Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для художников [17]
Общеразвивающие программы для художников нового образца [13]
Общеразвивающие программы для художников старого образца [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Суббота, 20.04.2024, 19:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для художников » Общеразвивающие программы для художников старого образца

Программа для художественного отделения детских школ искусств "Живопись" (4-летний срок обучения)
16.06.2015, 14:13

ЖИВОПИСЬ

программа для художественного отделения детских школ искусств

(4-летний срок обучения)

 

Пояснительная записка

Программа «Живопись» для художественного отделения ДШИ (автор - преподаватель художественных дисциплин МОУДОД «Коркинская детская школа искусств А.Г. Фолленвейдер, 2004 г.), предшествующая данной, даёт основание полагать, что знания по живописи, полученные в процессе обучения учащихся в школе искусств, достаточны для того, чтобы поступить в художественное училище и в высшие учебные заведения по профилю, т.е. дети без особых затруднений проходили вступительные экзамены.  До сих пор было достаточно написать постановку из 3-4 предметов быта на фоне простых драпировок, но пару лет назад Вузы усложнили проходной ценз при поступлении: по рисунку сдаётся гипсовая античная голова.  Пришлось пересмотреть программу четвёртого года обучения под требования при поступлении учащихся в Вуз.

Ориентация на академическую школу живописи в школе искусств направлена на получение навыков реалистического рисования и «писания», т.к. она (школа) предусматривает предметное, реальное освоение окружающего мира и поэтому приводит к реальному взгляду на вещи и явления.  Приобретается выверенная веками школа, предполагающая гармонию человека в реальной жизни и соединения с ней.

Логика живописного взгляда на мир проста (тем и сложна): какого цвета предмет, какой предмет рядом, как они влияют (в цвете) друг на друга, какое освещение, какой предмет ближе, какой – дальше (пространство), как это показать, как окружение (цвет окружения) влияет на группу предметов, как достичь цветовой гармонии.  Вот и вся логика.  Это всё - очень сложно, а казалось – просто.  Сложность вся в том, что педагог должен постараться привить ребёнку способность увидеть этот красивый цветной «видеоряд» предметов, а, увидев, суметь это передать в работе.  Здесь нельзя торопиться, потому что ребёнок не в состоянии принять сразу всю живописную премудрость этой науки под названием «Живопись».  Он растёт постепенно, постепенно растут и его способности освоения цвета мира окружения.  Только последовательно, долго ребёнок умственно подходит к цветному освоению мира, анализируя и сопоставляя знания, приближается к живописным истинам.  Поэтому-то и нужно поэтапное продвижение: от простого к сложному.  Если в первом классе наряду с рисунком, где ребёнок знакомится с карандашом, который может нарисовать, то на живописи он (ученик) знакомится с красками как средством эмоциональной передачи мира.

Курс цветоведения (1 год обучения) плавно переходит к определению локального цвета предметов – нахождению цвета путём смешения разных цветов (2 год обучения), свето-цвето-теневому раскладу цвета (3 год  обучения, где усиленно обрабатывается форма предметов), а далее (4 год обучения) ребёнок, собрав все полученные знания и умения, пишет сложную постановку, умело соединяя все приобретённые знания для получения максимального живописного эффекта (в хорошем смысле слова). 

Эта живописная грамота от контакта с реальным миром очень пригодится ученику теперь на уроках композиции.  До этого работа живописи в композиции сводилась к тому, что ребёнок на ощупь, на ощущении цвета строил какой-то интуитивный ряд цвета, а теперь, зная грамоту живописи, выстроит не только интуитивный, но и грамотный цветовой строй работы.  На таком уровне знаний по рисунку и живописи учащийся легко справится с экзаменационными требованиями при поступлении в училище или Вуз.

Изучение предмета «Живопись» предполагает развитие у детей внимательности к окружению, к миру «мёртвых» вещей «Nature morte» (натюрморт) и их цветовой связи с «живым миром».  Исследуя форму, цвет и размеры предметов, ученик интуитивно (подсознательно) для себя как-то расставляет эти предметы в доступном для него порядке, окрашивая их как-то в своём развивающемся сознании, анализирует их, пока почти бессознательно, утилитарно, признавая их такими, какими он их видит.  Это потом, намного позже, он (ребёнок) будет их видеть, видеть не только как крынку, котелок, вазу, а как объект его длительной работы, сознавая, что он может это нарисовать и написать.

Но это потом, а пока…  совсем ребёнком он приходит в школу, где учат рисовать, потому что каждый ребёнок, ещё не зная тонкостей языковой грамоты, рисует.  Рисует, чтобы рассказать что-то нам, взрослым.  Рисует легко и ему (только ему) понятно.  Цвет для него -  пока что не главное.

Приходя в школу, где рисуют, он очень быстро понимает, что правильно рисовать - трудно, что не сразу всё получается, что надо быть усидчивым (что тоже трудно), аккуратным и внимательным.  Это - те качества, которые в ребёнке пока что не закреплены (в силу возраста).

Делая неимоверные усилия в познании рисовальной грамоты, на уроках живописи познавая свойства цвета и способы его нанесения на нарисованный им же предмет, ребёнок становится создателем и открывателем своего мира, нового для него.  Появляется интерес к предметам, которые его окружают.  Ребёнок познаёт цветной мир, пока только делая первые шаги.

На втором году обучения проблемы ребенка растут, требуя теперь полного соответствия целям, поставленным перед ним педагогом.  Идёт более глубокий анализ стоящих перед ним задач.  Ребёнок переходит на новый рубеж.

Третий год обучения – это результат первых двух лет привыкания к мысли о том, что его любимое рисование становится тяжким испытанием накопленных знаний и умений.  Навыки, которые он приобрёл за два года, обрастают всё новыми и новыми проблемами.  Начинается решение пространственного цветового решения, т.е. трёхмерности изображения.  Усложняются проблемы  цветового анализа, возрастают требования к поискам точного сложного цвета.  Ученик начинает цветовую игру, постигая её через глаза, голову и руки.  Усиливаются тактильные способности на кончике кисти, появляется осмысленный результат работы.

В течение четвертого года обучения  ребёнок закрепляет знания, полученные ранее, оценивает результаты, которых он достиг.  И - снова растут проблемы.  Теперь - это уже проблемы общего цветового строя работы – колорита, когда каждый цвет, который есть в работе, гармонично соседствует с другим цветом, который укладывается рядом, вновь создаёт гармонию и так далее.  Цвета «дружат», «не кричат», «не спорят», а согласованы в многозвучный аккорд.  Это - всегда самый сложный процесс.  Надо «собрать» цвета, а это требует мобилизации всего знания, всех навыков и умения.  Здесь нужна помощь педагога, нужен анализ каждого цвета и увязка его с другими цветами работы.  И только максимально собранный ученик в состоянии решить эту задачу.

В результате обучения живописи ученик становится по настоящему горд тем, что он освоил этот «цветной» предмет.  Для него (ученика) мир цвета стал не чем-то недосягаемым: он может оперировать цветом, управлять им.  Ученик может цветом в композиции выразить своё отношение к состоянию и явлению, потому что живопись – второй предмет, по значимости, после рисунка, а вместе- рисунок и живопись-  рождают станковую композицию.

На четвёртом году обучения живописи ученик уже задумывается над тем, что может написать  и нарисовать своё внутреннее состояние и какое-то явление природы, выразить цветом задуманную тему, но пока ещё нуждается в помощи педагога.  Педагог не должен мешать, а только сопровождать его творческий запал, помочь тактично советом, анализировать его шаги на пути в творчество.  Такт педагога всегда даёт ожидаемый результат.

В условиях групповых занятий результат виден после каждого занятия, и педагог видит все недочёты каждого в группе, знает, как помочь каждому.

Цели и задачи программы

Цель любых образовательных программ (касается это и художественных отделений) - одна: воспитать человека думающего.  Для этого надо «поставить глаз», увидеть окружение.  Иными словами, ребёнок должен увидеть (рисующий видит иначе), проанализировать увиденное и, благодаря накопленному умению, попытаться изобразить увиденное на своём уровне.  Вот, в принципе, весь путь.  Что же касается непосредственно живописи, то акценты здесь расставлены на подготовку ученика к цветному восприятию окружающего его мира и развитие чувства эмоционального освоения понятого им мира.  Для того, чтобы это произошло, ребёнку нужно пройти «школу цвета».  Он должен понять, что в мире не существует открытого цвета, он всегда сложней локального (кажущегося) цвета, т.к. любой цвет находится в какой-то среде, т.е. в каком-то окружении соседних цветов, оказывающих воздействие на этот цвет, вступая в какой-то гармонический ряд.  Для этого ребёнку нужен анализ любой цветовой гармонии.  Открыв для себя механизм рождения цвета, ученик будет иначе относиться к живописи любой постановки, стоящей перед ним, натюрморту, который необходимо написать.  Наши все предшествующие программы по живописи и были настроены на это.  Это значит: «Видеть и понимать».  Это -  основа любой художественной школы, её цель.  Достигается это многими задачами, которые педагог ставит перед учащимися.

Одна из первых задач – знакомство с основами цветоведения.  Как из семи цветов (основных) образовать сложные цветовые соединения, необходимые в живописной грамоте?  Зная «кухню» цвета, легче выполнять цветовые задачи, которые ставит педагог при решении натюрмортов и постановок.

Следующее звено покорения цветовой грамматики – анализ действий в живописной технической работе.  До тех пор, пока учитель не почувствует, что этот трудно поддающийся материал (раздел) не усвоен, двигаться дальше не имеет смысла.  Только поняв, что дети могут анализировать любые цветовые соединения, педагог может идти дальше по программе, ставя новые задачи.

Завершающая  задача – использование (суммирование) накопленных знаний и умений непосредственно в написании постановок, натюрмортов и пейзажей - композиций.

Перечисленные по порядку шаги освоения живописной науки расположены по возрастающей.  Логика изложения материала - от простого к сложному - даёт быстрый результат качества освоения и усвоения цветного мира и даёт учащемуся зрительный ряд своих успехов.

Контроль и учет успеваемости

В конце каждого полугодия проводится общеотделенческий просмотр, на котором представлены работы, выполненные в течение двух четвертей (первой и второй; третьей и четвертой).

Сложность преподавания в группе учеников состоит не в самом преподавании, а в оценке труда учащихся.  Всегда оценка труда – больной вопрос, своеобразная болевая точка для любого человека, будь то ребёнок, будь то взрослый.  А педагогу быть объективным – значит быть принципиальным и жёстким по отношению к работе ученика.  Учитель, стараясь быть принципиальным, легко может отбить у ребёнка желание заниматься его предметом.  Проблема в том, что оценка никогда не может быть полностью объективной, потому что в группе  сидят разные по способностям и характеру ученики, и учитель знает всех: уровень одарённости, трудолюбие и лень талантливого, трудолюбие не очень одарённого, трудолюбие совсем бесталанного, но очень старательного (безмерно старательного).  И всех их надо оценить педагогу, по природе не «могущему» быть беспристрастным.  Беспристрастному педагогу  - не место в школе.  Ты на чьей стороне, педагог?  Вся проблема – именно в этом.  С одной стороны, оценивая ребёнка, оцениваешь свой труд и свои недостатки.  С другой стороны, оценивая ребёнка очень старательного и не очень способного, можно закрыть ему (старательному) двери в искусство.

Идут бесконечные споры в оценке деятельности педагога: какой учитель лучше – строгий, до беспощадности жестокий, или стоящий на позиции «не навреди»?  Во многих школах Запада на художественных отделениях «Kunstschule» (школа искусств) вообще не ставят оценок, потому что ребята-школьники сами знают свою оценку.

В педагогике много ловушек и уловок, только умный педагог знает, как поощрить старательного и наказать талантливого лентяя, зарвавшегося гения.  Но, тем не менее, кем-то разработана оценочная школа, как одна таблетка для всех больных.  Мне кажется, что оценка работ ребят полностью лежит на совести педагога, т.е. оценку труда ребёнка ставит горячее сердце педагога.  Это - самая честная оценка.  Абсолюта в оценке работ не может быть.  Всё субъективно.  Тем не менее, на художественном отделении семестровые просмотры работ ребят оценивают все педагоги отделения и ставят «коллективный балл» относительно «пятёрки», а не абсолютный балл для каждого ученика, по каждому предмету.  Всегда возникают споры, и всё крутится вокруг «пятёрочных» работ, как вокруг абсолюта.  На наш взгляд, педагог, ведущий ученика, имеет право двух голосов.  Его мнение - главней коллегиальной оценки, он лучше знает ученика и вправе поощрить и наказать, даже если он субъективен (он знает, что делает).

А всё же критерии оценивания учащихся на художественном отделении на промежуточный и годовых просмотрах примерно одинаковы: что во втором, что в третьем, что в четвёртом классах.  Возьмём для примера оценивание работ по живописи (4 год обучения):

  1. Освоение формата листа:

«5» −

учащийся свободно осваивает формат А-2, грамотно выполняет работу на всех этапах, вплоть до её завершения.

«4» −

допущены незначительные ошибки в компоновке на листе.  На всех этапах ведения работы не уверен.

«3» −

плохо освоен формат листа.  Изображение не закомпоновано.

  1. Владение основами конструктивного построения и живописного подхода к цвету предметов.

«5» −

учащийся свободно оперирует как основами построения, так и цветовым разнообразием.

«4» −

учащийся владеет техникой построения, разбирается в цветообразовании, но допускает незначительные ошибки.

«3» −

допускаются нарушения в построении и нахождении локального цвета предметов постановки.

  1. Передача живописными средствами объёмов предметов.

«5» −

учащийся хорошо владеет средствами свето-цвето-теневых отношений и уверенно пользуется ими.

«4» −

недостаточно свободно использует цветовые отношения для передачи формы предметов.

«3» −

учащийся слабо владеет средствами цветового решения объёмов предметов.

  1. Овладение техническими навыками работы с акварелью.

«5» −

учащийся хорошо владеет техникой акварели, как по сырому, так и по сухому, умело пользуется ею.  Цвет видит.

«4» −

учащийся допускает технические промахи во владении техникой акварели.  Цвет видит.

«3» −

учащийся слабо владеет техникой акварели, плохо анализирует локальные образования.

  1. Процент выполнения всех программных заданий.

«5» −

выполнены задания на 100 %.

«4» −

задания выполнены не все (на 80 %).

«3» −

задания выполнены на половину (на 50 %).

P.S.  Пока в школе искусств (на художественном отделении) пользуемся такой шкалой оценок.  Думается, что шкала-схема – только схема: сухая, без анализа каждой оценки с психологическим подходом конкретно в каждом отдельном случае, с конкретным «живым» учеником.

Содержание программы по живописи рассчитано на четырёхлетнее обучение и представляет собой завершённый цикл уроков, необходимых для подготовки ребят школы искусств для продолжения обучения по профилю.

Программа по живописи – это последовательные, проверенные временем шаги: от знаний по цветоведению (1 год обучения), владения акварелью (от монохрома (гризайль) - к полихромии) на 2-м году обучения, светотеневой грамоты цвета (3 год обучения) - до решения сложных многоцветных постановок (4 год обучения).

Преподавание ведётся на фоне богатого методического материала в виде работ студентов художественного училища, отобранных в методический фонд в качестве образцов исполнительского мастерства, пригодных для иллюстрирования каких-то моментов при прохождении какого-то материала со школьниками художественного отделения.  Для более локальных точек в процессе обучения преподаватель изготавливает дидактические пособия, необходимые для более глубокого усвоения материала, например, «Изменение цвета локального для световых частей освещённого предмета, перехода его в полутон, а затем – в теневой участок с учётом рефлексных образований в тени».  Такие узконаправленные дидактические  пособия дают ребёнку возможность разобраться наглядно в каких-то очень сложных нюансах живописного искусства.  Понять «глазами» помогают и многочисленные диски (DVD), демонстрирующие определённые моменты живописной грамоты.

Большой помощью в тупиковых ситуациях является и «живая» рука преподавателя, показывающего, например, цветовой аккорд, который необходимо взять для прорыва из «тупикового» цвета.  Такой пример преподавателя усиливает веру ученика в рисующего и пишущего педагога, укрепляя его авторитет в лице ученика.

Действенную помощь в обучении живописи оказывают посещения выставок взрослых художников в выставочных залах, где ребята сталкиваются напрямую с живописными проявлениями художников старшего поколения.  Детская память-  цепкая, и увиденное оставляет неизгладимый след в сознании ребёнка, как по форме, так и по содержанию.  Отчётные выставки художественного отделения в выставочных залах тоже оказывают эмоциональное воздействие, потому что ребёнок видит свои работы и работы сверстников как бы со стороны.  Он – зритель и, в то же время, -  автор, т.е. один в двух лицах.  Он может гордиться в душе и одновременно оценить своё место в творческом процессе.  Он оценивает себя.  Это - очень важно для творческого человека.

Хорошим примером на художественном отделении, своеобразной традицией, является обсуждение творчества известных в стране и за рубежом художников.  Эти обсуждения работ современных художников развивают кругозор детей, сопричастных к изобразительному творчеству.  Ребёнок рассматривает автора разбираемой работы как современника или как «дедушку» по возрасту.  Он запомнит фамилию художника на всю жизнь, потому что знаком уже с его творчеством.  Возможно, он что-то возьмёт из его творчества на вооружение.

Программа устанавливает срок реализации 4 года.  Объем учебной нагрузки учащихся - 3 академических часа в неделю.

Характеристика возрастных особенностей учащихся.

Развитие психики ребёнка – сложный и противоречивый процесс.  Это - непрерывный переход количества накопленных знаний в какое-то качественное проявление.  Психика ребёнка всегда зависит от общественных и личных условий жизни, воспитания и обучения.  Они-то и являются важнейшими факторами в развитии ребёнка.

Существует теория, что развитие ребёнка обусловлено природными задатками и генетической предрасположенностью, и что это  - фатальность, не поддающаяся никакому изменению: ребёнок, якобы, запрограммирован.  Возможно, что ребёнок на самом деле «мечен богом», унаследовав от предков дар рисования, но этот дар, если его не развить, погибнет, так и не получив своего развития.  Развивается ребёнок, только познавая окружающий его мир с его предметами и явлениями, их связями и отношениями.  Развивается психика ребёнка, его «устойчивость» в этом мире, накапливаются знания, какие-то умения.

С самого раннего возраста у ребёнка возникает потребность в общении с взрослыми, позже потребность в совместной работе, где формируются новые нервные связи, которые совершенствуются, усложняются, тем самым формируя психику ребёнка и его характер, а, в конце концов, и поведение.  Поэтому для каждого возрастного периода характерна определённая деятельность: в дошкольном возрасте – это игра, в младшем и среднем возрасте – учение, а в старшем школьном возрасте - учение и труд.

Определены шесть возрастных групп, где происходит видоизменение психики ребёнка, увлечения, наклонности и общее развитие:

  1. Период младенчества – от рождения до года.
  2. Период предшкольного детства – от года до трёх лет.
  3. Дошкольное детство – от трёх до 6-7 лет.
  4. Период младшего школьного возраста – от семи до 10-11 лет.
  5. Средний школьный возраст – 11-15 лет.
  6. Старший школьный возраст – 15-18 лет.

Зная особенности каждого возрастного этапа развития ребёнка, педагог может более целенаправленно развивать его психику, требуя от него то, что возможно в его возрастной группе, и наоборот, не требовать от него невозможного.  Так, если в младенчестве – это игра, и ребёнок, развивая свои тактильные ощущения, отказывается от кисти, рисует пальцами и «печатает» на бумагу свою ладошку – это нормально: он вступает в контакт с миром, осваивая его рукой, он верит, что рисует дерево; только для него это – дерево.  Его не интересует, что его не понимают, он - то знает, что нарисовал дерево.  Кисть и карандаш он не признаёт – рисует рукой.  Чуть позже он поймёт, что можно использовать для этого кисть, но рисует ею так же, как рукой, превращая кисть в палец, растирая ею так же, как пальцем.  Карандаш пока не для него.

Становясь старше, адаптировавшись к процессу создания «произведения», научившись рисовать рукой и кистью, ребёнок, обогащая свои тактильные контакты, переходит к более осмысленному подходу освоения мира.  Ребёнок понял, что нужен карандаш, чтобы нарисовать что-то.  И он начинает осваивать карандаш, приучая его к руке и получая новые тактильные ощущения.  Позже он поймёт, что с карандашом изображение получается более точным, и что его рука начинает чувствовать карандаш.  И вот наступил период, когда ребёнок почувствовал, что карандаш – главный инструмент реализации своей задумки, а кисть с красками – вторичны.  Сначала надо нарисовать, а уж затем раскрасить.  Ребёнок приобрёл знания, научился чему-то, приобрёл умение пользоваться карандашом и красками.  Осталось только научить его думать: видеть и понимать.  Вот здесь педагог «выплывает» на передний план, потому что нужно ребёнку дать тот запас знаний, который необходим для следующего шага – осмысления необходимости знаний, которые продвинут самолюбие ученика на новый уровень.

Начинается новый период освоения предметного мира – «школа».  Школа - в смысле необходимого осмысленного подхода к окружающему миру: точные пропорции, точная передача объёмов, точное освещение и т.д.  Ребёнок понимает, что закончена игра, надо переключаться в «новый возраст», когда в общеобразовательной школе – требуют, в школе искусств – тоже не легко.  Период, когда ребёнок осознаёт, что если хочешь рисовать – надо приложить дополнительные усилия, порой – неимоверные.  Постигая мир, ребёнок понимает, что он - часть этого мира -  живого, думающего, развивающегося.  И он принимает его таким, каким он есть, участвуя в его совершенствовании средствами изобразительного искусства.

Старшеклассники уже хорошо понимают, что учатся в школе искусств для себя, осознают, что изобразительное искусство, в дальнейшем, может стать смыслом их взрослой жизни, что им надо сдать экзамены по предметам художественной направленности. 

Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы:

  • выпускник художественного отделения, завершив четырёхгодичный цикл обучения в школе искусств, может поступить в профильные учебные заведения (колледжи, училища, Вузы),
  • выпускник знает несколько живописных техник и материалы, легко применяет акварельную технику «а ля прима» – сочный цвет в одну прописку, знает и работает гуашью, её тональное высветление, предугадывает её цвет и тон после высыхания,
  • выпускник может сделать работу в технике «пастель» (относится и к графике, и к живописи), может объяснить технические секреты и продемонстрировать своё умение,
  • выпускник, используя приобретённые знания в рисунке и живописи, может написать композицию на любую тему,
  • выпускник  легко может заменить учителя на уроках в младших классах и объяснить младшим школьникам, как начинать, вести и заканчивать живописную студию любой постановки,
  • выпускник аккуратен, усидчив, грамотен (живописно), знает, что такое длительная работа, поэтому терпелив; с  уважением относится к работам своих товарищей, может подсказать, выразить своё мнение о работе, заметить недостатки,
  • выпускник видит мир «цветными глазами» и может его изобразить; он - счастливый человек!
Категория: Общеразвивающие программы для художников старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 1060 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz