Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для художников [17]
Общеразвивающие программы для художников нового образца [13]
Общеразвивающие программы для художников старого образца [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 25.04.2024, 13:33
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для художников » Предпрофессиональные программы для художников

Программа учебной дисциплины "Керамика" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Живопись"
16.06.2015, 09:20

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КЕРАМИКА»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым, созданным человеком, материалом. Время появления керамики относят к эпохе мезолита и неолита.

  Художественная керамика во всех ее видах обладает высокой силой воздействия, которая способна затмить другие формы произведений искусства, их представления и образы. Поэтому керамика с давних пор имеет наибольшее признание в искусствоведческих и культурных кругах общества.

Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства, формирующих эстетический и этический вкус ребенка, а так же развивающих чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей.

Программой предмета «Керамика» предусматривается изучение учащимися законов пластики и приобретение специальных знаний и практических навыков, которые они смогут применять в дальнейшем при создании художественных керамических изделий (плакеток, декоративных настенных тарелок, декоративной скульптуры и других изделий).

Разнообразие художественных работ, предусмотренных программой, заложены в учебно-тематическом плане, который дает возможность каждому учащемуся выбрать наиболее приемлемый для него жанр при выполнении самостоятельной творческой работы.

 Объектами для работ служат человек и окружающий его мир, поэтому в программе предусмотрено изучение 6 ключевых тем: растительность, человек, животные, натюрморт, перспектива, природные и геометрические формы, их обобщение и  переработка до декоративного звучания. Задания, по мере обучения, последовательно усложняются: от лепки простейших листов и цветов - до пейзажа, от схематичного изображения человеческой фигуры - до жанровых композиций и портретов, что прослеживается при рассмотрении блоков тематических заданий. Начиная с 1 года обучения, учащиеся знакомятся с различными формами скульптурных изображений (барельеф, горельеф, круглая скульптура). С самого начала прохождения занятий преподаватель знакомит учащихся с оборудованием класса и инструментами для лепки, с техникой безопасности, дает понятие о теоретических основах художественной керамики, о процессах, происходящих с глиной с момента её затворения водой и до обжига.

Учебный предмет «Керамика» входит в вариативную часть дополнительной предпрофессиональной  общеобразовательной программы «Живопись».

Программа рассчитана на пять лет обучения. Реализация программы начинается:

  • с четвертого класса (для детей, поступивших в 1 класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет),
  • с первого класса (для детей, поступивших в 1 класс в возрасте с десяти до двенадцати лет).

При реализации учебной программы «Керамика» максимальная учебная нагрузка составляет 396 ч.; из них 231 ч. – аудиторные занятия, 165 ч.  – самостоятельная (внеаудиторная) работа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.

Цель учебного предмета - формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах из глины.

Задачи учебного предмета:

  • развить интерес учащихся к керамике;
  • научить учащихся свободно пользоваться способами и приёмами лепки;
  • помочь учащимся понять особенности керамики, ее выразительные    возможности;
  • научить учащихся создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
  • развить наблюдательность, творческую инициативу, расширить кругозор учащихся;
  • познакомить  учащихся с историей керамики как вида прикладного искусства;
  • формировать, развивать и закреплять знания, умения и навыки учащихся при работе с глиной, красками, кистями и т.д.;
  • воспитывать у учащихся мастерство, чувство красоты и гармонии, трудолюбие и ответственность;
  • подготовить одаренных учащихся к продолжению профессионального художественного образования.

В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы: 
Формы: 

  • объяснение, лекция, рассказ, беседа;
  • демонстрация керамических работ;
  • обращение к изобразительным средствам наглядности;
  • обучение эстетическому восприятию керамики;
  • выполнение керамических изделий в материале.

Методы:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 

  • по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические),
  • по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, проблемные,

2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,

3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,

4. Методы художественного воспитания: метод убеждения, метод приучения, упражнения,

5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения,

6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение информации, творческое оперирование учебным материалом.

Реализация программы «Керамика» требует наличия оборудованного учебного кабинета,  библиотечного фонда, методической литературы.

  • Оборудование: столы,  стулья, наличие воды, станок для раскатки пластов, лабораторная мельница для приготовления ангобов и глазурей, мельница для приготовления глиняной массы и шликера, печь для получения пробников, печь для обжига изделий, турнетки для лепки круглых форм и их росписи, компрессор, распылитель, вытяжной шкаф для ангобирования и глазуровки.
  • Материалы: бумага, краски, куски ткани, шамот, шликер, ангобы, химические элементы для обработки изделий и разнообразия цветовой палитры для керамики.
  • Инструменты: карандаши, кисти, стеки, ножечки, скалки для раскатки пластов.
  • Наглядные пособия: схема учета непропорциональной усадки объемных керамических форм графическим способом; таблицы, отражающие поэтапность ведения работы в материале; наглядный материал, представляющий основные способы лепки; иллюстрированный материал в декоративно-художественной литературе; работы школьников и студентов, находящиеся в методическом фонде школы; гипсовые слепки, образцы изделий художественной керамики народных промыслов, образцы пробников.

Программа предполагает тесные межпредметные связи:

  • с «Прикладным творчеством» (композиционные поиски декоративного решения темы, выполнение композиции в материале, творческое воплощение эскиза в объеме),
  • с «Основами изобразительной грамоты и рисованием» (цветовое решение,  выполнение эскиза).

Посредством образного отражения предметов и явлений действительности керамика, прикладное творчество, изобразительное искусство помогают детям с первых шагов обучения в ДШИ познавать окружающий мир, ви­деть в нем красоту, развивать свои художественные способности.

Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Результаты реализации программы», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы».

Категория: Предпрофессиональные программы для художников | Добавил: DSHI
Просмотров: 559 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz