Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для художников [17]
Общеразвивающие программы для художников нового образца [13]
Общеразвивающие программы для художников старого образца [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 26.04.2024, 20:53
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для художников » Общеразвивающие программы для художников старого образца

Программа для художественного отделения школ искусств "Живопись" (4-летний срок обучения)
16.06.2015, 14:06

ЖИВОПИСЬ

Программа для художественного отделения школ искусств

(4-летний срок обучения)

 

Пояснительная записка

1.1 Аналитический блок

В настоящее время существует множество программ по предмету «Живопись».

Все они ставят первоочередную задачу - развитие способности учащихся видеть и изображать форму во всем многообразии ее цветосветовых отношений. Основным принципом обучения является неразделимость процесса работы над цветом и формой.

Но прежде чем преступить к выполнению заданий на объем, передачу пространственно-воздушной среды, необходимо познакомить учащихся со свойствами цвета, его особенностями, используемыми в живописи.

В программе «Живопись» (для детских художественных школ) Министерства культуры СССР (1982 г.) с первых уроков предлагаются задания по написанию натюрмортов с натуры, что невозможно практиковать в детской школе искусств из-за того, что дети поступают в данное учебное заведение с недостаточным уровнем подготовки к занятиям (отсутствие знаний по цветоведению,  низкий уровень технических навыков работы материалами).

В примерной программе по «Живописи» для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ Министерства культуры Российской Федерации, научно – методического центра по художественному образованию (2003 г.) на первом этапе предлагаются упражнения с целью изучения возможностей акварели, цвета и его преобразования. Но, к сожалению, с первых же занятий с натуры дается гипсовый предмет, целью ставится изучение цветовой среды на предмет, понятие «рефлекс», понятие цветовой среды. Необходимо отметить, что в данном случае учащиеся еще не владеют знаниями, умениями передачи пространства и объема с помощью тона (светлоты), а, следовательно, не смогут проследить изменение тона цветовой среды в зависимости от плана (пространства) и т.п. Поэтому первые задания работы с натуры необходимо выполнять, используя гризайль, что позволит глубже изучить значение тона и тональных отношений в живописи.

Составленная ранее программа по «Живописи» Мельниковой Е.А. (2004г., МОУ ДОД «КДШИ») в настоящее время не соответствует современным требованиям, а именно, требует доработки пояснительной записки программы, в которую необходимо ввести следующие структурные компоненты: конструктивный блок, технологический блок, информационный блок; кроме этого, необходимо добавить методические рекомендации к программе.

1.2 Конструктивный блок

    Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль; он является одним из средств художественной выразительности: с помощью цвета строится в живописи пространство, форма, объем, …

Одно слово «цвет» определяет многие качества процесса живописи, поэтому цвет является основой этого вида искусства. Необходимый цвет для живописи обычно получается смешением красок на палитре. Затем художник превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок – колорит.

Наука о цвете (колористика, или цветоведение) помогает лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить при создании творческих работ. Цветом можно мыслить и конструировать, лепить форму, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроения, определенное состояние.

Курс живописи – один из основополагающих в системе предметов художественного цикла в ДШИ. Одной из основных целей является формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передачи натуры средствами живописи. Существуют и учебно-воспитательные цели:

  1. Знакомство детей с основами колористи (цветоведения). Обучение практическим умениям и навыкам работы акварельными красками, ознакомление с теоретическими основами живописи. Освоение умений изображения предметов во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом его цветовых особенностей.
  2. Развитие цветового зрения, художественно – образной памяти, творческой активности, художественных способностей, воображения и фантазии; развитие умений и навыков работы акварельными красками.
  3. Воспитание эстетического восприятия предметов, явлений окружающего мира и эмоционального отношения к ним, гармонии цветового богатства действительности.

В результате занятий живописью у учащихся должны быть сформированы не только потребность в прекрасном, в творчестве, но и желание широко использовать свои умения в практической деятельности, а так же приобретены теоретические знания:  истории возникновения живописи; жанров изобразительного искусства; основ колористики (цветоведения); воздушной перспективы, влияния воздушной среды в живописи на цветовые и тональные отношения; пропорций фигуры человека. Приобрести умения работы с материалом, освоить технику: знать особенности работы акварелью, ее приемов; владеть техническими приемами изображения драпировок, предметов, передачи объема, пространства, определять тон, тональные отношения, особенности освещения; видеть и анализировать изменения, связанные с источником освещения; смешивать цвета; добиваться в работе с натуры целостности, гармонии. Владеть навыком работы с акварельными красками: уметь пользоваться палитрой, набирать необходимое количество краски, что бы красочный слой был прозрачным на бумаге. Различать и использовать в работе все цвета спектра и их оттенки, выбирать гармоничные сочетания цветов для передачи пространства, объема, плановости.

Критерии оценки обученности учащихся

Шкала оценивая учащихся художественного отделения ДШИ во время промежуточного просмотра  (первый год обучения).

1. Освоение формата листа (выбор формата, определение величины изображения по отношению к размеру формата, размещение изображения предметов на плоскости листа); выполнение всех этапов работы в последовательности.

  • «5» Учащийся хорошо осваивает формат листа в соответствии с классом обучения (в 1 полугодии – 1/8 листа ватмана, 2 полугодие – ¼ листа ватмана), свободно компонует предметы в листе, грамотно выполняет задания на всех этапах работы (это может определить преподаватель во время практической работы учащихся).
  • «4» Учащийся осваивает формат листа, но могут быть допущены незначительные ошибки в композиционном размещении предметов в листе; не достаточно самостоятельности для грамотного ведения работы на всех этапах.
  • «3»  Учащийся плохо осваивает формат листа; трудности в композиционном размещении завершающих этапов работы.

2. Знание и применение в работе основ цветоведения. В первый год (1 четверть) выполняются упражнения на изучение свойств красок и способов их использования.

  • «5» Учащийся знает и умеет применять в работе основы цветоведения; умеет смешивать цвета, определять цветовые и тональные отношения, тепло-холодность всей постановки и внутри каждого предмета (изменение локального цвета предмета в зависимости от источника освещения).
  • «4» Учащийся знает основы цветоведения, но  в работе допускает неточности в определении цветовых и тональных отношений или в определении тепло - холодности.
  • «3» Учащийся не осознает и не использует в работе основы цветоведения; путается в цветовых и тональных отношениях, слабо представляет развитие цвета по тепло-холодности.

3. Передача цветом объема предметов, материальности, освещенности.

  • «5» Учащийся теоретически знает и умеет в практической работе передавать цветом объем предмета (свет, блик, полутень, тень собственная, граница света и тени, рефлекс, падающая тень), материальность, освещенность предметов, цветовую взаимосвязь между предметами.
  • «4» Учащийся не в полной мере умеет передавать цветом объем предметов, освещенность, материальность.
  • «3» Учащийся затрудняется в передаче объема предметов цветом. В работах отсутствует цветовая взаимосвязь между предметами (рефлексами), не читается освещенность. Необходима помощь со стороны преподавателя.

4. Владение технологическими навыками работы кистью, приемами и способами работы акварельными красками.

  • «5» Учащийся хорошо осваивает технические навыки письма, приемы работы акварельными красками.
  • «4» Учащийся испытывает некоторые затруднения в освоении технических навыков письма и приемов работы акварельными красками.
  • «3» Учащийся с трудом осваивает технические навыки письма и приемы работы акварельными красками.

Выполнение всех заданий (в полном объеме) в соответствии с учебной программой.

  • «5» - выполнены все задания по программе.
  • «4» - программа выполнена не в полном объеме (на 80%).
  • «3» -  программа выполнена не в полном объеме (на 50 %).

Шкала оценивания обученности учащихся художественного отделения ДШИ во время промежуточного просмотра (второй год обучения).

1. Освоение формата листа.

  • «5» Учащийся хорошо осваивает формат листа в соответствии с классом обучения, свободно компонует предметы в листе, грамотно выполняет задания на всех этапах работы (это может отследить преподаватель во время практической работы учащихся).
  • «4» Учащийся осваивает формат листа, но могут быть допущены незначительные ошибки в композиционном размещении предметов в листе; недостаточно самостоятельности для грамотного ведения работы на всех этапах.
  • «3» Учащийся плохо осваивает формат листа; трудности в композиционном размещении; невыполнение завершающих этапов работы.

2. Знания и применение в работе основ цветоведения.

  • «5» Учащийся знает и умеет применять в работе основы цветоведения; умеет смешивать цвета, определять цветовые и тональные отношения, тепло-холодность всей постановки и внутри каждого предмета.
  • «4» Учащийся знает основы цветоведения, но в работе  допускает неточности в определении цветовых и тональных отношений или в определении тепло-холодности.
  • «3» Учащийся не осознает и не использует в работе основы цветоведения; путается в цветовых и тональных отношениях, слабо представляет развитие цвета по тепло-холодности.

3. Передача цветом объема предметов, материальности, пространства, освещенности.

  • «5» Учащийся теоретически знает и умеет в практической работе передавать цветом объем предмета (свет, тень, блик и т.п.), освещенность предметов, цветовую взаимосвязь между предметами, неглубокое пространство.
  • «4» Учащийся не в полной мере умеет передавать цветом объем предметов, освещенность.
  • «3» Учащийся затрудняется в передаче объема предметов цветом. В работах отсутствует цветовая взаимосвязь между предметами (рефлексы), не читается освещенность. Необходима помощь со стороны преподавателя.

4. Владение техническими навыками работы кистью, приемами работы акварельными красками.

  • «5» Учащийся хорошо умеет использовать в практической работе технические навыки письма, приемы работы.
  • «4» Учащийся испытывает некоторые затруднения в освоении технических навыков письма и приемов работы акварельными красками.
  • «3» Учащийся с трудом осваивает технические навыки письма и приемы работы акварельными красками.

5. Выполнение всех заданий в полном объеме, в соответствии с учебной программой.

  • «5» - выполнены все задания по программе.
  • «4»  - программа выполнена не в полном объеме (на 80%).
  • «3» - программа выполнена не в полном объеме (на 50%).

Шкала оценивания обученности учащихся художественного отделения ДШИ во время промежуточного (итогового) просмотра (третий и четвертый годы обучения).

1. Освоение формата листа.

  • «5» Учащийся хорошо осваивает формат ½  листа ватмана, свободно компонует предметы в листе, грамотно и самостоятельно выполняет задания на всех этапах работы.
  • «4» Учащийся осваивает формат листа, но могут быть допущены незначительные ошибки в композиционном размещении предметов в листе; недостаточно самостоятельности для грамотного ведения работы на всех этапах.
  • «3» Учащийся плохо осваивает формат листа; трудности в композиционном размещении изображения в формате; невыполнение завершающих этапов работы.

2. Знание и применение в работе основ цветоведения.

  • «5» Учащийся грамотно применяет в работе основы цветоведения; определяет цветовые и тональные отношения, тепло-холодность всей постановки и внутри каждого предмета (изменение локального цвета предмета в зависимости от источника освещения).
  • «4» Учащийся владеет основами цветоведения, но в работе допускается неточность в определении цветовых и тональных отношений или в определении тепло-холодности.
  • «3» Учащийся слабо осваивает и использует в работе основы цветоведения; путается в цветовых и тональных отношениях, слабо представляет развитие цвета по тепло-холодности.

3. Передача цветом объема предметов, освещенности, материальности (в натюрморты вводятся предметы из стекла, металла, керамики, с блестящей и глянцевой поверхностью; вводятся более сложные складки на драпировках и т.п.) и пространства.

  • «5» Учащийся теоретически хорошо знает и умеет в практической работе передавать цветом объем предмета (свет, блик, полутон и т.п.), освещенность предметов, цветовую взаимосвязь между предметами, материальность, пространство.
  • «4» Учащийся не в полной мере умеет передавать цветом объем предметов, освещенность, пространство, материальность.
  • «3» Учащийся затрудняется в передаче цветом объема предметов, материальности, пространства. В работах отсутствует цветовая взаимосвязь между предметами (рефлексами), не читается освещенность. Необходима помощь со стороны преподавателя.

4. Технические навыки работы кистью, приемами и способами работы акварельными красками.

  • «5» Учащийся свободно и грамотно использует в практической работе различные технические приемы письма для передачи объема предметов, фактуры, материальности и пространства: хорошо владеет техниками акварельной живописи.
  • «4» Учащийся не достаточно свободно владеет техническими приемами письма и техниками акварельной живописи.
  • «3» Учащийся с трудом осваивает технические навыки письма и приемы работы акварельными красками.

5. Выполнение всех заданий в полном объеме; соответствие учебной программе.

  • «5» - выполнены все задания по программе.
  • «4» - программа выполнена не в полном объеме (на 80 %).
  • «3» - программа выполнена не в полном объеме (на 50%).

Формы контроля успеваемости по предмету «Живопись»:

  • текущий (оценка за урок; за выполненный этап работы).
  • периодический (за четверть; по результатам текущих оценок).
  • формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого полугодия (промежуточная аттестация в конце 1 – го полугодия в классах с 4 по 7 и с 1 по 4 курс; а так же  в конце 2-го полугодия с 4 по 6 класс и с 1 по 3 курс. В конце второго полугодия в 7 классе и 4 курсе проходит итоговая  аттестация).

    Цель контроля: установка степени обученности, уровня знаний, умений, навыков полученных на уроках. Отслеживание (прогресса или регресса) изменений в изобразительной деятельности учащегося на протяжении данного промежутка  времени.

Годовые требования по классам.

В первый год обучения учащиеся знакомятся со свойствами акварели и ее техническими возможностями, с основами цветоведения; постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета.

Второй год реализации программы предполагает закрепление знаний и умений, полученных ранее, а так же знакомство с новыми знаниями о цвете, влияние среды и освещения, формирование умений передачи пространства и объема посредством живописи – при помощи тона и цвета. 

Третий год обучения способствует продолжению знакомства с различными приемами работы живописными материалами, способами изображения, с фактурами предметов и их изображением. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками.

Четвертый год обучения: при работе над натюрмортом выдвигаются более высокие требования к их исполнению. Натюрморты носят тематический характер. Соблюдение точных цветовых отношений в натюрморте; передача формы, объема предметов, их фактуры; решение пространства, глубины в натюрморте.

1.3 Технологический блок

В учебно-методическое обеспечение входит оборудование и художественные материалы:

  1. Оборудование: мольберты, стулья, емкости для воды.
  2. Художественные материалы: акварельные краски, кисти, ватман формата А3 и А4, простые карандаши.
  3. Методические, учебные и дидактические материалы:
  • наглядный материал, представляющий основные виды живописи.
  • таблицы по цветоведению (основные и составные цвета, ахроматические и хроматические цвета, спектр, на изменение светлоты и насыщенности, теплые и холодные, контраст, нюанс).
  • таблицы, отражающие поэтапность ведения работы акварелью.
  • работы учащихся прошлых лет.
  • работы педагога.

1.4 Информационный блок. 

Настоящая программа устанавливает срок реализации четыре года и рассчитана на учащихся подросткового возраста: 10-13 лет (1 год обучения), 11- 14 лет (2 год обучения), 12-15 лет (3 год обучения), 13-16 лет (4 год обучения).

Преподавателю предмета необходимо учитывать разновозрастность групп, знать особенности протекания психологических процессов у детей, в них входящих, учитывать различия их познавательных способностей и уже имеющихся навыков.

В понимании процесса постижения ребенком навыков рисования может помочь сравнительно молодая отрасль науки – детская нейропсихология, которая рассматривает процесс формирования высших психических функций (ВПФ) ребенка в процессе развития.

Рисование является одной их ВПФ, осуществление которой обеспечивается совместной работой различных отделов головного мозга. Созревание головного мозга происходит неравномерно. Одни структуры функционируют уже при рождении ребенка, другие созревают только к 15 годам. Изобразительная деятельность в этот период представляет собой сложный процесс, состоящий из прорисовывания отдельных объектов, связанных между собой не только пропорциональными и пространственными, но также цвето – и светотональными отношениями. Именно в 10-13 лет уже можно начать развитие техники сложного целостного изображения.

Этих детей объединяют свойственные подростковому возрасту характеристики: они боятся отличиться друг от друга, стремятся самоутвердиться, занять достойное место в коллективе подростков. Но, так или иначе, большинство учащихся первого года обучения не владеют приемами работы акварелью, не имеют представления об основах цветоведения (свойствах цветов).

Поэтому программа первого года обучения содержит большое количество упражнений на отработку приемов работы акварельными красками и изучение основ цветоведения.

Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован, и оценки эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственным.

Ребенок, осваивая окружающий мир и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Очевидно, что чем определеннее набор эталонов цвета (зеленая трава, синее море, желтое солнце, красный цветок и т.д.), тем дольше ребенок, по мере взросления, будет находиться в пределах «детского восприятия». И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторские свойства восприятия.

Развитию чувства цвета помогают занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение ее цвета с окружающей природой, предметами, смешение красок для получения нового цвета – во всех этих процессах много приятных ощущений. Развить восприятие цвета можно с помощью наблюдений красоты цветовых отношений в природе, окружая ребенка произведениями живописи.

Развитие художественных способностей может длиться всю жизнь, переходя от обучения к самообучению (поскольку даже известные художники совершенствуют свое мастерство бесконечно), и этот процесс носит индивидуальный характер, а особенно, в подростковом возрасте, так как формирование третичных полей головного мозга продолжается до 15-летнего возраста и может проходить очень неравномерно.  Но, не смотря на это, к концу четвертого года обучения учащийся, осваивающий программу, должен получить следующие знания, умения и навыки:

  • владеть теоретическими знаниями о понятиях «основные и дополнительные цвета», «теплые и холодные», «цветовой тон», «насыщенность» и «светлота», «локальный цвет» и уметь применять эти знания на практике.
  • уметь передавать цветом и тоном объем предметов (свет, блик, полутень, тень собственная и падающая, граница света и тени, рефлекс), материальность, пространство с учетом цветового состояния при разном цвете освещения;
  • владеть умениями композиционного размещения на формате;
  • владеть умениями выполнения всех этапов работы (выбор точки зрения, работа над композиционными эскизами, композиция в формате, взаимосвязь предметов, их размещение в пространстве относительно друг друга, определение характера формы предметов и их пропорций, конструктивное построение, определение больших цветовых и тональных отношений);
  • владеть техническими навыками работы акварельными красками (заливка, мазок, рисующая линия);
  • владеть различными приемами и способами работы акварельными красками. 
Категория: Общеразвивающие программы для художников старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 576 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz