ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КЕРАМИКА»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым, созданным человеком, материалом. Время появления керамики относят к эпохе мезолита и неолита.
Художественная керамика во всех ее видах обладает высокой силой воздействия, которая способна затмить другие формы произведений искусства, их представления и образы. Поэтому керамика с давних пор имеет наибольшее признание в искусствоведческих и культурных кругах общества.
Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства, формирующих эстетический и этический вкус ребенка, а так же развивающих чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей.
Программой предмета «Керамика» предусматривается изучение учащимися законов пластики и приобретение специальных знаний и практических навыков, которые они смогут применять в дальнейшем при создании художественных керамических изделий (плакеток, декоративных настенных тарелок, декоративной скульптуры и других изделий).
Разнообразие художественных работ, предусмотренных программой, заложены в учебно-тематическом плане, который дает возможность каждому учащемуся выбрать наиболее приемлемый для него жанр при выполнении самостоятельной творческой работы.
Объектами для работ служат человек и окружающий его мир, поэтому в программе предусмотрено изучение 6 ключевых тем: растительность, человек, животные, натюрморт, перспектива, природные и геометрические формы, их обобщение и переработка до декоративного звучания. Задания, по мере обучения, последовательно усложняются: от лепки простейших листов и цветов - до пейзажа, от схематичного изображения человеческой фигуры - до жанровых композиций и портретов, что прослеживается при рассмотрении блоков тематических заданий. Начиная с 1 года обучения, учащиеся знакомятся с различными формами скульптурных изображений (барельеф, горельеф, круглая скульптура). С самого начала прохождения занятий преподаватель знакомит учащихся с оборудованием класса и инструментами для лепки, с техникой безопасности, дает понятие о теоретических основах художественной керамики, о процессах, происходящих с глиной с момента её затворения водой и до обжига.
Учебный предмет «Керамика» входит в вариативную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись».
Программа рассчитана на пять лет обучения. Реализация программы начинается:
- с четвертого класса (для детей, поступивших в 1 класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет),
- с первого класса (для детей, поступивших в 1 класс в возрасте с десяти до двенадцати лет).
При реализации учебной программы «Керамика» максимальная учебная нагрузка составляет 396 ч.; из них 231 ч. – аудиторные занятия, 165 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета - формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах из глины.
Задачи учебного предмета:
- развить интерес учащихся к керамике;
- научить учащихся свободно пользоваться способами и приёмами лепки;
- помочь учащимся понять особенности керамики, ее выразительные возможности;
- научить учащихся создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
- развить наблюдательность, творческую инициативу, расширить кругозор учащихся;
- познакомить учащихся с историей керамики как вида прикладного искусства;
- формировать, развивать и закреплять знания, умения и навыки учащихся при работе с глиной, красками, кистями и т.д.;
- воспитывать у учащихся мастерство, чувство красоты и гармонии, трудолюбие и ответственность;
- подготовить одаренных учащихся к продолжению профессионального художественного образования.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Формы:
- объяснение, лекция, рассказ, беседа;
- демонстрация керамических работ;
- обращение к изобразительным средствам наглядности;
- обучение эстетическому восприятию керамики;
- выполнение керамических изделий в материале.
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические),
- по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, проблемные,
2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
4. Методы художественного воспитания: метод убеждения, метод приучения, упражнения,
5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,
6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение информации, творческое оперирование учебным материалом.
Реализация программы «Керамика» требует наличия оборудованного учебного кабинета, библиотечного фонда, методической литературы.
- Оборудование: столы, стулья, наличие воды, станок для раскатки пластов, лабораторная мельница для приготовления ангобов и глазурей, мельница для приготовления глиняной массы и шликера, печь для получения пробников, печь для обжига изделий, турнетки для лепки круглых форм и их росписи, компрессор, распылитель, вытяжной шкаф для ангобирования и глазуровки.
- Материалы: бумага, краски, куски ткани, шамот, шликер, ангобы, химические элементы для обработки изделий и разнообразия цветовой палитры для керамики.
- Инструменты: карандаши, кисти, стеки, ножечки, скалки для раскатки пластов.
- Наглядные пособия: схема учета непропорциональной усадки объемных керамических форм графическим способом; таблицы, отражающие поэтапность ведения работы в материале; наглядный материал, представляющий основные способы лепки; иллюстрированный материал в декоративно-художественной литературе; работы школьников и студентов, находящиеся в методическом фонде школы; гипсовые слепки, образцы изделий художественной керамики народных промыслов, образцы пробников.
Программа предполагает тесные межпредметные связи:
- с «Прикладным творчеством» (композиционные поиски декоративного решения темы, выполнение композиции в материале, творческое воплощение эскиза в объеме),
- с «Основами изобразительной грамоты и рисованием» (цветовое решение, выполнение эскиза).
Посредством образного отражения предметов и явлений действительности керамика, прикладное творчество, изобразительное искусство помогают детям с первых шагов обучения в ДШИ познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Результаты реализации программы», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |