Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для художников [17]
Общеразвивающие программы для художников нового образца [13]
Общеразвивающие программы для художников старого образца [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 26.04.2024, 22:44
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для художников » Общеразвивающие программы для художников старого образца

Программа для художественного отделения детских школ искусств "Лепка" (3-летний срок обучения)
16.06.2015, 14:47

ЛЕПКА

программа для художественного отделения детских школ искусств

(3-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Аналитический блок

Керамика - одно из самых интересных многообразных видов искусства, которое прочно заняло свое место в современном мире и, несмотря ни на что, не теряет актуальности, а вызывает к себе больший интерес и находит применение в различных отраслях человеческой жизни.

Керамика - ( греч. Keramike- гончарное искусство, от keramos-глина) - изделия из глины и их смесей с разными неорганическими соединениями, закрепленные специальным обжигом. В отличие от дерева, глина не горит, не гниет, не окисляется, подобно металлу. Обжигать глину древнего человека надоумило наблюдение за костром, где глинистая почва становилась твердой, как камень, и не размывалась дождем. Всеобщее увлечение широкими возможностями пластики не исключает основы основ –  лепки из глины с последующим обжигом, что превращает ее в керамику.

Лепка предусматривает развитие воображения, образного мышления. Также занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, понимание скульптурных материалов и их возможностей.

В настоящее время существует несколько программ по данному предмету. Например, «Лепка» ( программа для подготовительных групп  детских школ искусств, составители: Т.Б Донцова (г. Москва), Н.В. Жуков (г Владикавказ). Основные задачи этой программы- развить у детей интерес к предмету, чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывать в детях творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память,  сформировать первоначальные навыки работы в объеме ( в пластилине и глине). Эта программа,  рассчитанная на 2 года обучения, предусматривает изучение предмета в объеме  один академический час в неделю ( всего 68 часов в год).

Также на художественном отделении МОУДОД «Коркинская детская школа искусств» в течение нескольких лет (с 2004 г.)  реализовывалась программа  «Керамика» Н.И. Потапова (7-летий срок обучения),  включающая  5 тематических блоков: «Растительность», «Человек», «Животный мир», «Геометрические фигуры», «Перспектива». При всей своей ценности и практической значимости, сегодня использование в учебном процессе ДШИ этой программы не представляется возможным, поскольку,  согласно современным требованиям к оформлению программно- методической продукции и учебному плану МОУДОД «Коркинская детская школа искусств», целесообразно разделить программу на два самостоятельных документа: программу «Лепка» (срок реализации 3 года)  и «Керамика» (срок реализации 4 года).

Настоящая программа «Лепка» рассчитана на три года обучения (210 академических часов). Объем учебной нагрузки – 2 академических часа в неделю, что соответствует действующему учебному плану КДШИ.

Начиная с первого класса,  учащиеся знакомятся с различными формами скульптурных изображений (барельеф, горельеф, круглая фигура). Задания по мере обучения последовательно усложняются: от лепки простейших листов и цветов - до пейзажа, что прослеживается при рассмотрении блоков тематических заданий.

2.1 Конструктивный блок

Художественное образование школьников предполагает овладение простейшими знаниями, умениями и навыками лепки, самостоятельное составлении композиции, развитие и формирование творческих способностей. Уроки лепки имеют огромное значение для нравственного и эстетического восприятия школьников. Элементы культуры, знания о людях и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются детьми.

         Цели настоящей программы:

  1. Знакомство учащихся с особенностями техники лепки и приобретение ими специальных знаний и практических навыков, которые можно  применить в дальнейшем при создании керамических изделий.
  2. Развитие воображения, образного мышления учащихся.
  3. Воспитание у учащихся  уважения к труду художника, к национальным традициям.

Формы контроля успеваемости

Немаловажное значение играет эмоциональный настрой ребенка к лепке. Любое неосторожное слово способно не только отрицательно настроить ребенка к любому виду деятельности, но и способствовать развитию ряда комплексов. Специалисты советуют, рассматривая работу и оценивая рисунки детей, выполнять следующие правила:

  1. Обсуждать с ребенком рисунок, а не его самого.
  2. Оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками, с учетом его  индивидуальных особенностей и темпов развития, а не в сравнении с другими детьми.
  3. В самой оценке преподавателя должно быть доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно содержание  рисунка ребенка.
  4. Необходимо также помнить, что дети творят (лепят) не на показ, а в соответствии с собственными потребностями.     

Необходимо просматривать работы каждого ребенка индивидуально, говоря о положительных, а не об отрицательных моментах.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия лепки, как и всей системой уроков по предмету, является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их художественного развития поставленным задачам обучения.

Форма контроля - индивидуальный просмотр в конце каждой учебной четверти. Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке и не только характеризуют объем и качество знаний, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по предмету являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Критерия оценки обученности учащихся

1.  Композиционное решение (выбор формата будущей работы, определение величины изображения предметов  по отношению к размеру формата, размещение изображения предметов на плоскости);

  • «5» Учащийся использует известные ему средства композиции, в соответствии с классом обучения,  грамотно выполняет задание на всех этапах работы (это может отследить преподаватель во время практической работы учащихся).
  • «4» Учащийся не в полной мере использует известные ему средства композиции, допускает незначительные ошибки в композиционном решении работы; недостаточно самостоятельности для грамотного ведения работы на всех этапах.
  • «3» Учащийся в малой степени использует известные ему средства композиции, допускает грубые ошибки в композиционном решении работы.

2. Творческие способности.

  • «5» Учащийся обладает образным мышлением и воображением, хорошо развита наблюдательность и зрительная память. Не испытывает трудности при составлении композиции.
  • «4» Не достаточно хорошо развито образное мышление и воображение, наблюдательность и зрительная память. Испытывает незначительные трудности при составлении композиции.
  • «3» Слабо развиты воображение, зрительная память и наблюдательность.

3. Последовательность ведение работы над заданием.

  • «5» Учащийся хорошо знает и умеет грамотно, самостоятельно вести работу над заданием в четкой последовательности от выбора темы, эскизов до выполнения работы  в материале.
  • «4» Не достаточно самостоятельности для грамотного ведении работы. Не достаточно уделяет внимания подготовленным эскизам, и в связи с этим возникают трудности в работе с материалом.
  • «3» Учащийся не умеет последовательно вести работу над заданием.

4. Овладение техническими навыками работы различными материалами.

  • «5» Учащийся свободно владеет навыками работы различными материалами (простой карандаш и акварель  при эскизировании, глина - при работе в материале).
  • «4» Присутствуют недостатки в овладении техническим навыками.
  • «3» Учащийся слабо владеет техническими навыками работы различными материалами.

5. Выполнение всех заданий (в полном объеме) в соответствии с учебной программой.

  • «5» Выполнение все задания по программе.
  • «4» Программа выполнена не в полном объеме (на 80%)
  • «3» Программа выполнена не в полном объеме (на 50%)

Годовые требования.

  • В течение первого года обучения ученики знакомятся с глиной, осваивают приемы лепки, применяют эти знания в работе над заданной темой. Изучают понятие «Перспектива», знакомятся с особенностями передачи пространства в материале.
  • Во время второго года обучения учащиеся закрепляют полученные знания, совершенствуют навыки работы в материале.
  • Результат третьего года обучения: учащиеся владеют первоначальными знаниями о законах перспективы, хорошо разбираются в видах и жанрах, используют в своей работе известные уже приемы и средства композиции. 

2.3 Технологический блок.

В учебно-тематическое обеспечение входит оборудование и художественные материалы:

  1. Оборудование: столы, стулья, стеки тряпочки, дощечки.
  2. Материалы: глина, карандаши, бумага.
  3. Методические, учебные и дидактические материалы:
  • Наглядные материалы для знакомства и изучения.
  • Дидактические пособия «Пропорции фигуры человека».
  • Динамическое пособие, иллюстрирующее перспективное изменения величины предмета в пространстве.
  • Динамическое пособие «кошка», «лошадь» и др.
  • Наглядные материалы к темам: «Пейзаж», «Натюрморт», «Интерьер», «Город», «Улица», «Дорога», «Сказочный зверь», иллюстрации к сказкам, фотографии животных.
  • Зрительный ряд: в качестве зрительного ряда используется репродукции журналов «Юный художник», «Галерея».

2.4 Информационный блок.

Данная программа рассчитана на три года обучения. В первом классе занимаются  дети от 7 до 9 лет, во втором  -  от 8 до 10 лет, в третьем -  от 9 до 11 лет.  Группы разновозрастные, поэтому при работе с учащимися необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при объяснении материала.

  • Возраст 7-7,5 лет относят к периоду устойчивой схемы. В это время необходимо особенно активно знакомить детей с техниками, приемами работы, материалами, развить фантазию и воображение, наблюдательность, расширять кругозор.
  • В 7,5-9 лет дети «совершают открытия»: изображение должно быть похоже на то, что лепим. Особенности композиции: преемственность дошкольной композиции, изобилие деталей, поиски соразмерности в изображении; стремление не вращать лист ведет к закреплению фризовых композиций. В этот период необходимо развивать восприятие детей, зрительную память. Логика восприятия в этот период развивается методам сравнения; эмоциональное восприятие развивается с помощью литературного ряда.
  • В 10-11 лет наблюдается высокий темп интеллектуального развития. Формирование логического мышления, эмоциональная глухота. Свойственен бурный рост самосознания, желание утвердить свою «взрослость». В этот период интерес можно вызвать:
  • -сохранением возможности общения,
  • -практически значимым результатом,
  • -обучение должно носить исследовательский характер.

Развитие аналитических способностей приводит к критической оценке своей изодеятельности; появляется стремление к схожести выполненной работы к натурализму. В этот период необходимо знакомить с законами перспективы, давать первоначальные знания построения пространства и объема. Кроме этого необходимо раскрыть место изобразительной деятельности в жизни человека, дать все многообразие техник и средств выражения мысли, вооружить законами и методами изображения, практиковать рисование с натуры.

Категория: Общеразвивающие программы для художников старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 792 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz