ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЕ»
дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» являются важным условием гармонического развития личности ребенка. Они способствуют формированию нравственности, способности эстетически воспринимать действительность и, по мере сил, творчески отражать ее в художественных образах. Кроме того, занятия по данному предмету закладывают своеобразный фундамент для дальнейшего развития изобразительных умений и навыков в процессе освоения предметов: «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция».
На начальном этапе обучения рисованию необходимо разнообразить учебную деятельность детей, постоянно будить их мысль, чувства, воображение, вызывать желание постигать азы основ изобразительной грамоты, знакомить с жанрами изобразительного искусства, с основами рисунка, цветоведения, композиции, формировать навыки работы различными материалами (акварель, гуашь, тушь, простой карандаш, уголь, пастель и т.д.) в разных техниках.
В основе занятий по «Основам изобразительной грамоте и рисования» лежит рисование с натуры, по представлению, по памяти, после непосредственных наблюдений, выполнение заданий на основе воображения и фантазии, а так же набросков.
Дети младшего школьного возраста нуждаются в том, чтобы результаты их деятельности – созданные изображения, прежде всего, удовлетворяли бы их самих, а так же вызывали бы одобрение их сверстников и взрослых. Это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, навыков и умений, необходимых для успешного овладения художественной деятельностью и развития детского творчества. А это значит, что тематический материал должен быть подобран с учетом возрастных особенностей и выстроен по принципу «от простого - к сложному» (поэтому темы в программе повторяются, но добавляются новые требования, усложняются задачи).
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» составлена с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (Письмо Министерства культуры РФ от 21.11.2013 г. №191-01-39/06-ГИ).
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Художественно – творческая подготовка».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести до девяти лет, составляет три года.
При реализации учебной программы «Основы изобразительной грамоты и рисование» максимальная учебная нагрузка составляет 315 ч.; из них 210 ч. – аудиторные занятия, 105 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета: формирование и развитие композиционного, пространственного мышления у детей младшего школьного возраста, расширение их общего художественного кругозора, формирование художественного вкуса, развитие зрительной памяти, творческих навыков.
Задачи учебного предмета:
- Духовное и творческое развитие личности обучающихся, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство, а так же развитие образного мышления школьников.
- Обучение детей законам перспективы, основам цветоведения; изучение основных формальных элементов композиции: принципа трехмерности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности – децентричности, статики – динамики, симметрии – ассиметрии.
- Приобретение обучающимися умений: изображать с натуры и по памяти предметы окружающего мира, работать с различными материалами.
- Приобретение обучающимися навыков: организации плоскости листа, композиционного решения изображения; передачи формы, характера предмета; подготовки работ к экспозиции.
- Формирование художественно-образного восприятия обучающихся, их творческой индивидуальности.
- Развитие художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности.
- Воспитание духовной культуры обучающихся и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитание уважительного отношения к труду художника.
Реализация программы «Основы изобразительной грамоты и рисование» требует наличия специально оборудованной аудитории, в которой имеется: достаточное количество мольбертов, столов, стульев, наглядных пособий; специальное место для хранения работ обучающихся и необходимых материалов; методическая литература; видеотека; дидактический материал.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки обучающихся», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |