Меню сайта
Категории раздела
Общеразвивающие программы для хореографов старого образца [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Суббота, 18.11.2017, 05:26
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для хореографов » Общеразвивающие программы для хореографов старого образца

Программа для хореографического отделения школ искусств "Классический танец" (5-летний срок обучения)
15.06.2015, 11:49

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Программа для хореографического отделения школ искусств

(5-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Настоящая программа составлена на основе программы примерной «Классический танец» для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств (Федеральное агентство по культуре и кинематографии, научно- методический центр по художественному образованию, Москва 2006 г.).

Автор вносит в настоящий документ  существенные изменения, отличающие его от государственного аналога. Во-первых, изменена структура программы в целом (в соответствии с современными требованиями к оформлению программно- методической продукции), во-вторых, изменена структура пояснительной записки (в которую, кроме целевого компонента, внесены образовательные и воспитательные задачи программы, принципы, этапы  ее реализации, обозначены формы, типы занятий, перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы, контроль успеваемости и характеристика возрастных особенностей учащихся, для которых предназначена программа), в третьих,  изменены объем, порядок, сроки прохождения учебного материала, что связано с содержанием учебных планов КДШИ, которые определяют срок  реализации программы «Классический танец» - 5 лет (а не 6, как предполагает государственная программа),

 «Методические рекомендации» выделены автором настоящей  программы в самостоятельный раздел: в нем описаны позиции рук и ног классического танца, обозначены приемы работы над упражнениями экзерсиса у палки, экзерсиса у станка, над техникой adagio и allegro.

Список рекомендуемой литературы помещен в конце программы, расположен в алфавитном порядке.

Предмет «Классический танец» по праву считается главным в процессе подготовки специалистов – хореографов любого профиля. И это закономерно, поскольку классический танец и его Школа являются единственной всеобъемлющей системой профессионального воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства.

Программа   по  классическому   танцу  является  частью  образовательного комплекса  наряду  с историко-бытовым, народно-сценическим  танцами,  а так   же  историей  искусств, музыкальной  грамотой, и рассчитана  на  детей  младшего и среднего  школьного  возраста.

Цель программы: освоение  классического танца как средства познания самого себя.

Задачи  программы (образовательные):

  • освоение теоретических понятий классического танца, 
  • подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцевального материала различного характера, жанров и степени технической трудности,
  • овладение навыками музыкально-пластического интонирования,
  • развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания,
  • формирование технических навыков,
  • расширение кругозора.

Задачи программы (воспитательные):

  • воспитание исполнительской культуры, художественно- эстетического  вкуса, трудолюбия,
  • формирование духовно- нравственных ценностей,
  • развитие личности учащегося,
  • раскрытие творческой  индивидуальности,
  • воспитание  чувства прекрасного,
  • активизация мышления, развитие творческого начала,
  • активизация интереса к классическому танцу,
  • воспитание силы, выносливости, укрепление здоровья,
  • социальная адаптация, формирование навыков коллективного общения.

Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков классического танца,  мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в коллективе, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. В классе формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества, укрепляются чувства дружбы и взаимопомощи. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей.

Форма проведения занятий - групповая (состав групп, в среднем, 10 человек).

Типы  занятий:

  • традиционные (теоретические,   практические занятия),
  • нетрадиционные (посещение младшими учащимися занятий старшеклассников, поездки  в театр).

Принципы реализации программы:

  • принцип развивающий и воспитывающий (характер  обучения направлен на всестороннее развитие и воспитание индивидуальности ученика),
  • принцип целенаправленности, систематичности  и последовательности (предполагает преподавание  и  усвоение знаний  в  определенном порядке, постепенность увеличения физической нагрузки и технических трудностей).
  • принцип сознательности, творческой  активности и самостоятельности учащихся при руководящей  роли  преподавателя.

Этапы реализации программы:

  • диагностический (выявление   интересов и способностей детей).
  • развивающий (создание условий  для  творчества детей, формирование  навыков исполнения движений классического танца, творческое развитие учащихся),
  • корректирующий (создание  условий для самовыражения и творчества, учащихся через общение и творческое  сотрудничество).
  • Результативный (сформированность умений и навыков  исполнения  движений классического танца, пробуждение  у  ребенка желания активно  участвовать  в творческих заданиях).

Перечень дидактических средств, необходимых  для реализации программы:

  • словарь терминов (понятий классического танца),
  • литература для преподавателей и учащихся,
  • иллюстрации,
  • фотографии,
  • слайды,
  • видеофильмы, учебные передачи,
  • технические средства обучения (аудио-, видеоаппаратура),
  • оборудование (станок, музыкальный инструмент «фортепиано»).

Контроль успеваемости учащихся на уроках классического танца.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их  развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков в конце каждой четверти по пройденным разделам программы, как правило, по темам).

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок определяются психолого-дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.

При оценке знаний и навыков классического танца  преподавателю следует убедиться, что учащийся знает и понимает содержание учебного материала, владеет приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома.  Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество выполнения программных движений.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по классическому танцу являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Критерии оценки обученности учащихся.

1. Понятийные знания по основным разделам курса.

«5»

Учащийся отлично владеет терминологией классического танца, может объяснить своими словами содержание понятия, правильно применяет в устной речи и на практике.

«4»

Учащийся адекватно оперирует теоретическими понятиями, но недостаточно свободно использует терминологию (забывает название, путает с другими терминами).

«3»

При  использовании в практической деятельности терминов и понятий учащийся допускает грубые ошибки и не может объяснить их содержание.

«2»

Учащийся совсем не владеет терминологией классического танца.

2. Технические навыки учащихся

«5»

Учащийся  знает технику движений и точно выполняет ее на практике.

«4»

Неточное (но допустимое) исполнение нескольких движений экзерсиса.

«3»

Грубые ошибки в исполнении движений экзерсиса.

«2»

Рекомендуется не ставить.

3. Музыкальность

«5»

Музыкально грамотное выполнение движений, точное соблюдение музыкального размера в сочетании с техникой (правилами) выполнения движений. Владение навыками самостоятельного исполнения движений. Обладание развитым ритмическим слухом.

«4»

Некоторая неуверенность в музыкальном исполнении движений, незначительные несоответствия в сочетании движения и музыкального сопровождения. Не всегда самостоятельное исполнение движений (нуждается в показе педагога).

«3»

Очень неуверенное музыкальное исполнение движений. Неразвитость ритмического слуха и навыков самостоятельной деятельности.

«2»

Рекомендуется не ставить.

Формы отчетности:

  1. контрольный урок (проводится в конце каждой четверти).
  2. экзамен (проводится в конце 5 года обучения).

Программа  по  классическому  танцу  рассчитана  на  5-летний срок реализации (с недельной нагрузкой учащихся 1 года обучения - 4,5 академических часа в неделю, 2-5 года обучения - 3 академических  часа в неделю) и предназначена для учащихся младшего школьного и подросткового возрастов.

Характеристика возрастных особенностей учащихся.

Младший школьный возраст (7 - 10 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость.  Он может, в известных пределах, понимать услышанное и увиденное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.

Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограниченна. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса.

Воображение- один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во- вторых, младшие школьники  не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В - третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка- на все это необходимо опираться в учебной и  воспитательной работе.

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

Подросток - это быстро развивающийся человек. Основное содержание данного возрастного периода – переход от детства к взрослости. Он характеризуется перестройкой организма, самосознания, интересов. В подростковом возрасте закладываются основы, и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности.

Подростковый возраст связан и с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений. Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.

Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

Специфика предмета классического  танца для  младшего и среднего школьного  возраста заключается в том, что требует от ребенка физических и эмоциональных усилий.

Знания, умения, навыки на заключительном этапе реализации программы.

  • технически правильное исполнение всего экзерсиса  у станка,
  • технически грамотное, выразительное, музыкальное исполнение экзерсиса на середине,
  • владение техникой прыжка,
  • владение танцевальной манерой, пластикой классического танца,
  • знание терминологии по всему курсу обучения.
Категория: Общеразвивающие программы для хореографов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 368 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz