Меню сайта
Категории раздела
Общеразвивающие программы для хореографов старого образца [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 23.11.2017, 12:18
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для хореографов » Общеразвивающие программы для хореографов старого образца

Программа для хореографического отделения детских школ искусств "Народно-сценический танец" (4-летний срок обучения)
15.06.2015, 11:41

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

программа для хореографического отделения детских школ искусств

(4-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа  – первая редакция программы «Народно – сценический танец», разработанной преподавателем МОУ ДОД КДШИ Перевозкиной Т.И. в 2004 г. на основе программы «Народно-сценический танец» для хореографических отделений ДШИ, срок реализации - 5 лет,  1987 (автор – А.А. Борзов, Заслуженный артист РСФСР, профессор ГИТИСА им. А.В. Луначарского).

Программа 2004 года объединяет 2 предмета – «Ритмику» и «Народно-сценический танец», что не соответствует стандартам обучения в ДШИ. Пояснительная записка не содержала  ряда обязательных сведений, необходимых для этого раздела программы (обоснование актуальности, значимости предмета, особенности его изучения и целевой компонент, формы контроля успеваемости и др. сведения). В содержании программы по классам отсутствовала логика и определенная последовательность  в освоении танцевального материала, наблюдалось повторное изучение некоторых упражнений и др.

В связи с вышесказанным, возникла настоятельная потребность  внесения изменений в программу в соответствии с современными требованиями к оформлению программно-методической продукции.  Изменена структура программы. В нее включены следующие разделы «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Методические рекомендации», «Список литературы». Изменены сроки и объем прохождения учебного материала, предлагаемого государственной программой.

«Что такое народно- сценический танец? Это – пластический портрет народа, немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице - много бесценных жемчужин.  В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это – эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им» (из статьи И.А. Моисеева «Высокое искусство народного танца»).

Эти слова воспринимаются и сердцем, и душой. Ведь действительно, богато и своеобразно танцевальное народное творчество. В русском танце- неисчерпаемая палитра выразительных средств. Знакомство с этим богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно- эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей задачей всех хореографов.

Народно-сценический танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин ДШИ, неотъемлемой частью начального образования. Он представляет большие возможности для приобщения учащихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата учащихся. В условиях ДШИ народно-сценический танец играет большую роль в воспитании любви к искусству, уважения к традициям родного края, в формировании потребности больше узнать о танцевальной культуре других народов.

Цель программы:  ознакомление учащихся с наиболее типичными формами народно-сценического танца, его элементами и манерой исполнения.

Образовательные задачи:

  • формирование у учащихся  знаний о танцевальной культуре народов России, стран Ближнего Зарубежья, мира,
  • овладение техническими приемами исполнения упражнений, комбинаций у станка и на середине зала, танцевальных этюдов,
  • формирование исполнительских навыков на основе развития музыкальности, координации, пространственной ориентации,
  • знакомство с разнообразием стилей и манерой исполнения танцев разных народов,
  • расширение теоретических знаний в области народно-сценического  танца, освоение специальных понятий  и терминов.

Воспитательные задачи программы:

  • формирование у учащихся художественно-эстетического вкуса,
  • развитие творческих способностей,
  • воспитание у учащихся  чувства прекрасного, интереса и любви к хореографии как искусству,
  • воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умения точно передать национальный стиль и манеру народного танца.
  • формирование нравственных идеалов и качеств, уважения  к культурным  традициям других народов.

Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков народно- сценического танца,  мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в коллективе, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. В классе формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества, укрепляются чувства дружбы и взаимопомощи. Процесс обучения формирует и развивает организационно-трудовые навыки, дисциплинирует детей.

Своеобразие условий работы хореографического отделения КДШИ позволяет преподавателю народно-сценического танца изменить традиционный, сложившийся в профессиональной хореографической практике на протяжении многих лет подход к методике преподавания и порядку прохождения учебного материала, но, непременно сохраняя основные принципы и методы, которые лежат в основе ведения уроков народно-сценического танца. Физические данные многих учащихся заставляют преподавателя проявлять большую осторожность при выборе репертуара, составлении отдельных комбинаций, сочинении тех или иных элементов. Это и определяет одну из особенностей данной программы.

Изучение народно-сценического танца в КДШИ начинается с 4 класса. В течение первого года обучения изучение танцевальных элементов у станка осуществляется лицом к палке -  для того, чтобы не было перекосов в корпусе учащихся, и они могли контролировать себя в зеркале. Занятия на середине зала начинаются с освоения элементов народно-сценического танца в тех формах и с той степенью сложности и нагрузки на мышечный аппарат, которые доступны учащимся. На этом этапе на середине зала изучаются характерные для народно-сценического танца позиции рук и ног, осваивается простейшая координация, а также удобные и понятные детям элементы танцев: русского, белорусского («Крыжачок»), литовского («Козлик»), украинского, итальянского «Тарантелла».  Злоупотребление сложными элементами (например, «завернутые положения ног», «резкие изломы корпуса», «скошенная на ребро стопа») приведет к тому, что эти элементы не будут правильно восприняты мышцами ученика и не принесут ему пользы в освоении народно-сценического танца. Отсутствие повышенной технической сложности, больших специфических нагрузок дает возможность преподавателю  уделить больше внимания культуре исполнения танцев. Умение ориентироваться в пространстве, двигаться на площадке в различных рисунках, развитие чувства позы культуры общения с партнером, навыков ансамблевого исполнения, умение передать в движении особенности народной музыки, разнообразие ее темпов, ритмов (что является основой формирования чистоты стиля и хорошей манеры исполнения) – вот те задачи, которые решаются на начальном этапе обучения. Но совсем упрощать материал тоже не следует: это расслабляет ученика, и он не научится преодолевать даже минимальные технические трудности.

Итак, на начальном этапе обучения  закладывается элементарная основа, без которой, в дальнейшем, не может крепнуть и развиваться исполнительское мастерство ученика.  В течение второго года обучения, опираясь на подготовленный фундамент, ученики начинают осваивать элементы у станка (держась одной рукой за станок) и несложные учебно-танцевальные комбинации. Продолжается изучение элементов русского, украинского, итальянского («Тарантелла») танцев, начинается знакомство с элементами молдавского танца. В дальнейшем (старшие классы)  окончательно совершенствуются приобретенные навыки, постепенно и планомерно происходит увеличение мышечной нагрузки, усложняется лексика русского танца,  учебно-танцевальные композиции, задания  и этюды, вводятся новые технические приемы, происходит знакомство с элементами  башкирского, татарского, цыганского, грузинского,  венгерского, испанского  танцев. Таким образом, в программе реализуется педагогический принцип «от простого – к сложному».

         Особое место в программе уделяется теме «Областные особенности русского танца» (третий и четвертый годы обучения). Это неслучайно, поскольку тема расширяет представление учащихся русском танце. Изучая областные особенности, учащиеся начинают понимать, как многогранен и разнообразен русский танец, как искренне и непринужденно его танцевали в  Тульской губернии; сколько озорства, лихости в плясках Пензенской области, а «Воронежская матаня»  - это ни с чем не сравнимая манера исполнения.

Выполнение требований программы зависит от общей суммы знаний и навыков, приобретенных учащимися в школе. Выполняя годовую программу, необходимо тщательно укреплять и развивать то положительное, что приобрели учащиеся ранее, тщательно отрабатывая все то, что еще недостаточно хорошо усвоено. Если материал предшествующего года обучения будет проработан технически и художественно неполноценно, то в дальнейшем  образуется изъян, который не всегда удается успешно выправить. Поэтому необходимо принимать во внимание важность каждого периода обучения.

При знакомстве с элементами  народных танцев, предусмотренных программой, необходимо рассказать учащимся об их национальных  особенностях,  о народных обрядах, традициях, укладе жизни и истории народа. Все это поможет более глубокому пониманию особенностей национального характера, усилит выразительность исполнения танцев. При этом не следует навязывать учащимся «взрослую» манеру исполнения, заставлять их утрировать мимическую «игру». Исполнение должно быть естественным, а предлагаемый материал – соответствующим техническим возможностям и возрастной психологии детей.

Учитывая вышесказанное, настоящая программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся и заключает в себе тот минимум, к выполнению которого нужно стремиться неуклонно. Мы принимаем во внимание то, что в школе учатся дети разного уровня способностей, следовательно, и результат обучения будет неодинаков у каждого ребенка. Тем не менее, все окончившие школу должны овладеть исполнительской культурой танца в пределах своих возможностей.

Организация учебного процесса.

На основе образовательной программы преподаватель организует всю работу по предмету. Она начинается с перспективного планирования педагогического процесса в каждом классе. По своему содержанию рабочие планы по народно-сценическому танцу являются учебно-тематическими. В них указываются  содержание занятия в виде наименования темы и количество часов, отведенных на ее изучение. В конце каждой четверти, как правило, планируется контрольный урок по пройденному материалу. Учебно-тематический план является обязательным документом.

Работа школьников  в классе должна быть соответствующим образом организована. Основная форма организации учебной деятельности учащихся в ДШИ – урок – учебное занятие учителя с учениками в пределах точно установленного времени. Урок народно-сценического танца  является коллективной формой обучения. Он характеризуется совместной познавательной деятельностью учащихся. Учебные планы ДШИ устанавливают состав учащихся в группе по народно- сценическому танцу, в среднем, 10 человек. Все уроки проводятся в соответствии со школьным расписанием. Должны быть предусмотрены перемены между уроками для отдыха преподавателя и учащихся, подготовки к уроку, обеспечения санитарных норм.

Урок народно- сценического танца состоит из трех частей:

  • Занятия у станка,
  • Занятия на середине зала,
  • Работа над этюдами и танцами.

Контроль успеваемости учащихся на уроках народно- сценического танца.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их  развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков в конце каждой четверти по пройденным разделам программы и экзамена – конце четвертого года обучения).

Критерии оценки обученности учащихся.

Основные показатели, которыми должен руководствоваться преподаватель при оценке успеваемости учащихся, сводятся к следующему:

  • в какой мере ученик освоил объем учебной программы,
  • в какой степени он осмыслил ее содержание,
  • как, с каким качеством умеет практически владеть пройденным учебным материалом.

В то же время количество и характер ошибок, допускаемых при выполнении задания, также определяет успеваемость ученика. Исполнительские ошибки можно разделить на грубые, второстепенные и малозначащие. Учитывать надо те ошибки, которые ученик, при самом настоятельном требовании преподавателя, не исправил и продолжает повторять их на следующих уроках. Ошибки, которые ученик не может исправить в силу своих физических данных, но при этом проявляет старание, музыкальные и актерские способности, надо оценивать объективно, но не умаляя достоинств учащегося.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • в полном объеме усваивает учебную программу, знает правила выполнения всех программных движений и комбинаций,
  • умеет без затруднения, активно, точно выполнять всевозможные учебные задания,
  • допускает незначительные ошибки только при выполнении сложных учебных заданий,
  • безукоризненно относится к повседневной  учебной работе,
  • все замечания и указания преподавателя воспринимает адекватно, активно, при необходимости задает встречные вопросы преподавателю,
  • имеет активный двигательный аппарат,
  • обладает хорошо развитым вниманием, отличной музыкальной, хореографической памятью и чувством ритма, живым творческим воображением, яркой исполнительской индивидуальностью.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • в полном объеме усваивает учебную программу, знает правила выполнения практически всех программных движений и комбинаций,
  • умеет практически без затруднения, достаточно активно и  точно выполнять всевозможные учебные задания,
  • допускает незначительные  ошибки, способен исправить их на уроке,
  • хорошо относится к повседневной работе,
  • замечания преподавателя воспринимает адекватно, активно,
  • имеет достаточно активный двигательный аппарат,
  • обладает достаточно развитым вниманием, хорошей музыкальной,  хореографической памятью и чувством ритма.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • не в полном объеме усваивает учебную программу, удовлетворительно знает правила выполнения программных движений,
  • хорошо справляется с выполнением только простых (по своему строению) и привычных учебных заданий, не всегда правильно распределяет свои силы,
  • допускает различные, по степени, ошибки, иногда – грубые,
  • хорошо относится к повседневной учебной  работе, не нарушает дисциплину в классе,
  • замечания преподавателя воспринимает адекватно, активно,
  • не всегда внимателен на уроке,
  • обладает удовлетворительной музыкальной, хореографической памятью и чувством ритма, исполнительская индивидуальность не отличается примечательными свойствами.

Оценка «2» ставится в тех случаях, если ученик:

  • не в полном объеме усваивает учебную программу, плохо знает правила выполнения программных движений,
  • допускает массу грубых ошибок при исполнении движений и комбинаций,
  • не проявляет активность в работе на уроке, нарушает учебную дисциплину,
  • далеко не сразу реагирует на замечания преподавателя,
  • на уроке невнимателен,
  • обладает удовлетворительной музыкальной, хореографической памятью и чувством ритма, исполнительская индивидуальность не отличается примечательными свойствами.

Оценивать каждого ученика надо не «сухо», не «арифметически», а с некоторым творческим (и обязательно – доброжелательным) прогнозом на будущее. Успехи каждого ученика находятся все время на стадии совершенствования, поэтому, чем младше ученик, тем осторожнее, дальновиднее преподавателю нужно оценивать его успеваемость.

Добавим, что преподаватель, оценивая успеваемость учащихся, обязан объяснить каждому из них, почему выставлена та или иная отметка, и как следует исправить свои недостатки. Только тогда оценка успеваемости может стать подлинным и сильнейшим воспитательным средством, которое будет стимулировать ученика на достижение лучших учебных результатов.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы.

  • словарь терминов (понятий народно –сценического танца),
  • литература для преподавателей и учащихся,
  • материалы прессы (газета «Музыкальный клондайк», журнал «Балет»),
  • иллюстрации,
  • фотографии,
  • видеофильмы, учебные передачи,
  • технические средства обучения (аудио-, видеоаппаратура),
  • оборудование (станок, музыкальный инструмент «фортепиано», «баян»).

Программа рассчитана на 4 – летний срок реализации и определяет объем академических часов в неделю: 1 и 2 годы обучения – 2 часа, 3 и 4 годы обучения – 3 часа. Программа рассчитана на учащихся младшего школьного и подросткового возрастов.

Характеристика возрастных особенностей учащихся.

Младший школьный возраст (7 - 10 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость.  Он может, в известных пределах, понимать услышанное и увиденное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.

Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограниченна. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса.

Воображение- один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, во – первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во- вторых, младшие школьники  не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В - третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка- на все это необходимо опираться в учебной и  воспитательной работе.

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

Подросток - это быстро развивающийся человек. Основное содержание данного возрастного периода – переход от детства к взрослости. Он характеризуется перестройкой организма, самосознания, интересов. В подростковом возрасте закладываются основы, и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности.

Подростковый возраст связан и с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений. Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.

Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

Специфика предмета народно-сценического танца для младшего и среднего школьного возраста заключается в том, что требует от ребенка физических и эмоциональных усилий.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая курс, учащийся должен:

  • знать методику исполнения всех программных упражнений у станка;
  • выполнять упражнения у станка грамотно, эмоционально, в манере и характере заданной народности;
  • выполнять упражнения на середине музыкально, без излишнего напряжения, с достаточным апломбом;
  • освоить технику вращения: 1) на месте, 2) по диагонали, 3) по кругу;
  • освоить технику дробей: 1) на месте, 2) в продвижении), 3) в повороте:
  • выполнять танцевальные комбинации четко, эмоционально, в характере заданной народности;
  • знать основные отличительные особенности танцев разных областей России.
Категория: Общеразвивающие программы для хореографов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 736 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz