РИТМИКА И ТАНЕЦ
программа для хореографического отделения детских школ искусств
(2-летний срок обучения)
Пояснительная записка
Танец имеет большое воспитательное значение. Он оказывает большое эмоциональное воздействие и поэтому используется как средство художественного, эстетического и нравственного воспитания детей. Плавные, ритмичные упражнения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются любимым видом двигательной деятельности младших школьников. Вместе с тем, они оказывают благоприятное влияние на дыхательную и нервную системы организма, поддерживают гибкость позвоночника, способствуют формированию правильной осанки, легкой походки. С помощью танцевальных движений воспитывается внимание, умение ориентироваться в пространстве, развивается координация движений.
Танец способствует проявлению индивидуальности каждого ребенка. С помощью ритмики и танца ребенок самовыражается и самоутверждается.
Цель программы: пробуждение и формирование интереса детей к хореографическому искусству, подготовка к освоению образовательных программ «Народно-сценический танец», «Классический танец», «Историко-бытовой и бальный танец».
Образовательные задачи программы:
- Развить мышечную силу, гибкость, выносливость, координацию, мелкую моторику,
- Формировать чувство ритма, музыкальный слух, хореографическую память, внимание, наблюдательность, умение согласовывать движения с музыкой,
- Формировать навыки выразительности, пластичности исполнения танцевальных движений и танцев.
Воспитательные задачи программы:
- Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности,
- развивать у детей самостоятельность и творческую активность;
- развивать работоспособность, готовность к труду, волевые качества личности.
Контроль успеваемости
Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.
Объекты контроля:
- учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
- наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.
Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их развития поставленным задачам обучения.
Виды контроля:
- текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся),
- периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков в конце каждой четверти).
Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.
При оценке знаний и навыков по предмету преподавателю следует убедиться, что учащийся знает и понимает содержание учебного материала, владеет приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.
Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома. Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество выполнения программных движений.
Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.
Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.
Итоговыми отметками по предмету являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.
Критерии оценки обученности учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик:
- в полном объеме усваивает учебную программу, знает правила выполнения всех программных движений и этюдов,
- умеет без затруднения, активно, точно выполнять всевозможные учебные задания,
- допускает незначительные ошибки только при выполнении сложных учебных заданий,
- безукоризненно относится к повседневной учебной работе,
- все замечания и указания преподавателя воспринимает адекватно, активно, при необходимости задает встречные вопросы преподавателю,
- имеет активный двигательный аппарат,
- обладает хорошо развитым вниманием, отличной музыкальной, хореографической памятью и чувством ритма, живым творческим воображением, яркой исполнительской индивидуальностью.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- в полном объеме усваивает учебную программу, знает правила выполнения практически всех программных движений и комбинаций,
- умеет практически без затруднения, достаточно активно и точно выполнять всевозможные учебные задания,
- допускает незначительные ошибки, способен исправить их на уроке,
- хорошо относится к повседневной работе,
- замечания преподавателя воспринимает адекватно, активно,
- имеет достаточно активный двигательный аппарат,
- обладает достаточно развитым вниманием, хорошей музыкальной, хореографической памятью и чувством ритма.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- не в полном объеме усваивает учебную программу, удовлетворительно знает правила выполнения программных движений,
- хорошо справляется с выполнением только простых (по своему строению) и привычных учебных заданий, не всегда правильно распределяет свои силы,
- допускает различные, по степени, ошибки, иногда – грубые,
- хорошо относится к повседневной учебной работе, не нарушает дисциплину в классе,
- замечания преподавателя воспринимает адекватно, активно,
- не всегда внимателен на уроке,
- обладает удовлетворительной музыкальной, хореографической памятью и чувством ритма, исполнительская индивидуальность не отличается примечательными свойствами.
Оценка «2» ставится в тех случаях, если ученик:
- не в полном объеме усваивает учебную программу, плохо знает правила выполнения программных движений,
- допускает массу грубых ошибок при исполнении движений и комбинаций,
- не проявляет активность в работе на уроке, нарушает учебную дисциплину,
- далеко не сразу реагирует на замечания преподавателя,
- на уроке невнимателен,
- обладает удовлетворительной музыкальной, хореографической памятью и чувством ритма, исполнительская индивидуальность не отличается примечательными свойствами.
Перечень дидактических средств
- Оборудование класса,
- Аудио- и видеотехника,
- Фортепиано, аккордеон,
- Литература для преподавателей,
- видеоматериалы: «Разработка методики преподавания основ русского народного танца Заслуженного работника РФ, доцента кафедры хореографии ХМФ МГУКиИ Шашковой Т.В.,
- Авторский материал И.Э. Бризке «Азбука танца»
- Предметы (куклы в национальных костюмах) для изучения танцев народов мира.
Программа рассчитана на 2-летний срок реализации и определяет объем учебных часов в неделю - 2 часа. В ДШИ «Ритмика и танец» преподается учащимся младшего школьного возраста.
Характеристика возрастных особенностей учащихся.
Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость. Он может, в известных пределах, понимать услышанное и увиденное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.
Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничена. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса.
Воображение - один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во- вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В - третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка- на все это необходимо опираться в учебной и воспитательной работе.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы.
Оканчивая курс, учащийся:
- владеет необходимыми для дальнейшего обучения на хореографическом отделении ДШИ музыкально-двигательными навыками;
- умеет выполнять движения и простые учебные комбинации, предусмотренные программой,
- самостоятелен, творчески активен, внимателен, любознателен, работоспособен, обладает волевыми качествами, достаточно развитой хореографической памятью.
|