ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
программа для художественного отделения детских школ искусств
(4-летний срок обучения)
Пояснительная записка
Программа «Прикладная композиция» 2012 года (срок реализации - 4 года) раскрывает содержание курса для учащихся 4-7 классов художественного отделения (подростковый возраст 11-16 лет).
В ДШИ ведущее место в воспитании детей занимает эстетическая деятельность. Ее цель – гармонизация отношений ребенка с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я- концепции творца». Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей от дошкольного до старшего школьного возраста.
Одним из действенных средств развития детей признано прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания повышается интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующей его духовному оздоровлению.
Настоящая программа предусматривает изучение технологических приемов работы с пластиком, текстилем, кожей, деревом, яичной скорлупой, бисером, пенопластом и другим подручным, бросовым материалом в процессе последовательного решения художественно-пластических задач, позволяющих целенаправленно развить у учащихся чувство гармонии окружающего мира, радости материального преобразования и труда.
Настоящая программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей - будущих взрослых граждан - способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с различными видами, произведениями прикладного искусства, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных и подручных материалов, моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Основные цели программы:
- воспитать человека будущего, который должен быть создателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом;
- формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство;
- духовное и творческое развитие личности ребенка, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство, а так же развитие мышления;
- обучение учащихся основам цветоведения; изучение средств, приемов, законов композиции;
- формирование художественно – образного восприятия, творческой индивидуальности учащихся;
- развитие у учащихся фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- продолжать формировать у учащихся образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при обработке различных материалов;
- приобретение учащимися навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формировать творческие способности учащихся, их духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать у учащихся способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Организация учебного процесса.
На основе учебной программы преподаватель организует всю работу по предмету. Она начинается с перспективного планирования педагогического процесса в каждом классе. По своему содержанию рабочие планы по прикладной композиции являются учебно-тематическими. В них указываются: содержание занятия в виде наименования темы и количество часов, отводимых на ее изучение.
Основная форма организации учебной деятельности учащихся в ДШИ – урок – учебное занятие учителя с учениками в пределах точно установленного времени. Урок «Прикладная композиция» является коллективной формой обучения. Он характеризуется совместной познавательной деятельностью подростков. Учебные планы ДШИ устанавливают состав учащихся в группе по ДПИ, в среднем, 10 человек. Все уроки проводятся в соответствии со школьным расписанием. Предусмотрены перемены между уроками для отдыха преподавателя и учащихся, подготовки к уроку, обеспечения санитарных норм.
Воспитание и обучение осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Контроль успеваемости учащихся.
Немаловажное значение играет эмоциональный настрой ребенка к уроку. Любое неосторожное слово способно не только отрицательно настроить ребенка к любому виду деятельности, но и способствовать развитию ряда комплексов. Специалисты советуют, рассматривая работу и оценивая рисунки детей, выполнять следующие правила:
- Обсуждать с ребенком работу, а не его самого.
- Оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей, с учетом его индивидуальных особенностей и темпов развития, а не в сравнении с другими детьми.
- В самой оценке преподавателя должно быть доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно содержание рисунка ребенка.
- Необходимо также помнить, что дети творят (лепят) не напоказ, а в соответствии с собственными потребностями.
- Необходимо просматривать работы каждого ребенка индивидуально, говоря о положительных, а не об отрицательных моментах.
Объективным показателем качества каждого учебного занятия прикладной композиции является результат обучения. Он выявляется посредством систематического контроля усвоения знаний, умений и навыков.
Объекты контроля:
- учебная работа учащихся в классе,
- наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.
Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их художественного развития поставленным задачам обучения.
Виды контроля:
- текущий контроль знаний (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
- периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде общеотделенческих просмотров в конце каждого полугодия).
Критерии оценки обученности учащихся.
1. Организация рабочего места.
- «5» - учащийся аккуратно и правильно разложил свои принадлежности на рабочем месте.
- «4» - учащийся все приготовил, но не разложил по местам.
- «3» - частично не готов к занятию.
2. Творческие способности.
- «5» - учащийся обладает образным мышлением и воображением, развита наблюдательность и память.
- «4» - не достаточно хорошо развито образное мышление и воображение.
- «3» - слабо развиты воображение, память.
3. Умение пользоваться разнообразными материалами и инструментами.
- «5» - учащийся умеет и знает, как пользоваться красками, кистью, ножницами, клеем…
- «4» - учащийся не достаточно хорошо умеет пользоваться материалами.
- «3» - учащийся не умеет пользоваться материалами.
4. Последовательность ведения работы над заданием.
- «5» - учащийся знает и умеет грамотно вести работу над заданием: от выбора темы, сюжета, эскиза до цветового решения, увеличения композиции.
- «4» - нет достаточной самостоятельности для грамотного ведения работы.
- «3» - учащийся не умеет последовательно вести работу над заданием.
5. Выполнение программных заданий.
- «5» - выполнение всех заданий.
- «4» - не выполнение нескольких заданий.
- «3» - не выполнение заданий.
Система занятий по декоративной композиции приближает ребенка к школе, развивая его интеллектуальные и творческие способности.
Для поддержания детского интереса к системным занятиям художественным творчеством, настоящая программа предусматривает использование различных форм обучения: (игра, беседы, экскурсии), средства обучения (наглядность, зрительный, музыкальный, литературные ряды).
Разнообразие материалов и инструментов, применяемых в обучении (акварель, гуашь, восковые мелки, цветная бумага, картон, клей, бисер, кожа, вата, яичная скорлупа, природные материалы, ткань и т.д.), позволяет детям вариативно их сочетать и учит применять различные графические и декоративные техники.
Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.
В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.
Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений. Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.
Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».
Преподавателю предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь охватить значительный материал; приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.
В то же время объективные условия учебно-воспитательного процесса благоприятствуют расширению контактов школьников с художественным творчеством, введению новых форм занятий.
Особенности подросткового периода: формируется творческое отношение к делу, отношение к коллективу в совместной деятельности, стремление к самовоспитанию, умение ставить цель и анализировать результаты, ответственность, самоутверждение, профессиональный выбор.
Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения:
- Знать разные виды искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура).
- Уметь разными художественными средствами передавать настроение (погоды, людей).
- Иметь представление об историческом прошлом своего народа, его художественном творчестве; уметь воспроизводить в собственном творчестве детали национального орнамента, костюмов, предметов быта.
- Научиться различать реальный и фантастический мир.
- Уметь самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы.
- Пользоваться композиционными приемами:
- в рисовании - свободно экспериментировать в технике рисования гуашью и акварелью.
- в лепке - создавать выразительные образы, сюжеты, пользоваться приемами декорирования.
- в аппликации - знать способы создания (обрывание, вырезание симметричное и силуэтное, модульная аппликация). Знать виды аппликаций (из бумаги, ткани, природного материала и т.д.).
|