Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для художников [17]
Общеразвивающие программы для художников нового образца [13]
Общеразвивающие программы для художников старого образца [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 26.04.2024, 02:05
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для художников » Общеразвивающие программы для художников старого образца

Программа для художественного отделения детских школ искусств "Прикладное искусство" (3-летний срок обучения)
16.06.2015, 15:15

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

программа для художественного отделения детских школ искусств

(3-летний срок обучения)

 

Пояснительная записка

         В ДШИ ведущее место в воспитании детей занимает эстетическая деятельность. Ее цель – гармонизация  отношений ребенка с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я - концепции творца». Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей от дошкольного до старшего школьного возраста.

         Одним из действенных средств развития детей признано прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания повышается интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующей его духовному оздоровлению.

Настоящая программа предусматривает изучение технологических приемов обработки бумаги, текстиля, дерева и других материалов в процессе  последовательного решения художественно - пластических задач, позволяющих целенаправленно развить у учащихся чувство гармонии окружающего мира, радости материального преобразования и труда.  

Настоящая программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей - будущих взрослых граждан - способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.  

         Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с различными видами, произведениями прикладного искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных и подручных материалов,  моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.

Основные цели программы:

  1. воспитать человека будущего, который должен быть создателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом;
  2. формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство; 
  3. духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство, а так же развитие мышления;
  4. обучение основам цветоведения; изучение средств, приемов, законов композиции;
  5. формирование художественно-образного восприятия, творческой индивидуальности;
  6. развитие фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности.

Задачи программы:

Обучающие:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
  •  приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формировать  творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Организация учебного процесса.

На основе учебной программы преподаватель организует всю работу по предмету. Она начинается с перспективного планирования педагогического процесса в каждом классе. По своему содержанию рабочие планы по прикладному искусству являются учебно-тематическими. В них указываются: содержание занятия в виде наименования темы и количество часов, отводимых на ее изучение.

Основная форма организации учебной деятельности учащихся в ДШИ – урок – учебное занятие учителя с учениками в пределах точно установленного времени. Урок «Прикладное искусство» является коллективной формой обучения. Он характеризуется совместной познавательной деятельностью подростков. Учебные планы ДШИ устанавливают состав учащихся в группе по ДПИ, в среднем, 10 человек. Все уроки проводятся в соответствии со школьным расписанием. Предусмотрены перемены между уроками для отдыха преподавателя и учащихся, подготовки к уроку, обеспечения санитарных норм.

Воспитание и обучение осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.  Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.  

Контроль успеваемости учащихся.

Немаловажное значение играет эмоциональный настрой ребенка к уроку. Любое неосторожное слово способно не только отрицательно настроить ребенка к любому виду деятельности, но и способствовать развитию ряда комплексов. Специалисты советуют, рассматривая работу и оценивая рисунки детей, выполнять следующие правила:

  1. Обсуждать с ребенком работу, а не его самого.
  2. Оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей, с учетом его  индивидуальных особенностей и темпов развития, а не в сравнении с другими детьми.
  3. В самой оценке преподавателя должно быть доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно содержание  рисунка ребенка.
  4. Необходимо также помнить, что дети творят (лепят) не на показ, а в соответствии с собственными потребностями.     

Необходимо просматривать работы каждого ребенка индивидуально, говоря о положительных, а не об отрицательных моментах.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия прикладным искусством является результат обучения. Он выявляется  посредством систематического контроля  усвоения знаний, умений и навыков.

Объекты контроля:

  • учебная работа учащихся в классе,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их художественного развития поставленным задачам обучения.

Виды контроля:

  • текущий контроль знаний (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках  при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде индивидуальных просмотров в конце каждой четверти).

Критерии оценки обученности учащихся.

1. Организация рабочего места.

  • «5» - учащийся аккуратно и правильно разложил свои принадлежности на рабочем месте.
  • «4» - учащийся все приготовил, но не разложил по местам.
  • «3» - частично не готов к занятию.

2. Творческие способности.

  • «5» - учащийся обладает образным мышлением и воображением, развита наблюдательность и память.
  • «4» - не достаточно хорошо развито  образное мышление и воображение.
  • «3» - слабо развиты воображение, память.

3. Умение пользоваться разнообразными материалами и инструментами.

  • «5» - учащийся умеет и знает, как пользоваться красками, кистью, ножницами, клеем…
  • «4» - учащийся не достаточно хорошо умеет пользоваться материалами.
  • «3» - учащийся не умеет пользоваться материалами.

4. Последовательность ведения работы над заданием.

  • «5» - учащийся знает и умеет  грамотно вести работу над заданием: от выбора темы, сюжета, эскиза до цветового решения, увеличения композиции.
  • «4» - нет достаточной самостоятельности для грамотного ведения работы.
  • «3» - учащийся не умеет последовательно вести работу над заданием.

5. Выполнение программных заданий.

  • «5» - выполнение всех заданий.
  • «4» - не выполнение нескольких заданий.
  • «3» - не выполнение заданий.

Система занятий по прикладному искусству приближает ребенка к школе, развивая его интеллектуальные и творческие способности.

Для поддержания детского интереса к системным занятиям художественным творчеством, настоящая программа предусматривает использование различных форм обучения: (игра, беседы, экскурсии) и средств обучения (наглядность, зрительный ряд, музыкальные ряды, литературный).

Разнообразие материалов и инструментов, применяемых в обучении (акварель, гуашь, восковые мелки, цветная бумага, картон, клей, соленое тесто, природные материалы, ткань и т.д.), позволяет  детям вариативно их сочетать и учит применять различные графические и декоративные техники.

Данная программа рассчитана  на детей художественного отделения ДШИ в возрасте от 7 до 10 лет (1-3 класс).

Характеристика возрастных особенностей учащихся.

Младший школьный возраст (7 - 10 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость.  Он может, в известных пределах, понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.

Анатома – физиологические особенности младшего школьника, уровень его психического и физического здоровья также должны учитываться в организации педагогической работы. По определению Н.Д. Левашова, ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем. В 7-10 лет костный аппарат младшего школьника находится в стадии формирования. Процесс окостенения кисти и пальцев не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев затруднительны и утомительны.

Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничена. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Учащиеся 1, 2 классов могут сохранять внимание непрерывно в течение 30-35 минут, не более. Это необходимо учитывать при организации работы.

Воображение - один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается, в – первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями. Во - вторых, младшие школьники (особенно в 1, 2 классах) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия. В - третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка - на все это необходимо опираться в учебной и  воспитательной работе.

Знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения.

  1. Знать разные виды прикладного искусства.
  2. Иметь  представление об историческом прошлом своего народа, его художественном творчестве.
  3. Научиться различать реальный и фантастический мир.
  4. Уметь самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы.
  5. Уметь пользоваться композиционными приемами:
  • в рисовании - свободно экспериментировать в технике рисования гуашью и акварелью.
  • в лепке - создавать выразительные образы, сюжеты, пользоваться приемами декорирования.
  • в аппликации - знать способы создания (обрывание, вырезание симметричное и силуэтное, модульная аппликация). Знать виды аппликаций (из бумаги, ткани, природного материала).

 

Категория: Общеразвивающие программы для художников старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 634 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz