БЕСЕДЫ О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
Программа для хореографического отделения школ искусств
(срок обучения – 1 год)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Беседы о хореографическом искусстве» является важным в цикле специальных дисциплин учебного плана хореографического отделения, так как он дает возможность учащимся обобщить и осмыслить сведения о хореографии и глубже разобраться в сложных моментах, происходящих в искусстве, понять ту важную роль, которое оно занимает в общественной жизни.
Цель программы - не просто обеспечить учащихся определённым набором готовых знаний (всем известно одно из основных свойств памяти – забывать), а заинтересовать, привить умение получать удовольствие от встречи с искусством, испытывать необходимость общаться с ним, взрастить желание самостоятельно добывать знания. Полезная, познавательная и развивающая информация, представляемая на уроках, должна если не заслонить, не нейтрализовать, то хотя бы отвлечь от той, что навязывается СМИ, с экранов TV и эстрады.
Исходя из этих целей методика преподавания курса «Беседы о хореографическом искусстве» направлена на решение следующих основных задач:
- целенаправленно развивать творческие способности учащихся, их интерес к хореографическому искусству,
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к явлениям действительности и искусства, способность к эстетической оценке этих явлений,
- формировать понятийные и информативные знания, необходимые для ориентировки в учебном материале,
- научить учащихся: грамотно ориентироваться в процессе становления и развития хореографического искусства, видеть связь между явлениями общественной жизни и искусства.
Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач «Бесед…», мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в коллективе, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. В классе формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества, укрепляются чувства дружбы и взаимопомощи. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках «Бесед…» воспитательное воздействие имеет и учебный материал. Сила этого воздействия зависит от его идейности, художественности и доступности учащимся. Произведения хореографического искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.
Программа устанавливает срок реализации 1 год и рассчитана на учащихся подросткового возраста.
Организация учебного процесса
На основе образовательной программы преподаватель организует работу по предмету. Она начинается с перспективного планирования учебного процесса. Рабочими планами по слушанию музыки являются учебно- тематические. В них указываются темы уроков и количество часов, отведенных на их изучение. В конце каждой четверти, как правило, планируется итоговый урок по пройденному материалу, который проводится в виде устного опроса по пройденному материалу, а в конце года – зачет (итоговая аттестация), на котором учащиеся защищают реферат на одну из тем курса.
Учебно-тематический план является обязательным документом, когда как поурочные планы и конспекты уроков разрабатываются преподавателем в зависимости от необходимости.
Урок «Беседы о хореографическом искусстве» является коллективной формой обучения, проводится один раз в неделю (академический час). Общее количество часов за год- 35.
Уроки «Беседы о хореографическом искусстве» следует определить как комбинированные, так как в каждом из них обычно представлено несколько дидактических целей, сочетаются все основные виды учебной деятельности: изучение новой темы, закрепление нового материала, проверка усвоения знаний.
Контроль успеваемости учащихся на уроках «Беседы о хореографическом искусстве»
Объекты контроля:
- учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
- наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого ученика в отдельности и группы в целом,
Главный критерий контроля- соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их развития поставленным задачам обучения.
Формы контроля:
-групповой или индивидуальный устный опрос,
-письменная работа (реферат).
Виды контроля:
- текущий контроль
- периодический контроль знаний (по пройденным разделам в конце четверти).
При оценке знаний и навыков по предмету рекомендуется придерживаться основных дидактических требований к ответам учащихся. Преподавателю следует убедиться, что отвечающий: знает и понимает содержание учебного материала, удерживает его в памяти, владеет приемами учебной работы, умеет применять знания и осваивать новые, убедительно выражает их в устной и письменной формах. При оценке ответов учитываются также объем знаний и степень понимания материала, умение отобрать из него основное и хорошо спланировать ответ, количество и характер ошибок, дополнительные познания, самостоятельность, убежденность, темп ответа и т.п.
Оценки по предмету выводятся в результате всестороннего наблюдения за работой учащихся.
Перечень дидактических средств, используемых для реализации программы
- Литература для преподавателей,
- Популярная литература для учащихся,
- Видеокассеты,
- Компьютер,
- Видеомагнитофон,
- Репродукции картин, фотографии, иллюстрации.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы
Оканчивая курс, учащийся:
- умеет применять информативные и понятийные знания,
- ориентируется в процессе становления и развития хореографического искусства, видит связь между явлениями общественной жизни и искусства,
- владеет навыками рассказывания,
- испытывает потребность в общении с искусством.
|