Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для художников [17]
Общеразвивающие программы для художников нового образца [13]
Общеразвивающие программы для художников старого образца [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 18.04.2024, 08:28
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для художников » Общеразвивающие программы для художников старого образца

Программа для художественного отделения детских школ искусств "Рисунок" (4-летний срок обучения)
16.06.2015, 15:21

РИСУНОК

программа для художественного отделения детских школ искусств

(4-летний срок обучения)

 

пояснительная записка

 

1. Аналитический блок

Программа «Рисунок» (автор – преподаватель высшей категории Фолленвейдер А.Г., 2004 г.), предшествующая данной, дает основание предположить, что процесс обучения по ней даёт возможность учащимся поступать в художественные училища и профильные высшие учебные заведения.  Уровень знаний, умений и навыков соответствует требованиям, которые стоят перед абитуриентами перед поступлением в учебные заведения.  Дети легко поднимаются на следующий уровень обучения. 

До сих пор было достаточно нарисовать на вступительных экзаменах сложную постановку из предметов быта на фоне простых драпировок.  Два года назад учебные заведения (особенно ВУЗы) перешли на новые требования к поступающим: экзамен по рисунку принимается по античной голове, чего не было ранее, поэтому  программа «Рисунок» (автор –преподаватель МОУДОД «Коркинская детская школа искусств», 2004 г.)  не предусматривала «античную голову» как ценз для поступления в ВУЗ.  Пришлось корректировать содержание программы и учебно-тематический план IV курса художественного отделения под новые требования к абитуриентам.  Теперь во втором полугодии IV курса мы будем знакомить своих учеников с построением античной головы, что восполнит возрастающие требования при поступлении в ВУЗы.  Учащийся, прошедший в школе искусств полный курс обучения, сможет сдать экзамен по рисунку в любой ВУЗ региона, даже на «модную» специальность «Дизайн».  Тому есть уже примеры.

Вызывает сомнение смелое вторжение учёных в систему образования.  «Занаучивается» процесс обучения, создаваемый веками передовыми педагогами, подвергаются ревизии основополагающие догмы.  Создаётся впечатление, что учёные не посвящены в практику обучения, где постижение азов искусства должно идти без спешки, просто и понятно, доступно для ученика.  Ничего принципиально нового на этом пути быть не должно.  Передача таланта педагога ученику должна проходить не на фоне сомнительных технологий и инноваций, а путём длительного, каждодневного сопровождения ученика от «незнайки» до уровня «понимающего» ученика.  Этот метод проверен и доказал право на своё существование.  И без того тяжёлый, каждодневный труд ученика за мольбертом, где постигается истина, не должен омрачаться ничем, что мешает этому нелёгкому труду.  Мы - свидетели того, что система обучения многократно пересматривалась в попытке найти новое, рациональное зерно в этом процессе, но, тем не менее, основополагающие догмы должны быть святыми: переход количественных изменений в качественные – так учит философия.  Думается, что насилие теоретического начала – явление временное и проходящее.

Не подвергается сомнению тот факт, что каждое время вносит какие-то поправки в процесс обучения.  Изменилась коньюктура на рынке в сфере художественных услуг, поэтому и искусство то же «приспосабливается» к рынку (как это не обидно!).  Мы отмечаем тягу к «салону».  Появляются «попсовые» работы художников, рассчитанные на потребу покупателю с кошельком, появляются работы сомнительного уровня, с использованием компьютера.  Хорошо, наверное, что есть «вторая жизнь» произведения, когда компьютер -  в хороших творческих руках.  А если нет?  Тогда польются в салоны низкопробные, чисто технические работы, которые портят вкус населения.  Но признать знамение века – компьютер – всё же придётся, с ним надо считаться, видимо он войдёт в систему обучения учащихся старших классов на художественном отделении школ искусств.

Компьютеризация процесса обучения имеет свои положительные и отрицательные стороны.  К положительным можно отнести сам факт, что дети изучают компьютер и могут получить навыки, которые, в дальнейшем, могут пригодиться им при изучении предмета «Композиция».  Возможен процесс дальнейшего усложнения композиции, придуманной за рабочим столом в классе на этапе её полной «ручной» готовности.  Компьютер, сканируя готовую к выставке композицию, может перевести её в одну из предлагаемых программой техник: рельеф, контррельеф, акварель, масло, «старить» изображение, создать впечатление дождя, снега и т.д.  Не всегда это необходимо и уместно, но, готовя композицию под такой эффект, – возможно.  Вся беда компьютерного вмешательства в том, что в результате получаешь не первозданную работу ума и умения, а нужную автору работу, механизированную эффектами.  Но если художник, владеющий компьютером в совершенстве, захочет превратить своё произведение в нечто, неподвластное рукам, то здесь компьютер – помощник, и, значит, изучать его надо.

Данная программа разработана с учётом необходимого ученику объёма знаний, умений и навыков для дальнейшего обучения в профильных средних и высших учебных заведениях.

1.2. Конструктивный блок

Цель программы – воспитание учащегося –художника, умеющего видеть, понимать и анализировать окружающую его действительность.

Изучение предмета «Рисунок» предполагает развитие у детей внимательности к окружению, к миру «мёртвых» вещей «Nature morte» и их связи с «живым миром».  Ребёнок, сравнивая предметы по размерам, цвету, массе и т.д., становится соучастником анализа мира, в котором он живёт, развивая у себя чувство анализа и аналитические качества: умение видеть и понимать.

Рисунок очень хорошо развивает тактильные ощущения, которые очень нужны в работе с карандашом, мягкими материалами (соус, сангина, пастель), в работе с тушью и красками (контакт с кистью).  Кроме всего этого, рисунок воспитывает аккуратность в обращении с материалами исполнения, не говоря уже об усидчивости, которая необходима при длительном ведении одной и той же работы.

Коллективное (групповое по форме) ведение предмета предполагает уважение всех учеников в классе, а также и к работам учеников; воспитывается чувство коллективной работы, причастности каждого в группе к выполняемой работе, создается некий творческий климат.

Рисунок даёт последовательное освоение такого сложного раздела, как организация трёхмерного пространства на плоскости места.  Надо это пространство создать карандашом, анализируя возможности карандаша и механизм передачи пространства.  Создавая «глубину» на листе, ученик как бы создаёт на листе трёхмерный предмет, являясь автором какого-то объекта, будь то куб, будь то дом, шкаф и т.д.  Осваивая трёхмерность, ученик чувствует себя архитектором, т.е. художником, который делает архитектурный проект, скажем, жилого дома, и творцом. 

Логика постепенных шагов «от простого к сложному» даёт ученику уверенность в том, что, постигая предмет, он совершенствует свои знания, накапливая умения и навыки, и приближается к истине.

Взрослея, ученик уже задумывается над тем, что может передать (нарисовать) своё внутреннее состояние, сложные жизненные коллизии.  На этом этапе ученику нельзя мешать, надо просто сопровождать его творческий процесс ненавязчиво, помогая ему, и если тактичен педагог, который анализирует свои шаги к ученику, то логика обучения даст для педагога ожидаемый результат.

Учет и контроль успеваемости.

Ожидаемый результат на художественном отделении в условиях групповых занятий виден ежедневно, по мере продвижения учеников к истине, и ежедневно можно оценить, сделать упор на то-то или то-то.  И коль оценка работы ученика насколько объективна, настолько и субъективна, т.е. не абсолютна, а относительна, то изменения, которые происходят с работами учащихся в начале урока и в конце, происходят на глазах педагога, и педагог может быть более объективным в оценке труда ученика или ученицы.  Педагог видит участие или неучастие каждого ученика в процессе и может это оценить сразу, обсуждая результат урока, а для себя поставить промежуточный бал этому или другому ученику.  Окончательную оценку своей работы ученик получит по завершению данной темы или постановки.  Она даст представление об активности учащегося в работе, количестве усвоенного материала и накопленного умения.  В конце четверти ученик получит ещё и оценку своего труда на общем просмотре работ группы, где можно достаточно объективно оценить каждого ученика (абсолютно объективно учащегося оценить невозможно, какие бы критерии оценочной деятельности не были бы разработаны).

В конце полугодия проводится общеотделенческий просмотр, где представлены все работы учащихся за полугодие. Такой контроль успеваемости детей вселяет уверенность в том, что дети усваивают весь предлагаемый при обучении материал, потому что он виден наглядно.  Работы детей говорят сами за себя.  Оценку выставляют коллегиально, выводится общий балл, который и отражает истинное положение вещей.  Значит, коллегиальная оценка деятельности ученика оправдывает количественный результат обученности детей за какой-то период обучения (четверть, полугодие, год) и объявляется главным критерием оценки ученической подготовки, а значит, и правильной программой действий учителя, который этих детей учит.

Критерии оценки обученности учащихся по предмету «Рисунок»

Критерии оценивания учащихся художественного отделения на промежуточном и итоговом просмотре примерно одинаковы на всех годах обучения.  Возьмём оценивание работ учащихся четвертого (заключительного) года обучения.  Критерии следующие:

  1. Освоение формата листа:

«5» −

учащийся свободно осваивает формат А-2, грамотно выполняет работу на всех этапах, вплоть до её завершения.

«4» −

допущены незначительные ошибки в компоновке на листе.  На всех этапах ведения работы не уверен.

«3» −

плохо освоен формат листа.  Изображение не закомпоновано в листе.

  1. Владение основами конструктивного построения предметов, входящих в постановку:

«5» −

учащийся хорошо владеет основами конструктивного построения предметов, знает законы перспективы, чувствует пропорции предметов, характер формы.  Осознанно пользуется приёмами линейной и воздушной перспективы.

«4» −

учащийся владеет основами конструктивного построения предметов, но допускает незначительные ошибки в передаче пропорций и конструкций предметов.

«3» −

учащийся допускает грубые ошибки в построении предметов, не чувствует их форму.

  1. Передача графическими средствами объёма предметов (свет, полутень, тень, граница света и тени, собственная и падающая тени, блик, рефлекс).

«5» −

учащийся умеет графическими средствами передавать объём предметов, чувствует их материальность, фактуру и пространство.

«4» −

Учащийся недостаточно свободно распоряжается  навыками передачи объёма предметов, фактуры и пространства.

«3» −

учащийся с трудом передаёт форму предмета, освещённость.  Необходим постоянный контроль преподавателя.

  1. Овладение техническими навыками работы с различными графическими материалами.

«5» −

учащийся свободно работает штрихом, линией, пятном.  Показывает хорошие знания в работе с сангиной, соусом, пастелью.

«4» −

у учащегося обнаруживаются недостатки в работе с линией, пятном.

«3» −

учащийся слабо владеет техническими навыками в работе с графическими материалами.

  1. Процент выполнения всех заданий по программе.

«5» −

выполнены задания на 100 %.

«4» −

задания выполнены не все (на 80 %).

«3» −

задания выполнены на половину (на 50 %).

  1. Технологический блок

Программа рассчитана на четырёхлетнее обучение и представляет собой завершённый цикл уроков, необходимых для подготовки ребят школы искусств для поступления в художественные училища или ВУЗы.

Программа даёт представление о последовательных шагах при обучении изобразительной грамоте: от знаний  перспективы (1 класс) и  построения простых геометрически тел (2 класс) до рисования постановок из предметов быта (3 класс) и анализа сложных постановок и перехода к построению античных гипсовых голов (4 класс).

Дидактическое обеспечение программы

Преподавание ведётся на фоне работ студентов художественного училища, отобранных в методический фонд ДШИ в качестве образцов исполнительского мастерства, пригодных для иллюстрирования определённых моментов при прохождении того или иного материала с учащимися школы искусств.

Для более конкретных случаев (например, при анализе сложной формы) преподаватель изготавливает методическое пособие, необходимое для более глубокого усвоения материала, и, демонстрируя это пособие, добивается лучшего понимания какого-то момента.

Если необходимо, чтобы ученик «понял глазами» и перенёс что-то в свой альбом, преподаватель просит перенести то, что он рисует на доске, объясняя изображение словами.

В старших классах, при прохождении темы «Сложные постановки», демонстрируем работы студентов Академии Художеств (видео) или программные фильмы-пособия (видео, DVD диски).  Кроме этого, при прохождении того или иного материала показываем книги с иллюстрациями того или иного художника.

В работе преподаватель использует дидактический материал:

  • Монографии о художниках.
  • Кузин В.С. Психология.-  М.: Высшая школа, 1982.
  • Серов Н.В. Цвет культуры.-  Санкт- Петербург, 2004.
  • Ветрова Т. Русское искусство: Детская энциклопедия.- М.: Белый   город, 1998.

Посещение выставок в выставочном зале города стало хорошей традицией некоего обучающего момента и для преподавателя, и для ученика, ибо видение живой работы художника даёт хороший толчок для дальнейшего обучения.  Всегда посещаем отчётные выставки работ художественного отделения (в январе  и мае), где ребята  увидят свои работы или работы своих друзей.  Выставки всегда стимулируют творческое начало и подводят итог какому-то этапу обучения.

1.4. Информационный блок

Программа устанавливает срок реализации 4 года. Объем учебной нагрузки учащихся - 3 академических часа в неделю (1 и 2 годы обучения), 4 академических часа (3, 4 годы обучения).

Характеристика возрастных особенностей учащихся.

Развитие психики ребёнка – сложный и противоречивый процесс.  Это - непрерывный переход количества накопленных знаний в какое-то качественное проявление.  Психика ребёнка всегда зависит от общественных и личных условий жизни, воспитания и обучения.  Они-то и являются важнейшими факторами в развитии ребёнка.

Существует теория, что развитие ребёнка обусловлено природными задатками и генетической предрасположенностью, и что это  - фатальность, не поддающаяся никакому изменению: ребёнок, якобы, запрограммирован.  Возможно, что ребёнок на самом деле «мечен богом», унаследовав от предков дар рисования, но этот дар, если его не развить, погибнет, так и не получив своего развития.  Развивается ребёнок, только познавая окружающий его мир с его предметами и явлениями, их связями и отношениями.  Развивается психика ребёнка, его «устойчивость» в этом мире, накапливаются знания, какие-то умения.

С самого раннего возраста у ребёнка возникает потребность в общении с взрослыми, позже потребность в совместной работе, где формируются новые нервные связи, которые совершенствуются, усложняются, тем самым формируя психику ребёнка и его характер, а, в конце концов, и поведение.  Поэтому для каждого возрастного периода характерна определённая деятельность: в дошкольном возрасте – это игра, в младшем и среднем возрасте – учение, а в старшем школьном возрасте - учение и труд.

Определены шесть возрастных групп, где происходит видоизменение психики ребёнка, увлечения, наклонности и общее развитие:

  1. Период младенчества – от рождения до года.
  2. Период предшкольного детства – от года до трёх лет.
  3. Дошкольное детство – от трёх до 6-7 лет.
  4. Период младшего школьного возраста – от семи до 10-11 лет.
  5. Средний школьный возраст – 11-15 лет.
  6. Старший школьный возраст – 15-18 лет.

Зная особенности каждого возрастного этапа развития ребёнка, педагог может более целенаправленно развивать его психику, требуя от него то, что возможно в его возрастной группе, и наоборот, не требовать от него невозможного.  Так, если в младенчестве – это игра, и ребёнок, развивая свои тактильные ощущения, отказывается от кисти, рисует пальцами и «печатает» на бумагу свою ладошку – это нормально: он вступает в контакт с миром, осваивая его рукой, он верит, что рисует дерево; только для него это – дерево.  Его не интересует, что его не понимают, он - то знает, что нарисовал дерево.  Кисть и карандаш он не признаёт – рисует рукой.  Чуть позже он поймёт, что можно использовать для этого кисть, но рисует ею так же, как рукой, превращая кисть в палец, растирая ею так же, как пальцем.  Карандаш пока не для него.

Становясь старше, адаптировавшись к процессу создания «произведения», научившись рисовать рукой и кистью, ребёнок, обогащая свои тактильные контакты, переходит к более осмысленному подходу освоения мира.  Ребёнок понял, что нужен карандаш, чтобы нарисовать что-то.  И он начинает осваивать карандаш, приучая его к руке и получая новые тактильные ощущения.  Позже он поймёт, что с карандашом изображение получается более точным, и что его рука начинает чувствовать карандаш.  И вот наступил период, когда ребёнок почувствовал, что карандаш – главный инструмент реализации своей задумки, а кисть с красками – вторичны.  Сначала надо нарисовать, а уж затем раскрасить.  Ребёнок приобрёл знания, научился чему-то, приобрёл умение пользоваться карандашом и красками.  Осталось только научить его думать: видеть и понимать.  Вот здесь педагог «выплывает» на передний план, потому что нужно ребёнку дать тот запас знаний, который необходим для следующего шага – осмысления необходимости знаний, которые продвинут самолюбие ученика на новый уровень.

Начинается новый период освоения предметного мира – «школа».  Школа - в смысле необходимого осмысленного подхода к окружающему миру: точные пропорции, точная передача объёмов, точное освещение и т.д.  Ребёнок понимает, что закончена игра, надо переключаться в «новый возраст», когда в общеобразовательной школе – требуют, в школе искусств – тоже не легко.  Период, когда ребёнок осознаёт, что если хочешь рисовать – надо приложить дополнительные усилия, порой – неимоверные.  Постигая мир, ребёнок понимает, что он - часть этого мира -  живого, думающего, развивающегося.  И он принимает его таким, каким он есть, участвуя в его совершенствовании средствами изобразительного искусства.

Старшеклассники уже хорошо понимают, что учатся в школе искусств для себя, осознают, что изобразительное искусство, в дальнейшем, может стать смыслом их взрослой жизни, что им надо сдать экзамены по предметам художественной направленности. 

Настоящая программа рассчитана на четырёхлетнее обучение в стенах школы искусств и охватывает возрастные группы с 10 лет до 18 лет (в основном, с 5 класса общеобразовательной школы до завершения 11 класса).  Порой, не достигая возраста, необходимого для поступления в ВУЗ, дети продолжают заниматься в школе ещё год-два после ее окончания, а затем - поступают, продолжая своё дальнейшее обучение.  А таких, как показывает практика, в разные годы – 30-40 % от выпущенных из стен школы (художественное отделение).

Знания, умения, навыки на заключительном этапе обучения.

Выпускник школы искусств, завершив полный курс обучения, получает на заключительном этапе обучения знания и умения, необходимые ему для получения дальнейшего образования в профильных учебных заведениях (художественные училища и ВУЗы).  Выпускник:

  • владеет техническими приёмами рисунка, навыками анализа пропорций и конструкций предметов, сложных по форме, может объяснить логику построения конструкций предметов;
  • может создать трехмерное изображение формы, знает свето- теневую раскладку и пространственную перспективу тона;
  • зная теорию и практику рисунка, легко заменит преподавателя рисунка в младших классах художественного отделения;
  • знает разнообразие графических материалов и техник, может исполнить рисунок карандашом, сангиной, пастелью в технике гроттаж, тушью;
  • аккуратен (это необходимость), усидчив и начитан, владеет словом и может рассказать об этапах рисунка: от его начала до полного завершения;
  • внимателен к окружающей его среде, видит ее не так, как человек не рисующий, поэтому и чувствует окружение иначе;
  • самое большое -может нарисовать мир (в смысле «действительность»).
Категория: Общеразвивающие программы для художников старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 646 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz