Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для гитаристов [3]
Общеразвивающие программы для гитаристов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для гитаристов старого образца [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 26.04.2024, 16:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для гитаристов » Общеразвивающие программы для гитаристов старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств "Общая гитара" (5-летний срок обучения)
23.04.2015, 12:11

ОБЩАЯ ГИТАРА

Программа для ДМШ и музыкального отделения школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебные планы музыкального отделения МОУДОД КДШИ предполагают предмет по выбору «Общая гитара», в рамках которого осуществляется музыкальное воспитание и творческое развитие учащихся.

В настоящую программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы («Годовые требования по классам», «Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания в течение учебного года», «Примерные программы, рекомендуемые для исполнения на контрольных уроках, зачетах), «Методические рекомендации», «Список рекомендуемой литературы для учащихся и преподавателей».

Оптимальное решение задач музыкального воспитания возможно при индивидуальном подходе в обучении, максимально учитывающем и развивающем  способности каждого ребенка. Поэтому в основу программы  положен принцип индивидуального подхода, учитывающий разноуровневость музыкальных способностей и подготовки учащихся музыкального, общеэстетического и хореографического отделений ДШИ.

Помимо традиционных сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, автор Е.Е. Печурина  вносит в программу дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению учебных программ. Автор акцентирует внимание на воспитательном аспекте, обозначает знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы,  даёт характеристику возрастных особенностей учащихся.

В отдельный раздел выделены «Методические рекомендации». Список  литературы изложен в алфавитном порядке, обогащен современными изданиями и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям. 

Вышеизложенные изменения необходимы для обогащения содержания курса «Общая гитара » и для удобства использования программы в учебном процессе.

Цель программы – воспитание учащегося – музыканта, активного слушателя,   исполнителя, любителя  гитарной  музыки.

Задачи: формирование у учащихся практических навыков  музицирования:

  • игры по слуху,
  • подбора мелодии,
  • чтения с листа,
  • игры в ансамбле.

Воспитательные задачи программы

Вне зависимости от избранных форм и методов обучения, основой воспитания юного гитариста  должен стать системный подход, строящийся на:

  • всестороннем развитии потребностей ребенка, его стремления к самовыражению;
  • последовательном развитии целостного музыкально-образного и гитарно-исполнительского мышления;
  • общественно-значимом выявлении результатов учебно-творческой работы.

Реализация воспитательных задач в классе гитары становится возможной при овладении учащимися комплексом навыков, позволяющих стилистически верно воспроизводить (на уровне начального этапа музыкального образования) музыку различных эпох. Воспитание у учащихся необходимых навыков и умений предполагает наличие у них соответствующих психофизиологических качеств, которые обеспечивают управление сложносоставными исполнительскими действиями гитариста и реализуются в образно-выразительном исполнении музыкальных произведений.

         Одним из важнейших моментов воспитательного процесса является определение возможностей конечной цели обучения для конкретного учащегося и выбор соответствующих средств обучения. Исходя из основных задач ДШИ, для большинства учащихся общеэстетическое и инструментальное развитие должно сделать доступным любительское музицирование (преимущественно – в ансамблях, а так же, в определенной мере – сольное). Особую сложность представляет организация работы с учащимися, обладающими минимальными данными, процесс формирования слухо-двигательных игровых навыков у которых протекает значительно дольше, что требует корректировки не только объёма изучаемого репертуара (в меньшую сторону), но, прежде всего, его содержания (преимущественное изучение произведения малой формы, ансамблевых произведений). При появлении у учащегося общеэстетического направления внутренней потребности к занятиям музыкой, педагог может корректировать не только формы и методы обучения, но и его конечные цели.

 

Формы контроля успеваемости.

    Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля  усвоения знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка, проводится в виде контрольных уроков в конце первого полугодия (1-5 классы). В конце второго полугодия проводится зачет (1-4 классы). Итоговая аттестация (5 класс) проходит в форме зачета. Оцениваются контрольный урок и зачет по пятибалльной системе.

Программа зачета/контрольного урока.

классы

I полугодие (контрольный урок)

II полугодие (зачет)

   1-4

2 разнохарактерные пьесы

2 разнохарактерные пьесы

 

классы

I полугодие (контрольный урок)

II полугодие (зачет)

    5

2 разнохарактерные пьесы

2 разнохарактерные пьесы

Учащимся также предлагаются дополнительные формы отчетности:

  • выступления в концертах в ДОУ,
  • выступления на мероприятиях, проходящих в общеобразовательных школах,
  • выступления на тематических и творческих вечерах,
  • выступления на отчётных концертах,
  • выступления на родительских собраниях, классных часах,
  • выступления на конкурсах, фестивалях различного уровня.

Критерии оценки обученности учащихся.

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок по предмету «Общая гитара» определяются психолого-дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.

Преподавателю следует убедиться, что учащийся владеет знаниями, приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома.  Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой учащихся и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество исполнения произведений.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по предмету «Общая гитара» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

1. Грамотность исполняемого текста.

    «5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

Точное выполнение ритмического рисунка произведения;

Точное сохранение метроритмической основы произведения;

Правильные приемы исполнения штрихов, встречающихся в нотном тексте;

Соответствие темпа стилю и характеру произведения;

Использование темповых отклонений (ritenuto, accelerando и т.д.);

Умение выдержать единый темп до конца произведения;

Грамотная аппликатура;

Осмысленная фразировка.

    «4»

Небольшое отклонение от метро-ритма произведения;

Некоторые неточности в приемах исполнения штрихов;

Частичные отклонения в темпе;

Недостаточно яркая динамическая окраска в произведении;

Единичные ошибки в аппликатуре;

Не до конца осмысленная фразировка произведения.

    «3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

Грубое нарушение ритмического рисунка;

Неправильные приемы исполнения штрихов;

Необоснованно медленный или быстрый темп, несоответствующий характеру произведения;

Отсутствие баланса звучания аккомпанемента и мелодии;

Грубые нарушения в аппликатуре;

Неправильно выстроенная фразировка произведения.

2. Техническое владение текстом.

    «5»

Учащийся достаточно хорошо владеет различными техническими приемами и видами техники;

Четкая артикуляция;

Умение вовремя заглушить струну между фразами;

Контакт с инструментом;

Хорошее владение звуком;

Хорошая скоординированность рук.

 

    «4»

Отдельные приемы и виды техники требуют отработки;

Недостаточно четкая артикуляция;

Не всегда снимается звук в конце фраз;

Недостаточно хороший контакт с инструментом;

Нет опоры в пальцах.

    «3»

«Безопорная» игра;

Нет артикуляции;

Нет контакта с инструментом;

Плохая координация рук.

3. Музыкально-художественная выразительность исполнения.

    «5»

Исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно;

Раскрыто содержание произведения;

Исполнение произведения заинтересованно, со своим отношением к произведению.

    «4»

Недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение;

Не хватает заинтересованности, своего отношения, осмысление того, что исполняет.

    «3»

Невыразительное, неяркое исполнение;

Отсутствие своего отношения к произведению.

4. Выученность текста.

    «5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки – умение продолжить и закончить произведение.

    «4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками, остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

    «3»

Слабое знание текста, частые ошибки, остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

5.Соблюдение стиля произведения.

    «5»

Стремление к воплощению стилевых особенностей произведения;

Соответствие приемов исполнения стилю произведения;

Соответствие темпа характеру произведения.

    «4»

Неполное соответствие приемов, редакции исполнения, темпа стилю произведения.

    «3»

Несоответствие приемов, редакции, темпа стилю и характеру произведения.

6. Сохранение формы произведения.

    «5»

В игре учащегося прослушивается адекватное соотношение частей произведения;

Темповые градации соответствуют форме;

Логически выстроена динамика.

    «4»

Частичные отклонения в соотношении частей;

Небольшие неточности в темпах;

Неточности в динамике и фразировке.

    «3»

Непонимание и неумение сохранить форму произведения;

Темповая неустойчивость;

Однообразная динамика.

7. Организация игрового аппарата.

    «5»

Выполнение всех требований по организации игрового аппарата;

Удобство, свобода в исполнении;

Хороший контакт с инструментом.

    «4»

Неполное выполнение требований по организации игрового аппарата;

Некоторая «зажатость», неудобство, неприспособленность аппарата к инструменту;

Недостаточный контакт с инструментом.

    «3»

Несоблюдение требований по организации игрового аппарата;

Неприспособленность к инструменту;

Отсутствие контакта с инструментом.

8. Уровень сложности программы.

    «5» 

Обязательное соответствие программы классу учащегося.

    «4»

 Снижение уровня программы

    «3»

 Игра по нотам

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
  • сборник «Пальчиковые игры»,
  • «Музыкальное лото»,
  • доска- «передвижка» (для изучения звуковысотности нот),
  • аудиотехника,
  • компактдиски,
  • аудиокассеты,
  • грампластинки,
  • нотная литература для учащихся,
  • популярная литература о музыке для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей,
  • репродукции картин,
  • инструменты шумового оркестра.

Программа устанавливает срок реализации 5 лет (объем учебной нагрузки - 1 академический час в неделю) и рассчитана на учащихся подросткового возраста.

 

Характеристика возрастных особенностей учащихся.

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений.  Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.

Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь  охватить значительный материал; приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес  становится избирательным.

В то же время объективные условия учебно-воспитательного процесса благоприятствуют расширению контактов школьников с музыкой, введению новых форм занятий.

 

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая музыкальную школу, учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на гитаре произведения из репертуара ДМШ,
  • читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (народные, классические, фламенко),
  • транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию,
  • словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения, владеть наиболее употребительными музыкальными терминами.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально-чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы для гитаристов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 1374 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz