ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ»
дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важное место среди предметов художественного цикла принадлежит станковой композиции. На художественном отделении ДШИ этот предмет является любимым занятием учащихся, так как отвечает их творческим и эстетическим потребностям, художественным интересам, представляет собой эффективное средство воспитания и развития, формирования духовной культуры.
В результате занятий станковой композицией у обучающихся должна быть сформирована не только потребность в прекрасном, в творчестве, но и желание широко использовать свои умения и навыки в практической деятельности. Учащиеся должны научиться:
- работать с материалом (акварель, гуашь, тушь и т.п.);
- применять в работе знания, умения и навыки, полученные на занятиях по рисунку и живописи;
- применять законы и средства композиции на практике;
- передавать в работе тон, тональные отношения, особенности освещения;
- видеть и анализировать изменения, связанные с источником освещения;
- различать и использовать в работе все цвета спектра и их оттенки, выбирать гармоничные сочетания цветов для передачи пространства, объема, плановости, настроения;
- техническим приемам изображения, передачи объема предметов, пространства.
На уроках станковой композиции учащиеся также приобретают теоретические знания: законов, правил и средств композиции; воздушной перспективы, влияния воздушной среды в живописи на цветовые и тональные отношения; пропорций фигуры человека.
Программа учебного предмета «Станковая композиция» составлена с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (Письмо Министерства культуры РФ от 21.11.2013 г. №191-01-39/06-ГИ).
Учебный предмет «Станковая композиция» дополнительной общеразвивающей программы «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Художественно-творческая подготовка».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте десяти лет, составляет четыре года.
При реализации учебной программы «Станковая композиция» максимальная учебная нагрузка составляет 420 ч.; из них 140 ч. – аудиторные занятия, 280 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета: обучение учащихся грамотному использованию средств изобразительного искусства в практической работе; формирование образного мышления учащихся, развитие их творческих способностей, повышение познавательной активности.
Задачи учебного предмета:
- расширение художественного кругозора учащихся;
- воспитание художественно-образованного человека, умеющего понимать изобразительное искусство и создавать художественные произведения (соответствующие возрастным особенностям);
- воспитание у учащихся чувства гармонического восприятия действительности;
- формирование композиционного мышления учащихся;
- обучение школьников навыкам самостоятельной работы;
- обучение школьников необходимым техническим навыкам;
- ознакомление учащихся с основными композиционными схемами построения композиции;
- формирование у учащихся умений: грамотно выявить композиционный центр; чувствовать нагрузку на композиционный центр и его цвет; чувствовать «цвет работы» и логично обосновать цветовой строй композиции; свободно оперировать приобретённым багажом знаний рисунка и живописи при создании тематической сюжетной композиции;
- формирование у учащихся навыков самоконтроля в работе, навыков анализа шагов при цветовом решении темы.
Реализация программы «Станковая композиция» требует наличия специально оборудованной аудитории, в которой имеется: достаточное количество мольбертов, столов, стульев, наглядных пособий; специальное место для хранения работ обучающихся и необходимых материалов; методическая литература; видеотека; дидактический материал.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |