Меню сайта
Категории раздела
Общеразвивающие программы для хореографов старого образца [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Вторник, 22.08.2017, 17:50
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для хореографов » Общеразвивающие программы для хореографов старого образца

Программа для хореографического отделения школ искусств "Слушание музыки и музыкальная грамота" (7-летний срок обучения)
15.06.2015, 11:31

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Программа для хореографического отделения школ искусств

(7-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа (автор – преподаватель хора и сольфеджио А.В. Лебедева) составлена на основе программы «Слушание музыки и музыкальная грамота» для хореографического отделения детской школы искусств (автор - преподаватель  МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» Л.Б. Адищева, 2003 г.).

Программа Л.Б. Адищевой  была разработана на основе:

  • материалов программного проекта (1988 г.), рекомендованного Главным Управлением учебных заведений, научных учреждений (автор- Н.С. Благонравова, преподаватель ДШИ №3 г. Москвы),
  • программы  «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ (Москва 1970 г.),
  • примерных тематических планов Е.Б. Лисянской - преподавателя московской  ДШИ №2 им. И.О.Дунаевского.

Программа Л.Б. Адищевой, помимо традиционных для образовательной программы сведений о содержании учебного материала, его объёме, порядке его прохождения, обогащена видеоматериалом  и аудиозаписями. Темы учебного плана раскрыты достаточно полно.

         Недостатком программы  Л.Б. Адищевой является пояснительная записка, где имеются только общие сведения о предмете. Однако, согласно современным требованиям к оформлению программно-методической продукции, в пояснительную записку необходимо внести критерии оценки обученности учащихся, формы контроля успеваемости, перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы, сведения о возрастных особенностях учащихся. Все эти дополнения внесены А.В. Лебедевой  в настоящую программу.

         Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» - один из главных дисциплин учебного плана  эстетического  и хореографического отделений школы искусств. Этот предмет способствует  развитию мышления учащихся, формирует музыкально-эстетическое восприятие, расширяет кругозор детей, воспитывает музыкальный вкус. На уроках  «Слушания…» преподаватель учит детей  понимать народное, классическое и  современное музыкальное искусство, готовит активного слушателя музыки, имеющего представление о музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата) и  знания в области элементарной музыкальной грамоты.

         Основной целью предмета  является воспитание художественного вкуса учащихся, основанного на активном восприятии и понимании музыкального материала.

 Образовательные задачи:

  1. познакомить учащихся с  элементарными теоретическими сведениями в области музыкальной грамоты;
  2. познакомить учащихся с биографиями композиторов, их творчеством;
  3. познакомить учащихся с особенностями различных музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата);
  4. формировать у учащихся навыки слушания музыки, анализа на слух;
  5. формировать у учащихся слуховые, певческие и метроритмические навыки.

 Воспитательные задачи:

  1. воспитание музыкальных способностей учащихся,
  2. воспитание у учащихся музыкального слуха, чувства метроритма;
  3. развитие музыкального мышления учащихся, способности понимать, анализировать и называть слышимое;
  4. формирование эстетического вкуса, музыкального кругозора учащихся.

Формы контроля успеваемости

     Объективным показателем качества каждого учебного занятия «Слушания…», как и всей системой уроков по предмету, является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля  усвоения знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их музыкального развития поставленным задачам обучения.

Формы контроля:

  • устный проверочный опрос по теме, его задача: выяснить степень усвоения учебного материала каждым учащимся  (оценка – по усмотрению учителя),
  • индивидуальный опрос учащегося у доски (оценка – обязательна),
  • письменная проверочная работа по завершении изучения темы (оценка – обязательна),
  • письменная контрольная работа в конце каждой учебной четверти (оценка – обязательна); примерные задания: музыкальная викторина, построение пройденных ладов, интервалов, аккордов, теоретические сведения о музыкальных жанрах (класс - выбору преподавателя),
  • итоговый зачет (учащиеся 7 класса): требования: викторина,  построение пройденных интервалов, аккордов, ладов.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся, так и при опросе),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков в конце каждой учебной четверти).

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета, видом контроля.

При оценке знаний и навыков по предмету рекомендуется придерживаться основных дидактических требований к ответам учащихся. Преподавателю следует убедиться, что отвечающий: знает и понимает содержание учебного материала, удерживает его в памяти, владеет приемами учебной работы, умеет применять знания и осваивать новые, убедительно выражает их в устной и письменной формах. При оценке ответов учитываются также объем знаний и степень понимания материала, умение отобрать из него основное и хорошо спланировать ответ, наличие и качество музыкально –слуховых представлений, количество и характер ошибок, дополнительные познания, самостоятельность, убежденность, темп ответа и т.п.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только оценивать знания по результатам самостоятельной работы дома, но и учитывать качество их труда в классе. В последнем случае появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество ответов.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке четверти. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по «Слушанию…» являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Критерии оценки обученности учащихся.

  1. Музыкальная грамота:

«5» - Учащийся твёрдо знает правила построения интервалов, аккордов, ладов, умеет объяснить своими словами содержание понятия, без ошибок выполняет построения интервалов, аккордов, ладов на инструменте и в тетради.

«4» - Учащийся хорошо знает правила построения интервалов, аккордов, ладов, умеет объяснить своими словами содержание понятия, допускает незначительные ошибки в построениях интервалов, аккордов, ладов на инструменте и в тетради, может исправить их самостоятельно.

«3» - Учащийся плохо знает правила построения интервалов, аккордов, ладов, не может  объяснить содержание понятия без помощи учителя, допускает грубые ошибки в построениях интервалов, аккордов, ладов на инструменте и в тетради, не может исправить их самостоятельно.

«2» - (желательно не ставить). Учащийся не понимает содержание теоретических понятий и правил, не умеет пользоваться ими в практической деятельности.

  1. Сведения о композиторах, владение музыкальным материалом:

«5» - Учащийся свободно владеет сведениями из биографии композитора, своими словами может рассказать  о значении его творчества, дать точную характеристику музыки, определить на слух  фрагменты из всех, предусмотренных программой, произведений.

«4» - Учащийся неплохо владеет сведениями из биографии композитора (но допускает при этом незначительные ошибки, которые может исправить с помощью педагога), своими словами может рассказать  о значении его творчества, дать точную характеристику музыки, определить на слух фрагменты из  практически всех, предусмотренных программой, произведений.

 «3» - Учащийся допускает грубые ошибки при изложении биографии композитора, не может без помощи педагога  рассказать  о значении его творчества и охарактеризовать музыку,  с трудом определяет на слух фрагменты из предусмотренных программой произведений.

 «2» - (желательно не ставить).  Отсутствие:  знаний о творчестве композитора, умения охарактеризовать музыку, навыка определения на слух фрагментов из предусмотренных программой произведений.

3. Музыкальные жанры:

«5» - Учащийся легко определяет на слух  музыкальный жанр, знает его характерные особенности, владеет музыкальной терминологией,  умеет своими словами охарактеризовать музыку.

«4» - Учащийся недостаточно точно определяет на слух  музыкальный жанр, допускает незначительные ошибки при характеристике его особенностей,  владеет музыкальной терминологией, умеет своими словами охарактеризовать музыку.

 «3» - Учащийся допускает грубые ошибки при определении на слух музыкального жанра и при характеристике его особенностей, слабо владеет музыкальной терминологией, не может самостоятельно, своими словами охарактеризовать музыку.

 «2» -  Учащийся не может определить на слух музыкальный жанр, охарактеризовать его особенности; не владеет музыкальной терминологией.

4. Слушание музыки, анализ на слух:

«5» - Учащийся умеет слушать музыку, правильно воспринимает её содержание, может ярко рассказать о своих впечатлениях.

«4» - Учащийся умеет слушать музыку, правильно воспринимает её содержание, но достаточно скупо характеризует свои впечатления.

«3» - Учащийся умеет слушать музыку, но с трудом передаёт свои впечатления, допуская ошибки в определении характера и настроения мелодии.

«2» - Учащийся не умеет слушать музыку, не понимает её, неспособен передать свои впечатления.

     5. Метроритмические навыки.

 «5» - Учащийся правильно двигается под музыку, может определить размер и простучать сильную долю, воспроизвести  различные ритмические рисунки и проговорить их условными обозначениями.

«4» - Учащийся правильно двигается под музыку, чувствует сильную долю, но допускает незначительные ошибки в воспроизведении ритмических рисунков и определении размера.

«3» - Учащийся правильно двигается под музыку, но затрудняется в определении размера (определяет размер только с помощью педагога) и делает многочисленные ошибки в воспроизведении ритмического рисунка  мелодии.

«2» - Учащийся не может двигаться в такт музыки, не определяет размер, не может воспроизвести ритмический рисунок.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

1. карточки с ритмическими заданиями, на построение интервалов, аккордов, ладов, на построение мелодии по указанным преподавателем ступеням,

2. фотографии композиторов, художников,

3. репродукции картин,

4. видео- и аудиоматериалы,

5. литература для учащихся,

6. литература для преподавателей,

7.технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон), музыкально-шумовые инструменты.

Программа устанавливает срок реализации 7 лет и рассчитана на учащихся младшего школьного и подросткового возрастов. Объем учебной нагрузки – 1 академический час в неделю.

Характеристика возрастных особенностей учащихся

Общая характеристика первоклассников (7 лет)

Для первоклассников типичны:

а) несформированность, хрупкость всего организма; быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи учителя, шаблонного проведения урока;

б)отсутствие навыков систематической, целенаправленной умственной работы, но цепкая память;

в) небольшой объем произвольного внимания; преобладание непроизвольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активизации путем переключения на разные «объекты» (задания, виды деятельности, индивидуальные и коллективные формы работы и т.д.);

г) яркое образное воображение, его конкретность;

д) склонность к игре: через игровые формы легко усваивается даже сложный материал; игра активизирует воображение, внимание, память способствует развитию творческих способностей детей.

Общая характеристика второклассника (8-9 лет).

Хотя дети 1-2 классов имеют много общих черт (лучшее восприятие материала через игровые формы, яркую фантазию, цепкую память к тому, что вызвало интерес), все же между ними есть и определенные различия. Прежде всего, второклассник - уже « опытный» школьник; ему уже привычен школьный режим, требования на уроке; его внимание становится более устойчивым (хотя объем его все же еще невелик);  более развита, чем у первоклассника, способность абстрактного мышления, т. е. способность анализировать и обобщать воспринимаемые явления и факты. Хотя воля как таковая еще мало развита, но при заинтересованности материалом, заданием второклассник может преодолевать довольно серьезные трудности. Приобретенные  навыки чтения и освоение других школьных  предметов  способствуют расширению кругозора, в том числе музыкального. Все это создает возможности для продолжения творческого развития, столь необходимого для полноценного музыкального воспитания.

Общая характеристика третьеклассника (9-10 лет).

Физически третьеклассник - более сильный, крепкий. Вместе с тем, быстрый  физический рост сказывается в стремлении к движению: дети часто становятся более непоседливыми. Умственное развитие значительно выше, чем у первоклассников и второклассников; третьеклассники располагают большими возможностями для умозаключений, абстрактного мышления. Внимание и память становятся все более произвольными (хотя непроизвольный характер и внимания и памяти ещё играет определенную роль). В 3 классе несколько устойчивее и избирательнее становятся интересы и склонности ребят, хотя, конечно, они еще далеко не полностью сформированы и выявлены. Во всех этих явлениях все больше и больше сказываются результаты  обучения и воспитания в двух школах: общеобразовательной и школе искусств. Если в первых двух классах обычно все дети охотно занимаются любой деятельностью (в частности, готовы и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах наряду с другими занятиями, связанными с общеобразовательными предметами), то в 3 классе дифференциация детей по интересам становится более определенной, среди них обнаруживаются более и менее способные и склонные к занятиям различного характера. Нередко именно в это время неопытные учителя навешивают ярлык на ребенка в плане его способностей, хотя известно, что многие способности развиваются значительно позже (даже музыкальные, хотя они часто проявляются и необычайно рано).

Общая характеристика учащихся 4 класса (10-11 лет).

К 4 классу у учащихся значительно ярче начинает проявляться способность к абстрагированию, наблюдается постепенный переход от преимущественно наглядного восприятия явлений, фактов к их пониманию уже через более отвлеченное словесное описание, объяснение. Для четвероклассников характерно увеличение объема произвольного внимания, что проявляется в их способности дольше сосредоточиваться на предложенном учителем задании (слушать, исполнять музыку). Общее развитие учащихся, приобретенные ими навыки мышления – умение сопоставлять, сравнивать, делать самостоятельные выводы проявляются и в музыкальном мышлении – в сопоставлении, сравнении музыкальных явлений, в формировании собственных суждений. Непроизвольное запоминание дополняется произвольным. Таким образом, получаемые впечатления становятся более объемными (количественно) и глубокими (качественно). Воображение, сохраняя свою силу, становится более осознанным и предметным; на его характере сказывается приобретаемый жизненный опыт. Интересы школьников делаются более избирательными. Учитывая возрастные особенности четвероклассников, их ранимость, склонность делать безапелляционные выводы в отношении своих возможностей, педагог-музыкант должен быть чутким, тактичным, доброжелательно внимательным к таким детям, передавать им свою уверенность в их будущем успешном музыкальном развитии.

Общая характеристика учащихся 5-7 классов (11-14 лет).

         В современной психолого-педагогической литературе подростковый возраст, к которому относятся учащиеся 5-7 классов, обычно характеризуется как «трудный», «переломный». Основания к этому дают и научные данные, и широкие наблюдения практиков. Обычно отмечается, что быстрое физическое развитие приводит к различным «дисфункциям». Общий рост организма (увеличение длины туловища, рук, ног) протекает более интенсивно, чем развитие сердца, кровеносной системы. Вследствие этого мозг часто не получает должного питания - возникает быстрое утомление, резко меняется настроение: от возбужденного - к упадочному, вялому. Повышенная утомляемость требует особого щадящего режима во всех видах деятельности подростка, следовательно, и во время музыкальных занятий с ним.

Следует отметить характерную для  подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, необъяснимую обидчивость, преувеличенное представление о собственном достоинстве. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. Учащиеся 5-7 классов проявляют повышенную чувствительность к тому, как себя ведут с ними взрослые (родители, учителя). Они хотят быть взрослыми, самостоятельными и чрезвычайно болезненно реагируют, если к ним относятся, как к детям. Каждый стремится к тому, чтобы в нем видели личность, и это стремление к самоутверждению нередко проявляется в уродливых формах, лишь бы с ним считались.

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь  охватить значительный материал; приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

В то же время объективные условия учебно–воспитательного процесса благоприятствуют расширению контактов школьников с музыкой, введению новых форм занятий.

Знания, умения, навыки на заключительном этапе реализации программы.

Учащийся – выпускник:

  • владеет  музыкальной терминологией;
  • применяет понятия в устной речи, в практической деятельности;
  • обладает развитым музыкальным мышлением, творческой активностью;
  • способен к теоретическим обобщениям;
  • владеет навыками самоконтроля;
  • обладает сформированным звуковысотным слухом, чувством лада и чувством метроритма.
Категория: Общеразвивающие программы для хореографов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 636 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz