Меню сайта
Категории раздела
Общеразвивающие программы для хореографов старого образца [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 29.03.2024, 09:05
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для хореографов » Общеразвивающие программы для хореографов старого образца

Программа для хореографического отделения детских школ искусств "Историко-бытовой и бальный танец" (5-летний срок обучения)
15.06.2015, 11:26

ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ И БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ

программа для хореографического отделения детских школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа (автор – преподаватель хореографических дисциплин  МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» И.Н. Нелюбина) составлена на основе программы «Историко-бытовой танец и современный бальный танец» для хореографических отделений детских музыкальных школ и школ искусств (Министерство культуры РСФСР, Главное управление учебных заведений и научных учреждений, Москва, 1983 г.), в которую автор вносит некоторые изменения, а именно:

  • достаточно подробно написана аналитическая записка, в которой сделан акцент на целевой компонент программы (помимо образовательных задач, обозначены и воспитательные задачи программы), составлен перечень дидактических средств, описаны возрастные особенности учащихся, на которых рассчитана программа, обозначены формы контроля успеваемости и критерии оценки обученности учащихся,
  • в структуру программы включены новые разделы: «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Методические рекомендации», «Список  рекомендуемой литературы».

Все обозначенные нами изменения обусловлены новыми требованиями к оформлению программно- методической продукции; они также делают программу удобной для использования в учебном процессе.

Историко- бытовой танец является частью хореографии, предметом в системе хореографических дисциплин  ДМШ по обучению хореографическому искусству. Предмет предоставляет возможность практически познать историческое развитие танцев и изучает их в композициях.

Познавательная ценность исторических танцев разных эпох - в их лексико- стилистической точности, подвижности в своем развитии  лексики композиций. Общественную значимость танцу как явлению социальному придает широкое его использование в литературе, музыке, театре, опере, балете.

Цель предмета:  осмысление и изучение хореографического текста разных эпох.

Образовательные задачи:

  • формирование у учащихся представлений  об общей картине развития бытовой хореографии, о закономерностях смены одних танцевальных форм другими, более сложными,
  • формирование у учащихся  знаний о танцевальной культуре различных исторических эпох,
  • освоение сценической площадки, выработка правдивой манеры исполнения танцев, умения двигаться в различных темпах и ритмах,
  • знакомство с некоторыми танцевальными стилями, подлинными музыкальными источниками,
  • освоение специальных понятий  и терминов,
  • изучение быта, костюмов эпохи,
  • развитие координации, музыкальности, выразительности исполнения.

Воспитательные задачи:

  • формирование у учащихся художественно-эстетического вкуса,
  • развитие творческих способностей,
  • воспитание у учащихся  чувства прекрасного, интереса к танцу как потребности воспитания красоты и грациозности фигуры, как условия комфортного самочувствия в обществе,
  • воспитание исполнительской культуры,
  • формирование общественного поведения,
  • формирование нравственных идеалов и качеств, уважения  к культурным  традициям других народов.

Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков историко – бытового танца,  мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в коллективе, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. В классе формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества, укрепляются чувства дружбы и взаимопомощи. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей.

Перечень дидактических средств, необходимых  для реализации программы:

  • словарь терминов (понятий историко-бытового танца),
  • литература для преподавателей и учащихся,
  • иллюстрации, репродукции,
  • видеофильмы,
  • технические средства обучения (аудио-, видеоаппаратура),
  • оборудование (станок, музыкальный инструмент «фортепиано»).

Контроль успеваемости учащихся на уроках историко- бытового танца.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их  развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков в конце каждой четверти по пройденным разделам программы, как правило, по темам).

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.

При оценке знаний и навыков по историко – бытовому танцу  преподавателю следует убедиться, что учащийся знает и понимает содержание учебного материала, владеет приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома.  Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество выполнения программных движений.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по историко- бытовому танцу являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Критерии оценки обученности учащихся.

1. Теоретические знания

«5»

Учащийся знает  названия всех программных танцев, особенности эпохи, стиля и манеры их исполнения; может грамотно рассказать о каждом из изученных танцев; знает  названия всех движений, используемых в различных танцах.

«4»

Учащийся не имеет достаточного представления  только об одном- двух танцах, либо не может достаточно точно передать содержание какого- либо танца; название движений частично забывает или путает.

«3»

Учащийся не знает отличительных особенностей эпох, стилей, путает название движений в различных танцах, не может объяснить манеру исполнения.

«2»

Учащийся не знает названия программных танцев, не может рассказать об эпохе, манере и стиле исполнения.

2. Технические навыки учащихся

«5»

Технически грамотное, выразительное, уверенное исполнение танцев различных эпох и стилей в правдивой манере.

«4»

Технически неточное, но допустимое, исполнение только  одного - двух программных танцев.

«3»

Учащийся допускает грубые технические ошибки в исполнении программных танцев; неуверенное исполнение.

«2»

Рекомендуется не ставить.

3. Музыкальность

«5»

Музыкальное исполнение всех программных танцев, точное соблюдение характера, музыкального размера, темпа, метроритмического рисунка танцев.

«4»

Не точное, но допустимое, музыкальное исполнение танцев.

«3»

Неуверенное музыкальное исполнение движений, танцев, неточные ритмические акценты в движениях.

«2»

Рекомендуется не ставить.

Формы отчетности:

  1. контрольный урок (проводится в конце каждой четверти).
  2. зачет (проводится в конце 5 года обучения).

Программа рассчитана на 5-летний срок реализации и определяет объем учебных часов в неделю: два академических часа  - 1,2,3 годы обучения; один академический час- 4, 5 годы обучения.

В ДШИ историко – бытовой танец преподается учащимся младшего школьного и подросткового возрастов.

Характеристика возрастных особенностей учащихся.

Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость.  Он может, в известных пределах, понимать услышанное и увиденное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.

Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничена. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса.

Воображение- один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, во – первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во- вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В - третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка- на все это необходимо опираться в учебной и  воспитательной работе.

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

Подросток - это быстро развивающийся человек. Основное содержание данного возрастного периода – переход от детства к взрослости. Он характеризуется перестройкой организма, самосознания, интересов. В подростковом возрасте закладываются основы, и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности.

Подростковый возраст связан и с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений. Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.

Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

Специфика  предмета  «Историко-бытовой танец»     для  младшего  и  среднего школьного  возраста заключается  в  том,   что требует  от  ребенка  физических и эмоциональных   усилий.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы.

Оканчивая курс, учащиеся хореографического отделения должны:

  • стать грамотными исполнителями историко-бытового танца, обладать развитым художественным вкусом,
  • уметь самостоятельно оценивать выразительность исполнения, аргументировать свои оценки,
  • обладать культурой поведения и общения (уметь вести себя в обществе, обладать навыками вежливости),
  • иметь представление о бытовых танцах XVI-XIX веков (бранль, павана, менуэт, гавот, полонез, вальс, мазурка, алеман, экосез, французская кадриль и др.), знать  характерные особенности их музыки и танцевальной лексики, точно исполнять графические рисунки,
  • иметь представление о танцах XX века, созданных на основе народных - российских и зарубежных - танцев («Русский лирический», «Сударушка», «Рилио» и др.), а также о современных бальных танцах (самба, ча-ча-ча, румба, джайв, медленный вальс, медленный и быстрый фокстрот), уметь музыкально, грамотно, выразительно исполнять танцы различных эпох и стилей в правдивой манере,
  • уметь определять на слух: танцевальные жанры, темп, характер мелодии, строение музыкального произведения,
  • владеть умениями ансамблевого исполнения (согласованные движения в паре и коллективе),
  • грамотно и элегантно исполнять поклоны и реверансы разного времени.
Категория: Общеразвивающие программы для хореографов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 916 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz