ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
программа для художественного отделения детских школ искусств
(3-летний срок обучения)
Пояснительная записка
В ДШИ ведущее место в воспитании детей занимает эстетическая деятельность. Ее цель – гармонизация отношений ребенка с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я - концепции творца». Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей от дошкольного до старшего школьного возраста.
Одним из действенных средств развития детей признано прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания повышается интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующей его духовному оздоровлению.
Настоящая программа предусматривает изучение технологических приемов обработки бумаги, текстиля, дерева и других материалов в процессе последовательного решения художественно - пластических задач, позволяющих целенаправленно развить у учащихся чувство гармонии окружающего мира, радости материального преобразования и труда.
Настоящая программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей - будущих взрослых граждан - способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с различными видами, произведениями прикладного искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных и подручных материалов, моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Основные цели программы:
- воспитать человека будущего, который должен быть создателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом;
- формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство;
- духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство, а так же развитие мышления;
- обучение основам цветоведения; изучение средств, приемов, законов композиции;
- формирование художественно-образного восприятия, творческой индивидуальности;
- развитие фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Организация учебного процесса.
На основе учебной программы преподаватель организует всю работу по предмету. Она начинается с перспективного планирования педагогического процесса в каждом классе. По своему содержанию рабочие планы по прикладному искусству являются учебно-тематическими. В них указываются: содержание занятия в виде наименования темы и количество часов, отводимых на ее изучение.
Основная форма организации учебной деятельности учащихся в ДШИ – урок – учебное занятие учителя с учениками в пределах точно установленного времени. Урок «Прикладное искусство» является коллективной формой обучения. Он характеризуется совместной познавательной деятельностью подростков. Учебные планы ДШИ устанавливают состав учащихся в группе по ДПИ, в среднем, 10 человек. Все уроки проводятся в соответствии со школьным расписанием. Предусмотрены перемены между уроками для отдыха преподавателя и учащихся, подготовки к уроку, обеспечения санитарных норм.
Воспитание и обучение осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Контроль успеваемости учащихся.
Немаловажное значение играет эмоциональный настрой ребенка к уроку. Любое неосторожное слово способно не только отрицательно настроить ребенка к любому виду деятельности, но и способствовать развитию ряда комплексов. Специалисты советуют, рассматривая работу и оценивая рисунки детей, выполнять следующие правила:
- Обсуждать с ребенком работу, а не его самого.
- Оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей, с учетом его индивидуальных особенностей и темпов развития, а не в сравнении с другими детьми.
- В самой оценке преподавателя должно быть доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно содержание рисунка ребенка.
- Необходимо также помнить, что дети творят (лепят) не на показ, а в соответствии с собственными потребностями.
Необходимо просматривать работы каждого ребенка индивидуально, говоря о положительных, а не об отрицательных моментах.
Объективным показателем качества каждого учебного занятия прикладным искусством является результат обучения. Он выявляется посредством систематического контроля усвоения знаний, умений и навыков.
Объекты контроля:
- учебная работа учащихся в классе,
- наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.
Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их художественного развития поставленным задачам обучения.
Виды контроля:
- текущий контроль знаний (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках при наблюдении за работой учащихся),
- периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде индивидуальных просмотров в конце каждой четверти).
Критерии оценки обученности учащихся.
1. Организация рабочего места.
- «5» - учащийся аккуратно и правильно разложил свои принадлежности на рабочем месте.
- «4» - учащийся все приготовил, но не разложил по местам.
- «3» - частично не готов к занятию.
2. Творческие способности.
- «5» - учащийся обладает образным мышлением и воображением, развита наблюдательность и память.
- «4» - не достаточно хорошо развито образное мышление и воображение.
- «3» - слабо развиты воображение, память.
3. Умение пользоваться разнообразными материалами и инструментами.
- «5» - учащийся умеет и знает, как пользоваться красками, кистью, ножницами, клеем…
- «4» - учащийся не достаточно хорошо умеет пользоваться материалами.
- «3» - учащийся не умеет пользоваться материалами.
4. Последовательность ведения работы над заданием.
- «5» - учащийся знает и умеет грамотно вести работу над заданием: от выбора темы, сюжета, эскиза до цветового решения, увеличения композиции.
- «4» - нет достаточной самостоятельности для грамотного ведения работы.
- «3» - учащийся не умеет последовательно вести работу над заданием.
5. Выполнение программных заданий.
- «5» - выполнение всех заданий.
- «4» - не выполнение нескольких заданий.
- «3» - не выполнение заданий.
Система занятий по прикладному искусству приближает ребенка к школе, развивая его интеллектуальные и творческие способности.
Для поддержания детского интереса к системным занятиям художественным творчеством, настоящая программа предусматривает использование различных форм обучения: (игра, беседы, экскурсии) и средств обучения (наглядность, зрительный ряд, музыкальные ряды, литературный).
Разнообразие материалов и инструментов, применяемых в обучении (акварель, гуашь, восковые мелки, цветная бумага, картон, клей, соленое тесто, природные материалы, ткань и т.д.), позволяет детям вариативно их сочетать и учит применять различные графические и декоративные техники.
Данная программа рассчитана на детей художественного отделения ДШИ в возрасте от 7 до 10 лет (1-3 класс).
Характеристика возрастных особенностей учащихся.
Младший школьный возраст (7 - 10 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость. Он может, в известных пределах, понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.
Анатома – физиологические особенности младшего школьника, уровень его психического и физического здоровья также должны учитываться в организации педагогической работы. По определению Н.Д. Левашова, ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем. В 7-10 лет костный аппарат младшего школьника находится в стадии формирования. Процесс окостенения кисти и пальцев не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев затруднительны и утомительны.
Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничена. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Учащиеся 1, 2 классов могут сохранять внимание непрерывно в течение 30-35 минут, не более. Это необходимо учитывать при организации работы.
Воображение - один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, в – первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во - вторых, младшие школьники (особенно в 1, 2 классах) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В - третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка - на все это необходимо опираться в учебной и воспитательной работе.
Знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения.
- Знать разные виды прикладного искусства.
- Иметь представление об историческом прошлом своего народа, его художественном творчестве.
- Научиться различать реальный и фантастический мир.
- Уметь самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы.
- Уметь пользоваться композиционными приемами:
- в рисовании - свободно экспериментировать в технике рисования гуашью и акварелью.
- в лепке - создавать выразительные образы, сюжеты, пользоваться приемами декорирования.
- в аппликации - знать способы создания (обрывание, вырезание симметричное и силуэтное, модульная аппликация). Знать виды аппликаций (из бумаги, ткани, природного материала).
|