Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для художников [17]
Общеразвивающие программы для художников нового образца [13]
Общеразвивающие программы для художников старого образца [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Вторник, 23.04.2024, 16:29
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для художников » Общеразвивающие программы для художников старого образца

Программа для художественного отделения школ искусств 2станковая композиция" (4-летний срок обучения)
16.06.2015, 15:28

СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Программа для художественного отделения школ искусств

(4-летний срок обучения)

 

Пояснительная записка

Говоря о понятии «Композиция», хочется объяснить суть термина и предмета с этим названием.  Термин «Композиция», как правило, употребляется в разных смыслах.  В одном случае – это размещение изображения на листе бумаги, холсте (компоновка); в том же смысле говорят о композиции плаката, панно, объявления…  В других случаях, говоря о пейзажной композиции, – это гармоническая связь всех элементов данного уголка природы (планы пространства и предметы, с ним связанные).  В таком значении понятие «Композиция» связывают с расстановкой предметов в постановке, натюрморте, когда предметы объединяются в группу. 

А вообще, слово «Композиция» обозначает определённый художественный порядок, организацию отдельных элементов, объединение их в гармоническое целое.  Это понятие «Композиция» наполняется более широким содержанием, когда речь заходит о творческом процессе создания картины, в которой художник стремится воплотить свой замысел.  Предметом замысла может быть и интерьер, и натюрморт, и пейзаж, и портрет.  Стало быть «Композиция» – предмет с ярко выраженным творческим началом.  Художник от рождения замысла до завершения работы «связан» темой или сюжетом.

Цели и задачи предмета «Композиция»

Основной целью предмета «Станковая композиция» является формирование у учащихся умения не только видеть окружающую действительность, но и понимать её, уметь изобразить те явления, которые происходят в нашей жизни; изобразить их, анализируя явления с «высоты своих прожитых лет», выражая своё отношение к происходящему.

На этом пути стоит очень много задач, которые надо решить:

  1. Ознакомить учащихся с основными композиционными схемами, используя которые можно построить интересные композиции.
  2. Научить детей анализировать любую, заданную педагогом, тему.  Сюда входит:
  • Умение разложить тему на её составляющие;
  • Найти сюжет в теме, сделав множество набросков – вариантов сюжета.
  • Грамотно выявить композиционный центр.
  1. Научить детей почувствовать нагрузку на композиционный центр и его цвет.
  2. Научить чувствовать «цвет работы» и логично обосновать цветовой строй композиции.
  3. Научить детей свободно оперировать приобретённым багажом знаний рисунка и живописи при создании тематической сюжетной композиции.
  4. Научить детей самоконтролю в работе, формировать у них навыки  анализа шагов при цветовом решении темы.

Научившись решать эти задачи, ребёнок почувствует свою раскованность и смелость в раскрытии любой темы.

Как и все предметы «изобразительного ряда», «Композиция» воспитывает у учеников отношение к миру окружающих его предметов и явлений.  Эта особенность заключается в том, что рисующий ученик внимателен, усидчив и аккуратен.  Эти качества ребёнок принёс с собой в этом мир как дар, или генетически, или как дар Всевышнего.

Соприкасаясь с рисующим предметом (будь то карандаш, будь то кисть), ребёнок быстро устанавливает с ним контакт и, в силу своих тактильных возможностей, пытается сформулировать своё отношение к миру.  На этом этапе он уже - творец.  В силу своей усидчивости он терпеливо идёт к решению только им поставленной перед собой задачи - долго, упорно.  Нельзя мешать: только поощрение, одобрение его устремлений поможет ему радоваться.

С накоплением жизненного опыта идёт пересмотр своих внутренних резервов, открываются перед учеником новые рубежи возможностей, для освоения которых требуется новое напряжение его врождённого и приобретённого умения.  На этом этапе ученик понимает, что предмет «Композиция» требует от него не только умения нарисовать и написать, но и чего-то большего – умения прочувствовать и проанализировать ситуацию, «подкрадываясь» к решению темы многочисленными вариантами композиционного решения.  Подогреваемый теоретическими объяснениями педагога, ученик ищет свой вариант, свой смысл, своё прочтение темы.  Творческий, по своей сути, процесс требует «его всего» с навыками, умениями, возможностями и усидчивостью.

Групповые занятия дают ежедневный результат труда многих, и ученик имеет возможность видеть и сравнивать результат своего труда с трудом сверстников, находя «своё место» в общем процессе творчества, делая для себя какие-то выводы.  Учащиеся учатся друг у друга больше, чем у учителя.  И это правильно, потому что учитель не в состоянии помочь всем, самостоятельное принятие решений всегда действеннее фраз, сказанных учителем для всех.  И только когда ученик заходит в тупик, учитель обязан помочь.  Формы и методы – бесконечны.  Кому-то достаточно показать пальцем в какую-то точку – будет понятно, а к кому-то надо сесть и показать, как выйти из сложившейся ситуации; кому-то нужен зрительный образец работы, исполненный кем-то, объясняющий тот или иной творческий момент.

Большое значение имеет степень общей образованности ученика, его интеллектуальные данные и обученность навыкам и приобретённому умению.  В условиях групповых занятий учитель легко может сориентироваться в характере помощи, необходимой тому или другому ученику.  Как правило, ученик будет повторять одну и ту же ошибку до тех пор, пока педагог не сделает акцент на этой ошибке, тактично помогая ученику избавиться от неё.

Так как композиция предполагает творческое отношение каждого к поставленной теме, педагог, объясняя тему широко и обстоятельно, просит учеников отнестись к этой нелёгкой теме (лёгких, как было сказано, не бывает) с полной серьёзностью, самостоятельно решить для себя выбор сюжета в теме, а не решать её совместно с соседом.  Акцентируя этот момент, педагог обрекает учащихся на самостоятельность, на индивидуальное прочтение темы, используя сказанное педагогом, но переработанное на своё усмотрение. 

Мозговой штурм даёт свой результат для каждого ученика.  Но коллективная тишина обдумывания темы, самого процесса проникновения в тему – благородна и благодатна, потому что впереди - результат, и каждый хочет быть на уровне.  Своеобразная конкуренция разума и умения в любом возрасте показательна и является движителем успеха, т.к. все ученики находятся в одинаковых, равных условиях, а задатки в условиях группы у всех разные.  И здесь нельзя винить педагога, даже хорошего.  С этим ничего не поделаешь.  Все дети - разные.  И всё же дети находятся в большом коллективе и проходят одни и те же этапы обучения.  Процесс творчества коснулся всех, они все – участники творческого, облагораживающего процесса, который подвластен не всем.

Тем не менее, композиция закаляет, суммируя все знания, умения, навыки и приобретённый жизненный опыт.  Идёт процесс становления личности.

Формы контроля успеваемости

  • текущий (оценка за урок; за выполненный этап работы).
  • периодический (за четверть; по результатам текущих оценок).
  • формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого полугодия (промежуточная аттестация в конце 1-го полугодия в классах с 4 по 7 и с 1 по 4 курс; а так же  в конце 2-го полугодия с 4 по 6 класс и с 1 по 3 курс. В конце второго полугодия в 7 классе и 4 курсе проходит итоговая  аттестация).

Критерии оценивания обученности учащихся художественного отделения ДШИ и ДХШ во время промежуточного (итогового) просмотра по композиции (1 год обучения)

1. Знание законов и правил композиции (в 1 полугодии выполняются задания на изучение законов и правил композиции)

  • «5» Учащийся теоретически хорошо знает и умеет применять в практической работе законы и правила композиции (цельность, неделимость, равновесие, ритм, контраст, нюанс, симметрия, асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, соподчиненность элементов). Умеет организовать заданный формат, соразмеряя все элементы в соответствии с размером листа.
  • «4» Учащийся теоретически знает законы и правила композиции, но в практической работе не умеет в полной мере применить их.  Возникают незначительные трудности в организации формата листа.
  • «3» Учащийся слабо владеет законами и правилами композиции, затрудняется в практической работе.  Не умеет выделить главное, не соразмеряет величину изображения к формату.  Не хватает цельности.

2. Творческие способности

  • «5» Учащийся обладает образным мышлением и воображением, хорошо развита наблюдательность и зрительная память.  Не испытывает трудности при составлении композиции.
  • «4» Не достаточно хорошо развито образное мышление и воображение, наблюдательность и зрительная память.  Испытывает незначительные трудности при составлении композиции.
  • «3» Слабо развиты воображение, зрительная память и наблюдательность.

3. Применение знаний, умений, навыков рисунка и живописи в работе над композицией

  • «5» Учащийся применяет знания, умения и навыки рисунка и живописи в соответствии с программой 1 года обучения  по рисунку и живописи.
  • «4» Учащийся испытывает некоторые затруднения в правильном представлении и изображении фигур, предметов и т.п.  Незначительные трудности в работе цветом (цветовые, тональные отношения, гармоничные цветовые сочетания) и технических приемах работы различными изобразительными материалами (живописными и графическими).
  • «3» Учащийся слабо владеет основами рисунка и живописи, возникают трудности при изображении, нуждается в помощи преподавателя.

4. Последовательность ведения работы над заданием

  • «5» Учащийся хорошо знает и умеет грамотно, самостоятельно вести работу над заданием в четкой последовательности от выбора темы, сюжета, эскизов по определению формата, далее выполнение натурных зарисовок к завершению композиции в формате.
  • «4» Не достаточно самостоятельности для грамотного ведения работы. Не достаточно уделяет внимание подготовительным эскизам, зарисовкам, в связи с этим возникают трудности в работе на большом формате.
  • «3» Учащийся не умеет последовательно вести работу над заданием.

Критерии оценивания обученности учащихся художественного отделения ДШИ и ДХШ во время промежуточного (итогового) просмотра по композиции (второй год обучения)

1. Знание законов и правил композиции

  • «5» Учащийся теоретически хорошо знает и умеет применять в практической работе законы и правила композиции (цельность, неделимость, равновесие, ритм, контраст, нюанс, симметрия, асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, соподчиненность элементов).  Умеет организовать заданный формат, соразмеряя все элементы в соответствии с размером листа.
  • «4» Учащийся теоретически знает законы и правила композиции, но в практической работе не умеет в полной мере применить их.  Возникают незначительные трудности в организации формата листа.
  • «3» Учащийся слабо владеет законами и правилами композиции, затрудняется в практической работе.  Не умеет выделить главное, не соразмеряет величину изображения к формату.  Не хватает цельности.

2. Творческие способности

  • «5» Учащийся обладает образным мышлением и воображением, хорошо развита наблюдательность и зрительная память.  Не испытывает трудности при составлении композиции.
  • «4» Не достаточно хорошо развито образное мышление и воображение, наблюдательность и зрительная память.  Испытывает незначительные трудности при составлении композиции.
  • «3» Слабо развиты воображение, зрительная память и наблюдательность.

3. Применение знаний, умений, навыков рисунка и живописи в работе над композицией

  • «5» Учащийся представляет и умеет изображать фигуры, предметы, используя законы и правила перспективы.  Умеет работать цветом для передачи эмоционального состояния, настроения в работе.  Умеет использовать технические приемы работы различными изобразительными материалами (живописными, графическими).
  • «4» Учащийся испытывает некоторые затруднения в правильном представлении и изображении фигур, предметов и т.п.  Незначительные трудности в работе цветом (цветовые, тональные отношения, гармоничные цветовые сочетания) и технических приемах работы различными изобразительными материалами (живописными и графическими).
  • «3» Учащийся слабо владеет основами рисунка и живописи, возникают трудности при изображении, нуждается в помощи преподавателя.

4. Последовательность ведения работы над заданием

  • «5» Учащийся хорошо знает и умеет грамотно, самостоятельно вести работу над заданием в четкой последовательности от выбора темы, сюжета, эскизов по определению формата, далее выполнение натурных зарисовок к завершению композиции в формате.
  • «4» Не достаточно самостоятельности для грамотного ведения работы.  Не достаточно уделяет внимание подготовительным эскизам, зарисовкам, в связи с этим возникают трудности в работе на большом формате.
  • «3» Учащийся не умеет последовательно вести работу над заданием.

Критерии оценивания обученности учащихся художественного отделения ДШИ и ДХШ во время промежуточного (итогового) просмотра по композиции в 3-4 классах

1. Знание законов и правил композиции

  • «5» Учащийся хорошо владеет теоретическими знаниями и осознанно применяет их в практической работе над композицией.
  • «4» Учащийся владеет теоретическими знаниями и применяет их в практической работе, но не всегда достаточно самостоятельности.  Требуется незначительная корректировка со стороны преподавателя.
  • «3» Учащийся не умеет использовать теоретические знания в практической работе.  Испытывает затруднения, нуждается в помощи преподавателя.

2. Творческие способности

  • «5» Учащийся обладает хорошим образным мышлением и воображением (необходимым при выполнении работы по представлению – иллюстрации к литературным произведениям, сюжеты на исторические темы), хорошей наблюдательностью и зрительной памятью (необходимой при работе над сюжетной композицией по наблюдению).  Самостоятельность и оригинальность мышления.  В работах присутствует выразительность образа, эмоциональное состояние (настроение).
  • «4» У учащегося не достаточно хорошо развиты наблюдательность, зрительная память, образное мышление и воображение.  В работе не в полной мере умеет выразить эмоциональное состояние (настроение), не хватает выразительности.
  • «3» Слабо развиты воображение и образное мышление, зрительная память и наблюдательность.  Трудности в сочинении, нуждается в помощи преподавателя.

3. Применение знаний, умений, навыков рисунка и живописи в работе над композицией

  • «5» Учащийся представляет и умеет изображать фигуры, предметы, значительное в окружающей жизни с применением законов и правил линейной и воздушной перспективы, знаний анатомии (при изображении фигуры человека и животного).  Умеет работать цветом для передачи эмоционального состояния, настроения, передает объем фигур, предметов, освещенность и пространство.  Свободно использует технические приемы работы различными изобразительными материалами (живописными и графическими).
  • «4» Учащийся способен сочинять, но испытывает некоторые затруднения в правильном представлении и изображении фигуры, предметов и т.п.  Могут возникать незначительные трудности при работе цветом, передаче объема, освещенности, пространства.  Не достаточно самостоятельности.
  • «3» Учащийся слабо владеет основами рисунка и живописи, возникают трудности в составлении композиции и в ее изображении, нуждается в помощи преподавателя.

4. Последовательность ведения работы над заданием

  •  «5» Учащийся хорошо знает и умеет грамотно, самостоятельно вести работу над заданием в четкой последовательности (выбор темы, определение сюжета, работа над эскизами, натурными зарисовками, завершение композиции в формате).
  • «4» Не достаточно самостоятельности для грамотного ведения работы.  Учащийся не достаточно уделяет внимание подготовительным эскизам, зарисовкам, в связи с этим возникают трудности в работе на большом формате.
  • «3» Учащийся не умеет последовательно вести работу над заданием.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы.

  • Оборудование: мольберты, стулья, емкости для воды,
  • Художественные материалы: акварель, гуашь, пастель, сангина, уголь, кисти, бумага форматов А-2,  А-3, 40х40, простой и цветной карандаш,
  • Наглядные пособия (плакаты): «Линия горизонта», «Анализ формы», «Зона ошибок», «Формула тени», «Шар в кубе», «Построение шестигранной призмы», «Построение эллипсов», «Техника сквозной прорисовки формы»,
  • Зрительный ряд: работы студентов художественного училища,
  • Трансформер «Конструкция человеческого тела».

Программа устанавливает срок реализации 4 года (объем учебной нагрузки – 2 академических часа в неделю) и рассчитана на учащихся подросткового возраста.

Характеристика возрастных особенностей учащихся

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты.  Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.  В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений. Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.

Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь  охватить значительный материал; приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения

Выпускник школы искусств способен:

  • выбрать интересный сюжет и раскрыть его тему,
  • грамотно решить схему композиции, выявить композиционный центр и соподчинить детали композиции с ее композиционным центром,
  • красиво и грамотно, в цветовом отношении, решить сюжет, осознать гармонию  и логику цвета, соответствующих данному сюжету,
  • свободно распорядиться всем арсеналом композиционных средств при решении композиции.
Категория: Общеразвивающие программы для художников старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 463 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz