ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КЕРАМИКА»
дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым, созданным человеком, материалом. Время появления керамики относят к эпохе мезолита и неолита.
Художественная керамика во всех ее видах обладает высокой силой воздействия, которая способна затмить другие формы произведений искусства, их представления и образы. Поэтому керамика с давних пор имеет наибольшее признание в искусствоведческих и культурных кругах общества.
Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства, формирующих эстетический и этический вкус ребенка, а так же развивающих чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей.
Программой предмета «Керамика» предусматривается изучение учащимися законов пластики и приобретение специальных знаний и практических навыков, которые они смогут применять в дальнейшем при создании художественных керамических изделий (плакеток, декоративных настенных тарелок, декоративной скульптуры и других изделий).
Программа учебного предмета «Керамика» составлена с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (Письмо Министерства культуры РФ от 21.11.2013 г. №191-01-39/06-ГИ).
Учебный предмет «Керамика» дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Предмет по выбору».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести до девяти лет, составляет два года (4 и 5 классы).
При реализации учебной программы «Керамика» максимальная учебная нагрузка составляет 210 ч.; из них 140 ч. – аудиторные занятия, 70 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета - формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах из глины.
Задачи учебного предмета:
- развить интерес учащихся к керамике;
- научить учащихся свободно пользоваться способами и приёмами лепки;
- помочь учащимся понять особенности керамики, ее выразительные возможности;
- научить учащихся создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
- развить наблюдательность, творческую инициативу, расширить кругозор учащихся;
- познакомить учащихся с историей керамики как вида прикладного искусства;
- формировать, развивать и закреплять знания, умения и навыки учащихся при работе с глиной, красками, кистями и т.д.;
- воспитывать у учащихся мастерство, чувство красоты и гармонии, трудолюбие и ответственность.
Реализация программы «Керамика» требует наличия оборудованного учебного кабинета, библиотечного фонда, методической литературы.
- Оборудование: столы, стулья, наличие воды, станок для раскатки пластов, лабораторная мельница для приготовления ангобов и глазурей, мельница для приготовления глиняной массы и шликера, печь для получения пробников, печь для обжига изделий, турнетки для лепки круглых форм и их росписи, компрессор, распылитель, вытяжной шкаф для ангобирования и глазуровки.
- Материалы: бумага, краски, куски ткани, шамот, шликер, ангобы, химические элементы для обработки изделий и разнообразия цветовой палитры для керамики.
- Инструменты: карандаши, кисти, стеки, ножечки, скалки для раскатки пластов.
- Наглядные пособия: схема учета непропорциональной усадки объемных керамических форм графическим способом; таблицы, отражающие поэтапность ведения работы в материале; наглядный материал, представляющий основные способы лепки; иллюстрированный материал в декоративно-художественной литературе; работы школьников и студентов, находящиеся в методическом фонде школы; гипсовые слепки, образцы изделий художественной керамики народных промыслов, образцы пробников.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |