Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для художников [17]
Общеразвивающие программы для художников нового образца [13]
Общеразвивающие программы для художников старого образца [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Вторник, 30.05.2017, 01:42
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для художников » Общеразвивающие программы для художников старого образца

Программа для художественного отделения детских школ искусств "Беседы об изобразительном искусстве" (4-летний срок обучения)
27.04.2015, 08:39

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

программа для художественного отделения детских школ искусств

(4-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Настоящая программа является новой редакцией рабочей программы «Беседы об искусстве» (1 - 3 классы), «История искусств» (4 – 7 классы, I – IV курсы), составленной преподавателями теоретических дисциплин МОУ ДОД «Коркинской детской школы искусств» Адищевой Л. Б. и Дмитриевой О.Ю. и рецензированной преподавателем истории изобразительного искусства Челябинского художественного училища Т.В. Гусевой в 2003 году. В представленной программе учтены рекомендации, данные Т.В. Гусевой, а именно:  привести в соответствие тематику уроков с реальным количеством учебного времени. Для избегания чрезмерной насыщенности многих уроков некоторые темы представлены обзорно, или предполагается использовать не весь учебный материал (на выбор преподавателя).  

         В предыдущем варианте  программы не было важных первоначальных сведений об основных видах изобразительного искусства, а также не было сведений, необходимых для понимания законов развития искусства.  Кроме того, в настоящей программе  изменения коснулись перераспределения тем по годам и  смещены акценты в прохождении тем. Например, знакомство с искусством Древнего Египта осуществлялось в хронологическом порядке: Древнее, Среднее и Новое царство, и разбирались характерные черты каждого периода. Это создавало некоторый перегруз – учащиеся, в силу возраста, не усваивали материал. В настоящей программе  многие  детали опущены, темы даны более обобщённо: религия древних египтян, особенности храмовой архитектуры, законы изобразительного искусства. Такое изложение учебного материала  способствует более эмоциональному восприятию и позволяет избежать дублирования предмета истории в общеобразовательной школе.  Кроме того, в программу «Беседы об изобразительном искусстве» добавлен новый раздел – «Искусство доколумбовой Америки».  Как и прежде, программа предусматривает знакомство с художественной культурой Первобытности, Древнего Мира (Древнего Египта и Античности), Древнего и Средневекового Востока, западноевропейского Средневековья, итальянского и североевропейского Возрождения, Нового Времени и до  XX века,  с русским искусством с момента принятия христианства до современности. Изучение искусства разных эпох предварено общим обзором видов искусства (раздел I «Входя в страну искусств»), знакомящим с технологиями и назначением разных видов искусства. 

Искусство – это особый вид человеческой деятельности, особый художественный язык, на котором «переговариваются» страны и эпохи. Изучение искусства разных эпох с древнейших времён до  современности расширяет кругозор учащихся, развивает их эмоциональную сферу, формирует их духовные и эстетические воззрения.                                                         

Задача особой важности научить ребят не просто воспринимать произведение искусства, переживать порождаемые им эмоции, - важно научить разбираться в  закономерностях развития искусства, понимать суть и технологию того или иного явления в художественной культуре, учить видеть многообразие жизни за рамками предмета.  Нужно как бы подняться над отдельным произведением, над конкретным видом искусства, увидеть его в ряду других искусств, а всё искусство – в целостной культуре человечества. Важно, чтоб учащиеся поняли, что любое произведение искусства – не просто для нашего удовольствия, оно – отражение идеалов своего времени.

 Важнейшим условием понимания явлений художественной культуры является знание ответов на вопрос «как это сделано» и «почему оно так сделано», т.е. в искусстве необычайно важны два компонента: технология и смысл.  Они и должны составлять основное содержание предмета «Беседы об изобразительном искусстве».  Это не значит, однако, что учить надо исключительно анализу произведений, - эмоциональное и логическое должны пребывать в равновесии.  Научить учащихся ясно видеть логику произведения, сохраняя при этом эмоциональность живого восприятия должно стать главной целью учителя. Такое грамотное восприятие предполагает расположенность учащихся  к получению впечатлений, определённое вдохновение – творчество зрителя, умеющего видеть, слышать и, главное, думать.  Это – процесс присвоения произведения искусства, процесс превращения его в «своё», в «хорошо знакомое» и,  может быть, в любимое. Именно это и должно быть итогом всей работы, главным её критерием и результатом.

Для правильного восприятия очень важна внутренняя настроенность, готовность учащихся воспринимать. Они должны относиться к уроку как к серьёзной внутренней работе, и обеспечение этого – постоянная задача учителя.

Восприятие – свойство индивидуальное. На уроке каждый остаётся один на один с произведением искусства, и впечатление от всего увиденного или услышанного сильно зависит от некоторых внешних условий, которые необходимо учитывать. Это, прежде всего, цель восприятия. Часто ученик плохо понимает, зачем ему показывают то или иное произведение. Можно показывать просто потому, что красиво, но с такой целью восприятие быстро утрачивает свежесть. Можно произведением иллюстрировать то или иное теоретическое положение, - в этом случае произведение, оказываясь лишь подсобным материалом, быстро забывается. И только тогда, когда произведение ставится в центр ради самого произведения, его восприятия, когда урок ведётся ради его понимания, только тогда ученик невольно сосредоточится на нём.

К внешним условиям так же  можно отнести индивидуальные особенности учеников, их предшествующий опыт в области восприятия (насколько было интересно на предыдущем занятии), даже общественное мнение (положительная установка на то, что «сегодня модно» в обществе, необычайно сильна). Всё это  нельзя игнорировать.

       Цель программы – приучить, выработать привычку общаться с искусством, непосредственно воздействуя на чувства; научить нынешних школьников понимать искусство, разбираться в процессах, которые оно отражает; по большому счёту – сформировать  такие духовные идеалы, которые обеспечат процветание общества.  

       Уроки обычно проходят в форме лекции, если это объяснение нового материала, или беседы, если разговор по теме уже начат. По ходу урока составляется краткий опорный конспект, в котором фиксируются главные мысли, характеристики, теоретические положения. То, что будет записано на уроке, преподаватель продумывает заранее. С самого первого урока  учащиеся предупреждаются, что тетрадь по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» заводится  на все годы учёбы одна и регулярно проверяется. Тетрадь надо вести аккуратно, не терять, не менять каждый год, т.к. все темы взаимосвязаны, и мы постоянно обращаемся к пройденному материалу.    

        Пользоваться опорными конспектами можно всегда, кроме заключительного контрольного урока в конце каждого учебного года. Тетрадь проверяется раз в месяц (обычно в конце месяца), и за ведение тетради ставится оценка: «5» - при наличии опорных конспектов всех тем, «3» - при отсутствии одного конспекта, «2» - при отсутствии двух,  или всех, или самой тетради. Грамотность записей не оценивается. Эта оценка не считается настоящей, хотя и влияет на четвертную.

Работа учащихся,  по возможности, оценивается на каждом уроке.  Оценка складывается из нескольких: за «красивые глаза» (т.е. внимательные, умные), за умение пользоваться опорным конспектом при беседе, за умение сформулировать вопрос одноклассникам по рассказу или просмотренному фрагменту  фильма,  за  ответ  на   заданный   соучениками   вопрос.  Обычно за работу на уроке дети получают хорошие оценки, в случае неудовлетворительной работы выставление оценки переносится на следующий урок.

При оценке знаний и навыков рекомендуется придерживаться основных дидактических требований к ответам учащихся. Следует убедиться, что отвечающий знает и понимает содержание учебного материала, удерживает его в памяти, умеет применять знания и осваивать новые, убедительно выражает их в устной форме. Также учитываются умение отобрать основное и хорошо спланировать ответ, дополнительные познания, самостоятельность мышления, темп ответа и т.п.

           Учитывая загруженность современных школьников, мы работаем без домашнего задания. Исключение составляют случаи, когда учеником полностью пропущена какая-либо тема;  тогда ему  даётся список литературы и предлагается написать сообщение. Часто дети сами изъявляют желание сделать сообщение по пройденной теме или просто написать о чём-то, как им кажется, относящемся к нашим урокам. Имея много детского справочного материала, многие учащиеся приносят его на уроки и с удовольствием демонстрируют. Такая инициатива, конечно, поощряется.

По прохождении определённой темы проводится устная проверочная работа, на которой предлагается ряд вопросов, сформулированных таким образом, чтоб вопрос содержал в себе некоторую информацию, активизирующую мышление.  Например, не просто спросить: «перечислить семь чудес Древнего Мира», а задать тот же вопрос иначе: «первые упоминания о семи чудесах появляются в сочинениях античных авторов с III в. до н.э. Возможно, именно тогда возникла идея выделить семь самых замечательных произведений Древнего искусства. Кто первый «отобрал» семь чудес - установить невозможно: у древних авторов разноречивые указания на этот счёт. Также разноречив у разных авторов и сам список семи чудес. Древнегреческий поэт Антипар Сидонский семи чудесам посвятил стихи:

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно

И колесницам; видел Зевса в Олимпии я;

Чудо висячих садов Вавилона; колосс Гелиоса;

И пирамиды – дела многих и тяжких трудов;

Знаю Мавзола гробницу огромную; но лишь увидел

Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч, -

Всё остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа

Солнце не видит нигде равной ему красоты.

Соответствует ли представленный список общепринятому? Какое чудо в стихах не указано? Какое – «лишнее»? Какое Антипар Сидонский считает самым красивым?»  Из 10 – 12, подобным образом составленных по всем пройденным темам вопросов, состоит письменная контрольная работа за год. Так сформулированные  вопросы напоминают забытое,  кроме того, они требуют кратких однозначных ответов,  а потому их удобно записывать, и они быстро проверяются.

        Письменная контрольная работа в учебном году одна, годовая. В конце каждой четверти предусмотрен повторно – обобщающий урок с использованием игровых заданий типа «ты – мне, я – тебе»,  «вашему столу от нашего стола»,  «знаете ли вы, что…» и «верите ли вы, что…». Эти задания активизируют творческое начало, создают атмосферу непринуждённости, здоровой конкуренции.  Часто ребята придумывают очень оригинальные задания, используют интересную внеклассную информацию (например: знаете ли вы, что такое «лох»? – это тактическое подразделение спартанской, афинской и македонской пехоты численностью 16 человек, это «взвод» по-русски; командир назывался не взводным, а лохагом).  Как правило, за эти уроки все получают отличные оценки.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти. Они выводятся на последнем уроке по результатам текущей работы и обобщающей контрольной проверки. Четвертные оценки не только характеризуют объём и качество знаний, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика. Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное или относительное значение оценки: в один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого даёт представление о динамике развития ученика, о чём тоже следует высказываться. 

           Итоговыми оценками являются годовые. Они выставляются на основании четвертных, но с учётом общей тенденции развития ученика, совершенствования его знаний и навыков в течение всего учебного года.

В центре урока «Беседы об изобразительном искусстве» всегда находится произведение искусства, а не рассказ о нём. Каким бы замечательным ни был рассказ, он никогда не заменит ученикам общения с самим живописным полотном, архитектурным сооружением, скульптурой или музыкой. И чтобы начать разговор о произведении искусства, необходимо визуально познакомиться с ним (или прослушать, если это музыкальное произведение).

         Грамотное восприятие произведения искусства необходимо и грамотно организовать. Для этого необходимы не только особые усилия учителя (нет и речи о том, что роль его  в восприятии произведений искусства учениками вообще чрезвычайно важна). Для этого необходима  оснащённость уроков достаточным количеством  и качеством иллюстративного материала:  репродукций, видео- и аудиозаписей. Данная программа составлена с учётом уже имеющегося в школе видеоматериала, поэтому список произведений для ознакомления, приведённый в конце каждой темы, можно менять, сокращая или расширяя в зависимости от наличия и качества  видеозаписей (не секрет, что со временем они приходят в негодность и требуют постоянного обновления).

Именно использование видеозаписи  наиболее приемлемо для  иллюстрирования произведений скульптуры и архитектуры, которые в отличие от живописи и графики  по репродукции воспринимать крайне нежелательно. Ведь представить по плоскостному изображению реально существующие объёмы и формы  весьма затруднительно, а порой, и невозможно. Объёмные искусства нужно воспринимать со многих сторон, а не с одной точки зрения (чаще всего той, которая выгодна фотографу). Кроме того, в условиях рядового урока только видеозапись позволяет совершить переход от экстерьера в интерьер здания, почувствовать его пространство, активно прожить его как чисто архитектурное произведение.

          На реальном уроке практически невозможно увидеть репродукцию в размере подлинника, потому совершенно необходим разговор о настоящих размерах картины. Хорошо показать фрагмент произведения в размере подлинника. Так же известно, что в репродукциях часто теряется цвет, об этом тоже очень аккуратно нужно говорить, чтоб у учеников не возникало недоумения по поводу разности произведённых впечатлений. Смысл использования репродукций на уроке не в том, чтоб попытаться заменить ею подлинник, - она должна служить опорой рассказу учителя. Нужно создать и сохранить восприятие репродукции именно как репродукции, а мостом от репродукции к подлиннику становится слово учителя.

          Данная программа рассчитана на четырёхлетний срок реализации и  рассчитана на учащихся 10-15 лет. Это возраст, который определяют  как подростковый. Он связан с перестройкой психических процессов организма и считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. В этом возрасте ярче проявляются собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Для подросткового возраста характерна некоторая неуравновешенность характера, повышенная возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроения. Подростки подвижны, шумливы, импульсивны. Преподавателю необходимо учитывать особенности этого сложного периода развития во избежание конфликтов.

         Для успешного обучения в этом возрасте важно иметь в виду и то, что происходит перестройка познавательной деятельности, а, значит, нужны новые способы усвоения знаний, не подавляющие, а стимулирующие проявления самостоятельности. Важно уметь воспользоваться появившейся склонностью учащихся к  видам работы, охватывающим более объёмный материал,  новыми мотивами обучения, возможным стойким интересом к определённым областям знаний. Приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может проходить как спонтанно, так и целенаправленно, и хорошо, если этот процесс находится под контролем. 

         Методику работы на уроке должны определять возрастные особенности детей. На начальном этапе обучения  (а это вчерашние младшие школьники 10 – 11 лет) яркий, эмоциональный, насыщенный выразительными запоминающимися фактами рассказ преобладает над суждениями и выводами, т.к. необходимо сформировать устойчивое внимание к предмету, воспитать дисциплину восприятия, выработать активность накопления эмоциональных впечатлений. При визуальном знакомстве с произведением искусства (если это видеозапись) необходим постоянный комментарий учителя, просмотр не должен  превышать  5 – 7 минут,  недопустимо  бесцельно  «включать  кино».

          Со второго года обучения основой работы становится узнавание процессов и явлений, сопоставление и анализ предлагаемой информации. На этом уровне воспитывается самостоятельность рассуждений и способность делать выводы,  развиваются навыки практического использования знаний.  Просмотру фильмов можно уделять большее время. Перед просмотром необходимо дать задание:  предложить ряд вопросов, ответы на которые даёт конкретный фрагмент фильма; или дать задание составить план фрагмента; или составить три вопроса одноклассникам по полученной информации. Такая работа активизирует внимание,  творческое мышление,  познавательную деятельность, будит, в хорошем смысле, чувство соперничества.  

          В выпускном классе основное внимание преподавателя направлено на стимулирование творческой активности и развитие способности к теоретическим обобщениям.

          Предполагается, что на заключительном этапе учащимися накоплен достаточный визуальный опыт, и сформировано умение рассуждать. В конце последнего учебного года настоящей программой предусмотрены две контрольные работы – по пройденному в учебном году материалу и за весь курс обучения. По своей структуре контрольные одинаковы: письменные ответы на вопросы и зрительная викторина по изученным произведениям. Оцениваются понятийные знания (понимание и умение пользоваться терминологией), информативные знания (знание стилевых различий искусства разных эпох, исторических и культурных событий каждого рассматриваемого времени, биографических сведений о деятелях искусства: время жизни, биографические факты, творческое наследие и т.д.), аналитические умения  (умение различать стилевые и жанровые особенности произведения искусства, способность выражать свои впечатления), знание иллюстративного материала (способность определить эпоху создания, стиль, жанр, авторство). 

         Примерный список контрольных вопросов для промежуточной аттестации на каждый год обучения приводится в разделе «Содержание программы». 

Категория: Общеразвивающие программы для художников старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 464 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz