ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Искусство бисероплетения для детей - очень полезное во всех отношениях искусство. Бисер очень подходит для реализации творческого воображения и безграничной фантазии, заложенной в каждом ребенке. Занимаясь творчеством на уроках бисероплетения, учащиеся все чаще проявляют свою индивидуальность, фантазируют и придумывают. Поделки, сплетенные из бисера, радуют глаза сочными, немеркнущими красками, ярким блеском. По желанию ребенка, бисер превращается в веселую игрушку или нарядное украшение.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, «культуру творческой личности», которая предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У младших школьников еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика пальцев, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, и широкого использования индивидуального. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию «я хочу это сделать сам».
Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.
Учебный предмет «Бисероплетение» входит в вариативную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Программа рассчитана на три года обучения, для детей в возрасте от 6,6 лет. Реализация программы начинается с первого года обучения учащихся в ДШИ.
При реализации учебной программы «Бисероплетение» максимальная учебная нагрузка составляет 196 ч.; из них 98 ч. – аудиторные занятия, 98 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета: формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Задачи учебного предмета:
обучающие: формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей развития искусства бисероплетения; с миром труда взрослых;
развивающие: развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, развитие моторных навыков; формирование эстетического восприятия ими окружающего мира; развитие художественного вкуса; развитие произвольных движений;
воспитательные: воспитание у учащихся трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Формы:
- объяснение, лекция, рассказ, беседа;
- демонстрация готового изделия;
- разработка схем по теме;
- обращение к изобразительным средствам наглядности;
- обучение эстетическому восприятию и различным технологиям бисероплетения;
- работа с книгой;
- зрительный анализ художественных и декоративных произведений искусства;
- практические работы репродуктивного и творческого характера;
- экскурсии.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный,
- словесный,
- метод упражнения,
- методы мотивации и стимулирования,
- метод обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля,
- частично - поисковый, ситуационный,
- метод проблемного изложения.
Реализация программы «Бисероплетение» требует наличия оборудованного учебного кабинета:
Оборудование, инструменты и материалы: рабочие столы, мольберты, экспозиционный стол или стол преподавателя, ученическая доска; инструменты для выполнения изделий из бисера; графический материал для эскизирования и выполнения проектов (бумага, карандаш, тушь, акварель и др.); бусины и бисер различного размера, качества и цвета; фурнитура и т.д.
Технические средства обучения: аудио, - видеоаппаратура; компьютерное оборудование.
Учебно-наглядные пособия: словари и справочники, дидактические материалы (конспекты лекций, учебные иллюстрированные программы, учебные тематические планы; учебники и учебные пособия); наглядные пособия, стенды и методические пособия по последовательности изготовления изделий из бисера с практикумами обработки материалов; вспомогательный визуальный ряд (репродукции, фотоматериал, учебные проекты, работы учащихся).
Воспитательное и образовательное значение учебного предмета «Бисероплетение» тесно взаимосвязано с другими предметами учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»: с лепкой (работа с глиной развивает зрительное восприятие предмета в объеме, представление о пластике форм, что в дальнейшем помогает при изготовлении объемных изделий из бисера), с «Основами изобразительной грамоты и рисование», где формируются и приобретаются знания основ цветоведения и композиции; с «Беседами об искусстве» и «Историей изобразительного искусства», где дети знакомятся с различными направлениями в искусстве, его жанрами и др., что, в дальнейшем, помогает при работе над замыслом будущей композиции; со «Станковой композицией» (изучение основ данного предмета позволяет правильно находить композиционное решение будущего панно и т.д.).
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки обучающихся», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |