Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для гитаристов [3]
Общеразвивающие программы для гитаристов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для гитаристов старого образца [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Суббота, 27.04.2024, 03:42
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для гитаристов » Предпрофессиональные программы для гитаристов

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Специальность "Гитара" (возраст поступающих - с 6 л. 6 мес. до 9 л.)
16.04.2015, 07:11

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГИТАРА»»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»

(возраст поступающих на обучение - с 6 лет 6 месяцев до 9 лет)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Специальность (гитара)» является основополагающей в цикле специальных дисциплин учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты». 

Гитара в наши дни является одним из самых популярных музыкальных инструментов, благодаря своему старинному происхождению, народному и артистическим аспектам, богатству ресурсов при всей простоте средств. Многие любители гитары хотят научиться играть на этом инструменте, многие родители хотят, чтобы их дети овладели искусством игры на гитаре. Однако не все представляют, как непрост и долог путь к освоению этого инструмента.

Круг вопросов и задач, возникающих перед педагогом, весьма объёмен, и вся музыкальная деятельность является длительным и кропотливым процессом. В результате  постоянного контакта учителя и ученика в классе гитары формируется личность, формируются взгляды, отношение не только к музыке, но и к другим сферам жизни.

Музыкальные занятия с учеником в классе по специальности надо строить так, чтобы заинтересовать его, научить активно, творчески осваивать материал. Лучшей формой  работы является сочетание показа на инструменте  с подробным  объяснением и необходимыми комментариями. Всё должно быть направлено на максимально  правильное овладение учащимся игровых  навыков на инструменте.

Большое значение имеет правильная организация домашних занятий. Качество занятий значительно важней их количества. Ученик не должен работать как автомат, следя лишь за часами. Во время игры важно научить его слышать свою игру, замечать ошибки и сразу  же их исправлять. Необходимо вырабатывать у учащихся навык регулярных, внимательных и осмысленных занятий.

Обучение может преследовать различные цели: дальнейшее профессиональное обучение, аккомпанемент, сочинение музыки или просто удовольствие музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям.

Преподаватель по специальности является одновременно и воспитателем. Очень важна доброжелательная атмосфера во время занятий на уроке, организация внеклассной работы – классные концерты для детей и родителей, посещение выставок в картинных галереях и концертных залов с последующим обсуждением концертов, прослушивание записей, музыкальных фильмов  и  многое другое.

Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно это является мотивацией для начала обучения игре на гитаре у детей.  Поэтому этот раздел работы является весьма важным. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, народные и современные песни и их инструментальные переложения для гитары.

Каждому ученику необходимы навыки умения подбора мелодии и аккомпанемента на слух, транспонирования в другие тональности. Это имеет большое значение для музыкального развития ученика и его практической музыкальной деятельности.

Одним из важных видов работы в классе является чтение нот с листа, для которого нужно подбирать материал более лёгкий, чем изучаемый по программе. Педагог должен учить осмысленному прочтению и точному воспроизведению нотного текста, а также выбору темпа (чаще более медленного, чем в самой пьесе), который позволит исполнить выбранную пьесу без потерь. Умение читать ноты с листа вызывает у учащихся стремление самостоятельно познакомиться с понравившимся ему музыкальным произведением. Систематическая практика – лучший способ прочно освоить этот навык.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо отбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию (полифонические произведения, произведения крупной формы, пьесы русских и зарубежных композиторов, оригинальная музыка, обработки народных песен, сочинения современных композиторов, этюды на разные виды техники). При выборе программы следует подходить дифференцированно к каждому ученику, учитывая возрастные и технические особенности, уровень музыкального развития.

Программа учебного предмета «Гитара» (специальность) составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. №162.

Учебный предмет «Гитара» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»   входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство». 

Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет восемь лет.

При реализации учебной программы «Гитара» максимальная  учебная нагрузка  составляет 1316 ч. ч.; из них 559 ч. – аудиторные занятия, 757 ч.  – самостоятельная (внеаудиторная) работа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.

Цель учебного  предмета: воспитание  гармонично развитой  личности, потребителя  духовных  ценностей, не  только  музыканта-любителя, владеющего  исполнительскими  навыками, пропагандиста  музыкального  искусства  и  активного  участника  художественной  самодеятельности, но  и  потенциального  музыканта-профессионала.

Задачи учебного  предмета: 

  • выявление  индивидуальности  и  всестороннее  музыкальное  развитие учащихся,
  • активизация    эмоционально-слуховой  сферы учащихся,
  • развитие  образно-эмоционального  и  логически-смыслового  восприятия учащихся,
  • приобретение учащимися  устойчивых  концертно-исполнительских  навыков,
  • стимулирование  инициативы учащихся  и  потребности  к  самовыражению,
  • развитие у учащихся  навыков  самостоятельного  творчества,
  • изучение  репертуара, включающего  произведения  разных  жанров, стилей, форм,
  • подготовка одаренных учащихся к продолжению профессионального  музыкального  образования.

В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: 

Методы: 

  • словесные, наглядные, практические,
  • репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, поисковые, проблемные,
  • методы воздействия на ученика: активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика,
  • методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
  • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
  • метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,
  • методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,
  • методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом.

Формы: 

  • работа над произведениями (организация пианистического аппарата, работа над текстом, то есть техническое освоение мелодической линии, сопровождения и фактуры в целом, фразировки, штрихов, динамических оттенков и пр.; работа над техническими сложностями произведения; работа над выразительным исполнением, целостным выражением художественного образа; работа над звуком; целостный анализ произведения (композитор, форма, фразировка, интонационная семантика мелодии); подготовка к эстрадному выступлению и воспитание культуры сценического поведения),
  • работа над развитием техники,
  • чтение с листа (эскизное проигрывание),
  • подбор по слуху,
  • транспонирование,
  • сольное музицирование,
  • посещение концертов,
  • участие в творческих и культурно-просветительских мероприятиях.

Реализация программы «Гитара» требует наличия   оборудованного учебного кабинета для индивидуальных занятий (комплект инструментов «Гитара», учебная мебель, аудиоаппаратура, пульты), зала для концертных выступлений,  библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой, фоно – и аудиотеки.

Также необходимо осуществление теснейших  связей предмета «Гитара» и теоретических дисциплин. Один из видов работы на уроке сольфеджио – анализ музыкальных произведений из репертуара обучающихся - значительно облегчает работу по изучению и запоминанию текста. Знание эпохи и истории появления музыкального произведения значительно облегчает воссоздание его образа, передачу идейного и эмоционального замысла композитора.  Исполнительские навыки учащегося помогают при таких работах на уроках сольфеджио, как подбор мелодий по слуху, а это, в свою очередь, дает себя знать при чтении с листа и подборе по слуху на уроках специальности.

Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». 

Категория: Предпрофессиональные программы для гитаристов | Добавил: DSHI
Просмотров: 436 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz