КЕРАМИКА
программа для художественного отделения детских школ искусств
(срок обучения – 4 года)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Аналитический блок
Авторская программа 2004 г. по предмету «Керамика» 4-х летнего обучения учащихся художественного отделения ДШИ содержит в себе хорошо отлаженную, профессионально отработанную методику. Основой программы является использование наследия народных промыслов и основ современного прикладного искусства. Это явно выражено в практических работах учеников, которые получали высокие оценки на многих конкурсах и выставках всех уровней, но в настоящее время программа не совсем соответствует требованиям по её оформлению. Появилась необходимость внести изменения в структуру, а также откорректировать содержание программы и учебно-тематические планы, устранить недостатки, которые выявились в ходе ее длительного применения на практике.
Представления программа по предмету «Керамика» доработана в плане поиска композиционного решения заданной темы в графическом варианте, в рамках какого-либо формата. Уделяется больше времени самостоятельной работе в цветовом решении композиции и доработке цветом выполненной композиции в материале. Изменена структура программы. Более полно раскрыты критерии оценки знаний учащихся и формы контроля успеваемости. Откорректированы учебно-тематические планы. В представленной программе систематизированы методы преподавания основ практической лепки и развития творческого мышления. В программе используется метод работы с учащимися поэтапного перехода: от простого к сложному заданию, от эскизных зарисовок с натуры к стилизации на листе, в графике и далее – к материализации в объеме, в материале. На всем этапе работы просматривается непрерывность творческого процесса.
1.2 Конструктивный блок
В процессе изучения предмета «Керамика» у учащихся развивается трехмерное восприятие объемной формы, а также умение видеть ее конструктивные и специфические особенности. Программа предусматривает формирование художественной культуры, развитие интересов к изобразительной, декоративно-прикладной деятельности, народному творчеству, его традициям и наследию, созданию благоприятной среды для общения и творчества, учитывая уровень интересов детей. Изучение предмета воспитывает чувство прекрасного, развивает фантазию, художественно-образное мышление, развивает творческий потенциал. Занятия керамикой имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания школьников, духовного обогащения подрастающего поколения. Занятия не только формируют эстетический вкус детей, знакомя их с произведениями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, но и дают им необходимые знания, развивают трудовые навыки. В процессе работы с глиной, подготовки инструментов, приспособлений, оборудования, наведения порядка на рабочем месте дети получают определенную физическую нагрузку, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду и выбору профессии. Знания дают представление о взаимодействии искусства с жизнью, направлены на приобретение жизненного опыта детей для отражения действительности, своего отношения к ней, служат источником самостоятельных творческих поисков. В процессе работы дети приобретают навыки работы с глиной, красками, инструментами. Лепка и обработка изделий, выполнение деталировки и декорирования – вся эта деятельность влияет на развитие мелких мышц кисти, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, что в итоге положительно влияет на умственное и общее развитие детей. Воспитание творческого восприятия природы, жизни, искусства вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Художественное начало одухотворяет человека, украшает быт, облагораживает человека.
Предмет «Керамика» состоит из тесного переплетения двух предметов: декоративно-прикладной композиции (композиционные поиски декоративного решения темы, цветовое решение, выполнение эскиза) и основ исполнительского мастерства (выполнение композиции в материале, творческое воплощение эскиза в объеме).
Программой предмета «Керамика» предусматривается изучение учащимися законов пластики и приобретение специальных знаний и практических навыков, которые они смогут применять в дальнейшем при создании художественных керамических изделий (плакеток, декоративных настенных тарелок, декоративной скульптуры и других изделий). Разнообразие художественных работ, предусмотренных заданиями, заложены в учебно-тематическом плане, который дает возможность каждому учащемуся выбрать наиболее приемлемый для него жанр при выполнении самостоятельной творческой работы. Объектами для работ служат человек и окружающий его мир, поэтому в программе предусмотрено изучение пяти основных разделов: растительность, человек, животные, натюрморт, перспектива, изучение природных форм, конструкции, пространства, цвета, их обобщение и переработка до декоративного звучания. Одно из основных положений в изучении и произведении изображаемых объектов – правильная последовательность в выполнении работы от общего к - частному, то есть от большой формы - к постепенной конкретизации изображаемого, и от частного - к общему. Изучение предмета «Керамика» основывается на практической деятельности учащихся. Теоретическая часть его состоит из вводной беседы, сопровождающейся показом гипсовых слепков, репродукций, изделий, находящихся в методическом фонде школы, а также из кратких бесед, проводимых преподавателем перед каждым заданием, и индивидуальной работы с каждым учеником в отдельности. Содержание практической работы раскрыто в заданиях, которые при необходимости можно заменить, но в пределах указанного времени и с обязательным выполнением поставленных в них задач. Задания, по мере обучения, последовательно усложняются: от лепки простейших листов и цветов - до пейзажа, от схематичного изображения человеческой фигуры - до жанровых композиций и портретов, что прослеживается при рассмотрении блоков тематических заданий. Начиная с 1 года обучения, учащиеся знакомятся с различными формами скульптурных изображений (барельеф, горельеф, круглая скульптура). С самого начала прохождения занятий преподаватель знакомит учащихся с оборудованием класса и инструментами для лепки, с техникой безопасности, дает понятие о теоретических основах художественной керамики, о процессах, происходящих с глиной с момента её затворения водой и до обжига.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Главным смыслом нашего преподавания должна быть забота о нравственном воспитании ребенка, забота о воспитании восприятия окружающего мира. Если у детей сложатся правильные представления о гуманизме, добре, красоте, тогда они смогут отделять положительное и отрицательное в области морали, идеологии, эстетике. Важно, чтобы возвышенное и низменное, прекрасное и уродливое, полезное и вредное не смешивалось в их сознании и поступках. Высшая цель общения человека с искусством – это выработка потребностей к самосовершенствованию и совершенствование всего, что его окружает. Если эта цель принята внутренне, то путь к формированию цельной, гармонически развитой личности открыт. Поэтому данная программа, в целом, преследует ясно выраженные цели и задачи.
Цель программы
Сформировать личностную культуру учащихся, творческое эмоциональное восприятие мира в сфере декоративно-прикладной деятельности.
Задачи программы
- Создать атмосферу увлекательного эстетического познания искусства художественной керамики, организовать творческую деятельность детей на основе народного творчества.
- Привить любовь к традиционному народному искусству.
- Сформировать у учащихся целостное восприятие народного творчества как неотъемлемую часть культуры народа, как начальное изучение языка профессионального искусства.
- Развивать художественно-творческие способности учащихся.
- Познакомить со свойствами и особенностями природных материалов.
- Сформировать у детей умение и навыки в области ваяния и лепки, познакомить с общими понятиями основ технологии керамического производства, с традициями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, их роли в жизни общества.
Формы контроля успеваемости
Проведение проверочного опроса учащихся по пройденному материалу и поэтапная, плановая аттестация по итогам просмотров работ учащихся за определенный период обучения.
- Текущий – оценка за урок (за усвоение пройденного материала или за выполненный этап работы);
- Периодический – оценка за четверть (по результатам текущих оценок);
- Промежуточный – за 1 и 2 полугодие (по итогам общего просмотра работ учащихся художественного отделения);
- Итоговая аттестация – оценка за курс обучения (по итогам просмотра у учащихся 4 курса в конце 2 полугодия).
Цель контроля успеваемости
- Выявление степени осознанности и глубины знаний (в соответствии с учебной программой);
- Определение уровня практических умений и навыков работы в материале;
- Отслеживание уровня роста творческой деятельности учащихся в сфере декоративно-прикладного искусства на протяжении определенного промежутка времени;
- Получение данных для оценки успеваемости.
|