Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для художников [17]
Общеразвивающие программы для художников нового образца [13]
Общеразвивающие программы для художников старого образца [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 27.07.2017, 17:30
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для художников » Общеразвивающие программы для художников старого образца

Программа для художественного отделения школ искусств "Основы изобразительной грамоты и рисования" (3-летний срок обучения)
16.06.2015, 15:01

ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЯ

Программа для художественного отделения школ искусств

(3-летний срок обучения)

 

Пояснительная записка

1.1 Аналитический блок

В настоящее время существует несколько программ по данному предмету. Одной из них является программа Т.Б. Донцовой «Основы изобразительной грамоты (изобразительное искусство)» - проект для художественных отделений детских школ искусств (2-3 классы), которая предлагает работу с натуры в первом разделе - 2 классе (32 часа) и в 3 классе (38 часов). К сожалению, в пояснительной записке автор не говорит о возрасте учащихся, а это немаловажный фактор, на который опирается преподаватель при подборе программы и составлении учебно-тематических планов.

Возраст учащихся художественного отделения «Коркинской детской школы искусств» во 2-3 классах составляет 8 – 10 лет.  По утверждению психологов, и из опыта работы видно, что серьезно заниматься художественным творчеством можно с 11-13 лет.  До этого возраста рисование с натуры необходимо ограничить.

На данных этапах обучения рисованию необходимо разнообразить учебную деятельность детей, постоянно будить их мысль, чувства, воображение, вызывать желание постигать азы основ изобразительной грамоты, знакомить с жанрами изобразительного искусства, с основами рисунка, цветоведения, композиции, обратить внимание на приобретение детьми умений работы с различными материалами (акварель, гуашь, тушь, простой карандаш  и т.д.) в разных техниках.

Составленная ранее программа «ИЗО (Рисование)» для учащихся художественного отделения ДШИ 1-3 классов преподавателем художественного отделения «Коркинской детской школы искусств» Мельниковой Е.А. (2004 год) в настоящее время не соответствует новым требованиям; появилась необходимость внести изменения в структуру, а так же откорректировать содержание программы и учебно – тематический план, устранить недостатки, которые выявились в ходе длительного ее применения на практике.

Итак, обе программы предусматривают изучение следующих понятий:

  • композиционная организация изображения;
  • форма, пропорции, конструкция;
  • цвет и освещение;
  • пространство и объем.

Но в каждой из них есть свои недостатки.

Данная программа по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисования» является первой редакцией составленной ранее программы «ИЗО (Рисование)» преподавателем Мельниковой Е.А. В ходе работы были добавлены критерии оценки обученности учащихся, годовые требования по классам, характеристика возрастных групп, кроме этого, в содержании программы темы учебно-тематического плана раскрыты достаточно полно, в отличие от предыдущего варианта.

1.2 Конструктивный блок.

    Основные идеи программы

    Художественное образование школьников предполагает овладение простейшими знаниями, умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиции, развитие и формирование творческих способностей.

    Автор книги «Естественный путь к рисованию» Кимон Николаидес писал: «Научиться рисовать - значит, в сущности, научиться видеть – видеть правильно, а это нечто гораздо большее, чем просто смотреть глазами».

    Приобщение к изобразительному искусству через воспитание и изобразительную деятельность духовно обогащает. Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания школьников. Элементы культуры, знания о людях и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются детьми.

    Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей, эта работа требует художественных способностей, знаний, умений в области изобразительной грамоты, необходимы  большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение.

    У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаш, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. Но порой яркие образы тускнеют при их изображении, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается, поэтому юный художник испытывает неудовлетворенность. Как же помочь ребенку?

    В настоящее время школы работают по вариативным программам. В одном случае в основу обучения берется рисование с натуры, в другом акцент ставится на эмоциональном развитии школьников.

    «Основы изобразительной грамоты и рисования» представляют собой своеобразный стержень, т.к. способствуют изучению формы, пропорций, конструктивного строения, перспективных сокращений, кроме этого значительно обогащают мир ребенка.

    Целями занятий  изобразительным искусством является:

  1. Духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство, а так же развитие мышления.
  2. Обучение законам перспективы, основам цветоведения; изучение средств, приемов, законов композиции.
  3. Формирование художественно-образного восприятия, творческой индивидуальности.
  4. Развитие художественно-творческих способностей учащихся, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности.
  5. Воспитание духовной культуры и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитание уважительного отношения к труду художника.

    Прогнозируемые результаты.

     Стремясь к поставленным целям и следуя содержанию программы, можно предположить следующие результаты к концу трехгодичного обучения Ребенок должен:

  • Различать и использовать в работе все цвета спектра и их оттенки, выбирать гармоничные сочетания цветов для передачи выразительности образов.
  • Владеть правилами составления сюжетной композиции, уметь создавать тематический рисунок.
  • Владеть навыками работы с гуашевыми красками: уметь пользоваться палитрами, набирать необходимое количество краски, чтобы красочный слой не был прозрачным, но и не отслаивался при высыхании.
  • Приобрести навык работы с кистью: уверенно и легко проводить концом кисти прямые, изогнутые, волнистые линии, а так же владеть приемами мазка.

    Критерии оценки обученности учащихся.

При выставлении оценки необходимо соблюдать не только критерии обученности учащихся, предложенные ниже, но и  учитывать возрастные особенности ребенка.

1. Освоение формата лита (композиционное решение (выбор формата, определение величины изображения по отношению к размеру формата, размещение изображения предметов на плоскости листа; последовательное выполнение всех этапов работы). Последовательность ведения работы над заданием.

  • «5» Учащийся свободно осваивает формат листа в соответствии с классом обучения (1/8 листа ватмана; ¼ листа ватмана). Грамотно выполняет задания на всех этапах работы в четкой последовательности от выбора тем, сюжета, эскизов по определению формата, завершение композиции в формате (это может отследить преподаватель во время практической работы учащихся).
  • «4» Учащийся осваивает формат листа, но могут быть допущены незначительные ошибки в композиционном размещении; недостаточно самостоятельности для грамотного ведения работы на всех этапах. Не достаточно уделяет внимание подготовительным эскизам, в связи с этим возникают трудности в работе на большом формате.
  • «3» Учащийся плохо осваивает формат листа; трудности в композиционном размещении; невыполнение завершающих этапов работы.

2. Знание законов и правил композиции.

  • «5» Учащийся теоретически хорошо знает и умеет применять в практической работе законы и правила композиции (в соответствии с классом обучения): цельность, неделимость, равновесие, ритм, контраст, нюанс, выделение сюжетно-композиционного центра. Умеет организовать заданный формат, соразмеряя все элементы в соответствии с размером листа.
  • «4» Учащийся теоретически знает законы и правила композиции, но в практической работе не умеет в полной мере применить их. Возникают незначительные трудности в организации формата листа.
  • «3» Учащийся  слабо владеет законами и правилами композиции, затрудняется в практической работе. Не умеет выделить главное, не соразмеряет величину изображения к формату. Не хватает цельности.

3. Творческие способности (творческий самостоятельный подход к решению задач).

  • «5» Учащийся владеет хорошим образным мышлением и воображением, необходимым при выполнении работы по представлению – иллюстрации к литературным произведениям, сюжеты на исторические темы и т.п., хорошей наблюдательностью и зрительной памятью, необходимой при работе над сюжетной композицией по наблюдению. Самостоятельность и оригинальность мышления. В работах присутствует выразительность образа, эмоциональное состояние (настроение).
  • «4» У учащегося не достаточно хорошо развиты наблюдательность, зрительная память, образное мышление и воображение. В работе не в полной мере умеет выразить эмоциональное состояние (настроение), не хватает выразительности.
  • «3» Слабо развиты воображение и образное мышление, зрительная память и наблюдательность. Трудности в сочинении, нуждается в помощи преподавателя.

4. Применение знаний, умений, навыков в работе над рисунком.

  • «5» Учащийся применяет умения, навыки работы с различными материалами в соответствии с программой.
  • «4» Учащийся испытывает некоторые затруднения в работе с материалом и в использовании необходимых приемов (гуашь, акварель, тушь).
  • «3» Учащийся слабо владеет материалами, возникают трудности при изображении, нуждается в помощи преподавателя.

5. Технические навыки работы различными материалами, инструментами (простой карандаш, тушь, перо, гуашь, акварель, кисть).

  • «5» Учащийся хорошо овладевает навыками работы линией, штрихом, техническими навыками письма (заливка, рисующая линия), приемами работы (лессировка, по – сырому и т.д.)
  • «4»  Присутствуют недостатки в овладении техническими материалами, в освоении технических навыков письма, приемов работы и т.п.
  • «3» Учащийся слабо владеет техническими навыками работы материалами и приемами работы.

Формы контроля успеваемости.

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств.

Рисование – это навык, который, безусловно, следует поощрять, хотя бы как способ самовыражения возможного гнева и радости. Кроме того,  оно помогает ребенку развивать координацию движения, глазомер. Когда ребенок рисует, ему приходится планировать свои действия, использовать память и визуализировать хранящиеся в голове образы.

Детское рисование – это феномен творческой активности детей в возрасте до 10 -11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.

Немаловажное значение играет эмоциональный  настрой ребенка к изобразительному творчеству. Любое неосторожное слово способно не только отрицательно настроить ребенка к любому виду деятельности, но и способствовать развитию ряда комплексов. Специалисты советуют, рассматривая работы и оценивая рисунки детей, выполнять следующие правила:

  • Обсуждать с ребенком рисунок, а не его самого.
  • Оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками, с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.
  • Необходимо для оценки работы знать точно цель, суть задачи, условия создания рисунка.
  • В самой оценке должно быть доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка.
  • Необходимо так же помнить, что дети творят не «напоказ», а в соответствии с собственными потребностями.

    Исходя из выше сказанного, необходимо просматривать работы каждого ребенка индивидуально, говоря о положительных, а затем - об отрицательных моментах.  При общих просмотрах индивидуальный подход практически не возможен, поэтому предлагаются следующие виды учета успеваемости:

  • текущий (оценка ставится за урок; выполнение одного из этапов работы; за активность ученика на уроке);
  • периодический – за четверть (исходя из текущих оценок, средний бал);
  • итоговый – за год.

Годовые требования по классам.

Результаты первого года обучения.

В течение первого года обучения ученики знакомятся с многообразием изобразительных материалов, приобретают некоторые навыки работы с такими материалами, как гуашь, акварель, тушь. По окончанию первого года обучения хорошо знают три основных цвета и умеют получать из них составные цвета. Ученики используют в работе палитру, смешивая краски, добиваются многообразия красочных смесей. В процессе творчества, идя от пятна к линии, ребята смело работают по всей поверхности листа бумаги, не оставляя белых незакрашенных мест, приобретают навыки работы кистью (наносят широкий мазок всей поверхностью кисти, проводят тонкую линию только кончиком ворса). Осваивают приемы передачи пространства, располагая персонажей  и предметы на листе с учетом простого понятия о перспективе (ближе – ниже и больше предмет, а дальше – выше и меньше).

К концу первого года обучения ребенок получает опыт наблюдения за природой в разные времена года, знаком с  произведениями художников, воспринимает изобразительное искусство, как средство выражения чувств, фантазии, творческого воображения человека. Имеет представление о видах и жанрах изобразительного искусства.

Результаты второго года обучения.

Во время второго года обучения учащиеся получают первоначальные знания законов перспективы, узнают об особенностях изменения цвета под воздействием пространства, воздуха (знакомы с понятиями: фронтальная, угловая и воздушная перспективы). Владеют средствами графики.

Результаты третьего года обучения.

Владеют первоначальными знаниями о законах перспективы. Хорошо разбираются в видах и жанрах изобразительного искусства, используют в своей работе правила, приемы и средства композиции.

1.3 Технологический блок.

В   учебно-методическое обеспечение входит оборудование и художественные материалы:

  • оборудование: столы, стулья, емкости для воды, мольберт;
  • художественные материалы: акварельные, гуашевые краски, тушь, перья, кисти, ватман формата 1/8 и 1/4, простые карандаши;
  • методические, учебные и дидактические материалы:

- наглядный материал, представляющий основные виды живописи, графики;

- динамические пособия «пропорции лица человека»;

- динамическое пособие «пропорции фигуры человека»;

- динамическое пособие, иллюстрирующее перспективное изменение величины предмета в пространстве;

- динамическое пособие «воздушная перспектива»;

- динамическое пособие «кошка», «лошадь», «верблюд» и т.п.;

- таблица «Графика. Фактура.»;

- наглядный материал с различными породами деревьев (береза, дуб, ель и т.п.);

- наглядный материал к темам «Натюрморт», «Пейзаж», «Портрет», «Сказочно-былинный жанр» и т.д.;

  • зрительный ряд: в качестве зрительного ряда используются репродукции журналов «Юный художник», «Галерея» .

1.4 Информационный блок

Данная программа рассчитана на три года обучения.  В ее основе лежат следующие программы: Т.Б. Донцовой «Основы изобразительной грамоты (изобразительное искусство)»; Е.А. Мельниковой «ИЗО (Рисование)»; Г.А. Моисеевой и М.Н. Семеновой «Изобразительное искусство».  Данная программа «Основы изобразительной грамоты и рисования» собрана, систематизирована в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению образовательных программ, обогащена тематическим материалом, полученным в результате методической и практической работы.

Программа ориентирована на три возрастные ступени:

  • 1 класс – дети 7 – 9 лет;
  • 2 класс – дети 8 – 10 лет;
  • 3 класс – дети 9 – 11 лет.

Специалисты доказали, что изобразительное творчество каждого ребенка проходит несколько «стадий развития».

  1. Возраст 7 – 7,5 лет относят к периоду устойчивой схемы. В это время необходимо особенно активно знакомить детей с техниками, приемами работы, материалами, развивать фантазию и        воображение, наблюдательность, расширять кругозор.
  2. В 7,5 – 9 лет дети «совершают открытие»: изображение должно быть похоже на то, что рисуем, в рисунке появляется много деталей. Особенности композиции рисунка: переемственнность дошкольной композиции, изобилие деталей, поиск соразмерности в изображении, стремление не вращать лист, ведет к закреплению фризовых композиций. В этот период необходимо развивать восприятие детей, зрительную память. Логика восприятия в этот период развивается методом сравнения; эмоциональное восприятие развивается с помощью литературного (музыкального) ряда.
  3. В 10 -11 лет наблюдается высокий темп интеллектуального развития, происходит формирование логического мышления, эмоциональная глухота. Свойственен бурный рост самосознания, желание утвердить свою «взрослость». В этот период интерес можно вызвать:
  • сохранением возможности общения,
  • практически значимым результатом,
  • обучение должно носить исследовательский характер.

Развитие аналитических способностей приводит к критической оценке своей изодеятельности, появляется стремление к схожести в рисунке, к натурализму. В этот период необходимо знакомить с законами перспективы, давать первоначальные знания построения пространства и объема. Кроме этого, необходимо раскрыть место изобразительной деятельности в жизни человека; дать все многообразие техник и средств выражения мысли; вооружить законами и методами изображения, рисования с натуры.

    С учетом того, что группы разновозрастные, учащиеся отличаются по психофизическому развитию, подбор материала ориентирован на средний возраст:

  • 1 класс – 8 лет,
  • 2 класс – 9 лет,
  • 3 класс – 10 лет.

    Исходя из выше сказанного, в 1 и 2 классах широко используется на занятии метод сравнения; эмоциональный настрой и эмоциональное восприятие развиваются с помощью литературного и зрительного рядов.

    В 3 классе обучение должно носить исследовательский характер, включать знакомство с первоначальными знаниями законов и методов изображения объема и пространства.

    Таким образом, к концу трехгодичного обучения дети приобретают следующие знания, умения, навыки:

  • знания основ цветоведения; законов, средств и приемов композиции; законов линейной перспективы; жанров изобразительного искусства.
  • умения: рисовать по памяти и по представлению растения, животных, рыб, птиц, здания, транспорт, человека; передавать различия в величине и пропорциях предметов (например, деревья большие и маленькие, тонкие и толстые); передавать несложные движения животных при профильных их положениях; движение фигуры человека (профиль).
  • должны быть сформированы навыки работы с художественными материалами (особенности акварельной техники: прозрачность, чистота цвета; способы работы акварелью); уметь различать и использовать все цвета спектра и их оттенки, выбирать гармоничные сочетания цветов для передачи выразительности образа. Учащийся должен владеть навыками работы с гуашевыми красками (уметь пользоваться палитрой, набрать необходимое количество краски на кисть, чтобы красочный слой не был прозрачным и не очень пастозным).  Должны быть сформированы навыки работы с кистью: уверенно и легко проводить концом кисти прямые, изогнутые, волнистые линии, а так же владеть приемами мазка. Владеть правилами, приемами и средствами составления сюжетной композиции, при составлении тематического рисунка.
Категория: Общеразвивающие программы для художников старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 347 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz