Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для художников [17]
Общеразвивающие программы для художников нового образца [13]
Общеразвивающие программы для художников старого образца [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 21.09.2017, 04:38
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для художников » Общеразвивающие программы для художников старого образца

Программа для художественного отделения детских школ искусств "Коркиская игрушка" (срок обучения - 1 год)
16.06.2015, 14:36

КОРКИНСКАЯ ИГРУШКА

программа для художественного отделения детских школ искусств

(срок обучения - 1 год)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сохранение, возрождение и развитие народных  художественных промыслов является важной государственной задачей.  Многие промыслы,  которыми гордились не только южноуральцы,  но и вся  Россия,  практически исчезли – это Кусинское и Каслинское чугунное художественное литьё, гончарство, камнерезное дело и другие промыслы. Необходимо защитить то, что нам оставили предки. Тем более, что под рукою наша природная «благодать»  - глина. Глиняная игрушка – есть основа традиционной культуры, ее пьедестал.

Керамика – очень интересное и многообразное искусство, которое прочно заняло место в современном мире, не теряет актуальности, вызывает все больший интерес и находит применение в различных отраслях человеческой жизни. Через народную игрушку происходит возвращение нас к самим себе, восстанавливаются связи между человеком и природой, складывавшиеся веками.

Обращение к народным традициям – возможность обретения национальной памяти. Мы создаем игрушку, а игрушка в чем-то создает нас самих.

 Цель программы: Создание условий для формирования художественной культуры, творческой активности обучающихся; создание благоприятной среды для общения и творчества, учитывая уровень интересов и склонностей детей.

 Задачи:

  1. Формирование  умений и навыков в области ваяния и лепки, знакомство с общими понятиями основ технологии керамического производства, с традициями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, их роли в жизни общества;
  2. Развитие специальных и творческих способностей, формирование у учащихся установки на эстетическое восприятие мира;
  3. Создание для ребенка эстетической развивающей среды;
  4. Организация коллективной, творческой деятельности на основе взаимной поддержки.                                                 

Новизна программы: На основе исследовательской деятельности и освоения предмета «Керамика» создается авторская Коркинская игрушка, где в традиционные сюжеты введены современные персонажи.  Новые технологии в изготовлении Коркинской игрушки, цветовое решение помогают сочетать традиции, функциональность, конструктивность, экологичность игрушки.

В процессе изучения предмета  у обучающихся должно развиваться трехмерное восприятие объемной формы, а также умение видеть ее конструктивные и специфические особенности. Обучающиеся  должны научиться воспринимать прекрасное  в окружающей действительности и народном творчестве.

Изучение предмета  приобщает учащихся к богатому наследию народных мастеров, воспитывает чувство прекрасного, развивает фантазию, художественно-образное мышление.

Изучение предмета «Коркинская игрушка» основывается на практической деятельности обучающихся, теоретическая часть его состоит из вводной беседы, сопровождающейся показом изделий, находящихся в фонде ДШИ, а также из кратких бесед, проводимых преподавателем перед каждым заданием,  и индивидуальной работы с каждым обучающимся в отдельности.

Одно из основных положений в изучении и произведении изображаемых объектов  –  правильная последовательность в выполнении работы: от общего к частному,  т.е. от большей формы в передаче изображаемого объекта, к постепенной конкретизации изображаемого, и от частного - снова к общему.

Объектом  для работ служит человек и все, что его окружает, растительный и животный мир, переработанные и доведенные до декоративного звучания.

Программа состоит из 4 тематических блоков:

  1. Промыслы народной глиняной игрушки (1 четверть): учащиеся знакомятся с особенностями лепки, декорирования, росписи различных промыслов народной игрушки, а также учатся лепить и расписывать традиционную народную игрушку по образцу.
  2. Лепка и роспись в традициях народной игрушки (2 четверть): учащиеся создают собственные вариации в традициях Дымковской, Каргопольской, Абашевской и др. игрушек.
  3. Лепка и роспись народной игрушки (3 четверть):  учащиеся начинают импровизировать на основе традиций известных промыслов России.
  4. Декоративная двух-, трехфигурная композиция Коркинской игрушки (4 четверть): учащиеся, на основе полученных знаний и навыков, создают непосредственно Коркинскую игрушку.

Формы контроля успеваемости: проведение проверочного опроса учащихся по пройденному материалу и поэтапная, плановая аттестация по итогам просмотров работ учащихся за определенный период обучения.

  • Текущий – оценка за урок (за усвоение пройденного материала или за выполненный этап работы);
  • Периодический – оценка за четверть (по результатам текущих оценок);
  • Промежуточный – 1 полугодие (по итогам общего просмотра работ учащихся художественного отделения);
  • Итоговая аттестация (зачет) – оценка за курс обучения (по итогам просмотра работ выпускников  в конце 2 полугодия).

Цели контроля успеваемости

  • Выявление степени осознанности и глубины знаний (в соответствии с учебной программой);
  • Определение уровня практических умений и навыков работы в материале;
  • Отслеживание уровня роста творческой деятельности учащихся в сфере декоративно-прикладного искусства на протяжении определенного промежутка времени;
  • Получение данных для оценки успеваемости.

Критерии оценки обученности учащихся

Показатели

Оценка в баллах

Высокий образовательный результат – полное освоение содержания программы (на 100%). Творческий подход к поэтапному ведению работы по раскрытию темы: поиск графического решения композиции, правильный выбор варианта, знание и применение основ цветоведения в решении эмоционального восприятия данной темы (решение композиции в цвете). Выполнение эскиза в натуральную величину. Полное освоение основ, методов и приемов лепки. Творческий высококачественный уровень самостоятельного исполнения композиции в материале. Грамотный, хороший уровень выполнения композиции в цвете.

 

 

 

 

5

Выше среднего образовательный результат – почти полное, с незначительными недостатками, освоение содержания программы (на 80%). Поэтапное ведение работы: поиск графического решения, выбор варианта, решение композиции в цвете, выполнение эскиза в натуральную величину. Хорошее, с небольшими недостатками,  освоение основ, методов и приемов выполнения композиции в материале. Неплохой уровень выполнения композиции в цвете.

 

 

 

4

Средний образовательный результат – неполное освоение программы (50%) на уровне репродукций и работ из методического фонда, склонность к копированию. Необязательность к поэтапному ведению работы, однообразие цветового решения, неаккуратное выполнение эскиза. Незначительная творческая активность и самостоятельность. Среднее освоение основ, методов и приемов лепки. При выполнении композиции  в материале учащийся испытывает определенные трудности, и периодически необходима помощь со стороны преподавателя. Недостаточно грамотное, неаккуратное выполнение композиции в цвете.

 

 

 

 

 

3

Ниже среднего образовательный результат – неполное, плохое, на уровне репродукций и работ из методического фонда, усвоение содержание программы (менее 30%) с допущением частых незначительных, либо редких, но значительных ошибок. Поэтапное ведение работы отсутствует. Учащийся испытывает большие трудности в композиционном решении; невыразительное, слабое решение темы в цвете, плохо скомпонованный эскиз. Плохое освоение и применение основ, методов и приемов лепки в практической работе. Заниженный уровень самостоятельности и активности. При выполнении композиции в материале допускается большое расхождение с выполненным эскизом. Учащийся испытывает большие трудности в плане мастерства, часто требуется помощь со стороны преподавателя. Отсутствует цветовая связь (цельность работы) при выполнении композиции в цвете.

 

 

 

 

 

 

2

Дидактическое обеспечение программы: В перечень дидактического обеспечения, необходимого для реализации программы, входят: оборудование, природные и художественные материалы, инструменты и наглядные пособия.

  • Оборудование: столы,  стулья, наличие воды, станок для раскатки пластов, лабораторная мельница для приготовления ангобов и глазурей, мельница для приготовления глиняной массы и шликера, печь для получения пробников, печь для обжига изделий, турнетки для лепки круглых форм и их росписи, компрессор, распылитель, вытяжной шкаф для ангобирования и глазуровки.
  • Материалы: бумага, краски, куски ткани, шамот, шликер, ангобы, химические элементы для обработки изделий и разнообразия цветовой палитры для керамики.
  • Инструменты: карандаши, кисти, стеки, ножечки, скалки для раскатки пластов, резиновые рожки и груши для росписи ангобами.
  • Наглядные пособия: схема учета непропорциональной усадки объемных керамических форм графическим способом, таблицы, отражающие поэтапность ведения работы в материале, наглядный материал, представляющий основные способы лепки, иллюстрированный материал в декоративно-художественной литературе, работы школьников и студентов, находящиеся в методическом фонде школы, гипсовые слепки, образцы изделий художественной керамики народных промыслов, образцы пробников цветных ангобов.

Программа «Коркинская игрушка» рассматривается как предмет по выбору.  

Она  устанавливает срок реализации 1 год.  На освоение программы отводится 35 академических часов (из расчета 1 час в неделю): 1 четверть - 9 часов, 2 четверть - 7 часов, 3 четверть - 10 часов, 4 четверть - 9 часов. 

Программа адресована учащимся 7 класса (7-летний срок обучения) и 4 класса (4-летний срок обучения). Это подростковый возраст (15-16 лет), он связан с перестройкой психических процессов в организме. В этот период у детей ярче проявляются собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Для подросткового периода характерна некоторая неуравновешенность характера, повышенная возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроения. Подростки подвижны, шумны, импульсивны. В этом возрасте происходит перестройка и в познавательной деятельности, проявляется стойкий интерес к определенным областям знаний, склонность к самостоятельному выполнению различных видов работ; повышается творческий интерес.

Учащиеся, осваивающие программу, занимаются керамикой не первый год, а потому могут решать изобразительные задачи на высоком, почти профессиональном уровне,  в состоянии овладеть изобразительной грамотой, умением передавать задуманные образы средствами пластического решения, освоить технологию лепки, сушки, отбеливания, росписи и обжига. В выпускном классе основное внимание преподавателя направлено на стимулирование творческой активности, на способность применения теоретических знаний на практике, развитие профессиональных навыков при выполнении работ в материале.

Знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения:

Учащиеся, освоившие программу, должны уметь следующее:

  • Владеть теоретическими знаниями о природных материалах, свойствах глины, технологией изготовления художественной керамики.
  • Иметь четкое представление о понятиях: форма, объем, рельеф, горельеф, круглая скульптура, декоративный пласт.
  • Освоить основные технические приемы и способы работы с материалом и уметь правильно применять их на практике.
  • Приобрести навыки творческого подхода в изучении материала, форм и цвета природной натуры и переработки их в декоративный характер для дальнейшей работы над композиционным решением темы.
  • Владеть умениями поэтапного ведения работы, выбирать темы, сюжеты, работать над декоративным композиционным решением в графике и решением в цвете, высококачественно выполнять композицию в материале.
Категория: Общеразвивающие программы для художников старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 98 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz