ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РИСУНОК»
дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе обучения изобразительному искусству рисунок является ведущей дисциплиной. Особая роль рисунка объясняется тем, что в процессе рисования (прежде всего, рисования с натуры) можно непосредственно изучить форму, пропорции, конструктивное строение, пространственные отношения, перспективные сокращения и изменения формы, светотень, фактуру (материал, из которого сделан предмет). Любая композиция (графическая, живописная, скульптурная и т.д.) начинается с рисунка.
В результате занятий рисунком у обучающихся должна быть сформирована не только потребность в прекрасном, в творчестве, но и желание широко использовать свои умения и навыки в практической деятельности. Учащиеся должны научиться:
- работать с графическими материалами (карандаш, уголь, пастель и др.);
- определять тон, тональные отношения, особенности освещения;
- видеть и анализировать изменения, связанные с источником освещения;
- технике работы карандашом и мягким материалом;
- различать и использовать в работе все светотональные отношения (тон), выбирать необходимый тон для передачи пространства, объема, плановости;
- техническим приемам изображения драпировок, предметов;
- техническим приемам передачи объема, пространства с помощью средств графики;
- работать с натурой, добиваясь целостности, гармонии изображения.
На уроках рисунка учащиеся также приобретают теоретические знания: истории возникновения графики; жанров изобразительного искусства; закономерностей конструктивно - геометрического строения формы; особенностей линейной и воздушной перспективы, светотени, выразительных особенностях художественных материалов.
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (Письмо Министерства культуры РФ от 21.11.2013 г. №191-01-39/06-ГИ).
Учебный предмет «Рисунок» дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Художественно-творческая подготовка».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте о шести до девяти лет, составляет два года (4 и 5 классы).
При реализации учебной программы «Рисунок» максимальная учебная нагрузка составляет 210 ч.; из них 70 ч. – аудиторные занятия, 140 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета: изучение натуры и приобретение учащимися необходимых знаний и практических навыков в ее изображении на плоскости листа в условном пространстве; воспитание художественно образованного человека, умеющего понимать изобразительное искусство и создавать художественные произведения.
Задачи учебного предмета:
- приобщить учащихся к разносторонним знаниям о рисунке,
- способствовать расширению художественного кругозора учащихся;
- воспитать у учащихся чувство гармоничного восприятия действительности;
- формировать у школьников необходимые технические навыки рисунка и навыки самостоятельной работы;
- способствовать развитию у учащихся аналитического мышления, зрительной памяти, пространственных представлений.
Реализация программы «Рисунок» требует наличия специально оборудованной аудитории, в которой имеется: достаточное количество мольбертов, столов, стульев, наглядных пособий; натюрмортный фонд; специальное место для хранения работ обучающихся и необходимых материалов; методическая литература; видеотека; дидактический материал.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |