ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНСАМБЛЬ (гитара)»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»
(возраст поступающих на обучение - с 9 лет 6 месяцев)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Ансамбль» является одним из основных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты», который наряду с другими дисциплинами формирует профессиональные навыки, расширяет музыкальный кругозор и воспитывает у учащихся сознательное отношение к творческой деятельности.
Совершенствование навыков игры в ансамбле подразумевает воспитание художественного вкуса, более глубокое понимание стиля исполняемых произведений, развитие чувства ритма, способности слышать все голоса того или иного ансамбля и свою партию в соответствии с общим исполнительским планом и звучностью ансамбля в целом, а также овладение специальными приемами и навыками игры в ансамбле (единство технических приемов у всех членов ансамбля, тщательная нюансировка и отделка деталей исполняемого произведения). Качество звучания, ритмическая стройность, выразительная динамика и агогика, соответствующие им исполнительские приемы и штрихи, постоянно должны быть в поле зрения педагога класса ансамбля и его участников.
В отличие от исполнителя-солиста участники любого ансамбля должны воспитать в себе единство взглядов на весь комплекс проблем музыкально-исполнительской интерпретации. Ансамбль – коллектив единомышленников, опирающихся на общую идейно-эстетическую платформу. Необходимо, чтобы исполнительские качества участников ансамбля были равноценны.
Ансамбль призван совершенствовать индивидуальные исполнительские навыки, музыкальный кругозор и художественный вкус учащихся, углубить понимание ими содержания, формы, стиля исполняемых произведений. Ансамбль должен воспитывать взаимоуважение партнеров, чувство коллективной творческой дисциплины и ответственности.
Программа учебного предмета «Ансамбль (гитара)» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. №162.
Учебный предмет «Ансамбль» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».
Программа рассчитана на 5 лет обучения и предназначена для детей в возрасте от 9,5 лет. Освоение программы начинается с 4 класса ДШИ.
При реализации учебной программы «Ансамбль» максимальная учебная нагрузка составляет 330 ч.; из них 165 ч. – аудиторные занятия, 165 ч. – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая (от 2-х человек).
Цель учебного предмета: воспитание у учащихся необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения музыкальных произведений.
Задачи учебного предмета:
- совершенствование навыков совместной игры учащихся;
- стимулирование художественного и технического роста участников ансамбля;
- формирование навыка коллективного прочтения музыкального произведения, подчинение индивидуальности каждого участника ансамбля единой художественной задаче,
- воспитание чувства индивидуальной и коллективной ответственности и дисциплины в ансамблевом исполнительстве,
- широкое ознакомление учащихся с ансамблевой литературой и накопление репертуара.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Методы:
- словесные, наглядные, практические,
- репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, поисковые, проблемные,
- методы воздействия на ученика: активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика,
- методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
- метод убеждения средствами музыки, метод приучения, упражнения,
- методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,
- методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение музыкальной информации, творческое оперирование учебным материалом.
Формы:
- разучивание ансамблевого репертуара (текущая работа как с одним участником ансамбля, так и совместная);
- разучивание ансамблевых партий;
- чтение с листа ансамблевой музыки (как правило, с преподавателем);
- слушание ансамблевой музыки,
- концертные выступления.
Реализация программы «Ансамбль» требует наличия оборудованного учебного кабинета, оснащенного комплектами инструментов «Гитара», фортепиано и пультами; зала для концертных выступлений; библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой; фоно – и аудиотеки, аудиоаппаратуры.
Также необходимо осуществление теснейших связей предметов «Ансамбль» и «Специальность», поскольку часть профессиональных задач (исполнительская техника, работа над репертуаром, чтение с листа и т.д.), связанных с данной дисциплиной, решается в процессе работы в классе по специальности. Взаимосвязь этих двух дисциплин реализуется так же и в согласованной репертуарной политике.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |