышление, прекрасные, возвышенные эмоции, культуру чувств,
  • эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,

воспитывает:

  • уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
  • уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
  • характер, чувство дисциплины, ответственности перед партнёром,
  • нравственные качества ребенка, потому что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души.

Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, можно считать, что занятия в классе гитарного  ансамбля дали принципиально важный результат.

Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста. Юные гитаристы почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.

Наличие в контингенте ДШИ учащихся  не только с хорошими и средними, но и с минимальными музыкальными данными (из-за отсутствия конкурса при поступлении в школу) привело к необходимости и целесообразности деления учащихся в нашей школе искусств на три направления (три группы):

I – профессиональное – группа «А»

II – академическое – группа «В»

III – общеэстетическое – группа «С»

Обучение в ДШИ ведется по этим трем направлениям.

Формы контроля успеваемости.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля  усвоения знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и ансамбля в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка, проводится в виде контрольных уроков в конце первого полугодия (3-7 классы) и зачета- в конце второго полугодия (3-6  классы). Итоговая аттестация (7 класс) также проходит в форме зачета. Оцениваются контрольный урок и зачет по пятибалльной системе.

Программа зачета/контрольного урока.

Группы учащихся

Контрольный урок

Зачет

А,В

2 разнохарактерных произведения

2 разнохарактерных произведения

С

2 разнохарактерных  произведения

2 разнохарактерных произведения

Учащимся также предлагаются дополнительные формы отчетности:

  • выступления в концертах в ДОУ,
  • выступления на мероприятиях, проходящих в общеобразовательных школах,
  • выступления на тематических и творческих вечерах,
  • выступления на отчётных концертах,
  • выступления на родительских собраниях, классных часах,
  • выступления на конкурсах, фестивалях ансамблей различного уровня.

Критерии оценки обученности учащихся.

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок по предмету «Ансамбль» определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.

Преподавателю следует убедиться, что учащийся владеет знаниями, приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома.  Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой учащихся и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество исполнения произведений.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока (зачета). Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по предмету «Ансамбль» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • компактдиски,
  • аудиокассеты,
  • нотная литература для учащихся,
  • популярная литература о музыке для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей,
  • репродукции картин,
  • инструменты шумового оркестра, технические средства обучения (аудиотехника).

Программа рассчитана на 5-летний срок реализации. Ее освоение учащимися  начинается с 3 года обучения. Первоначальные навыки коллективного музицирования учащийся получает в течение первых двух лет обучения в рамках предмета «Специальность. Гитара», когда, совместно с преподавателем, он играет простые пьесы, доступные по образно-эмоциональному содержанию, и приучается к коллективному музицированию.

Программа предназначена для учащихся младшего школьного и подросткового возраста.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая школу, учащийся должен:

  • знать теоретические основы музыкального исполнительства, специальные понятия, наиболее употребительные термины и свободно оперировать ими,
  • уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на гитаре ансамблевые произведения из репертуара ДШИ,
  • читать с листа ансамблевые произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные),
  • владеть навыками исполнения ансамблей.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы для гитаристов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 461 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz