ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛЕПКА»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки очень богата и разнообразна, но при этом доступна даже совсем маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность отражать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок видит то, что создал, трогает, берет в руки и, по мере необходимости, изменяет. Из одного комка глины можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и темы композиций.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Начиная с первого класса, учащиеся знакомятся с различными приемами лепки, а так же с различными формами скульптурных изображений. Задания, по мере обучения, последовательно усложняются: от лепки простейших листов и цветов - до пейзажа, что прослеживается при рассмотрении блоков тематических заданий.
Программа учебного предмета «Лепка» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 №156.
Учебный предмет «Лепка» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» входит в обязательную часть предметной области «Художественное творчество».
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет три года.
При реализации учебной программы «Лепка» максимальная учебная нагрузка составляет 294 ч.; из них 196 ч. – аудиторные занятия, 98 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета: формирование художественно – творческой активности личности ребенка через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.
Задачи учебного предмета:
образовательные:
- ознакомить учащихся с особенностями работы с глиной,
- сформировать у учащихся необходимые знания, умения творческого воспроизведения задуманного образа,
- научить школьников применять способы объемной лепки из глины,
развивающая: развивать тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты, интуицию, творческие способности и задатки учащихся, умение наблюдать, выделять главное,
воспитательная: воспитывать художественный вкус учащихся, усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
- словесный (рассказ, лекция, беседа, дискуссия),
- практический (практическая работа),
- наглядный (демонстрация, иллюстрация),
- метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, создание проблемных ситуаций).
Материально-технические условия реализации программы:
- светлое, удобное, художественно-оформленное помещение,
- оборудование для лепки: инструмент для раскатывания глины, поворотный круг для показа моделей, доски для лепки, стеки и др.
- материалы для работы (глина, ангобы, глазурь, эмали и т д.),
- дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей),
- методическое обеспечение (методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству).
Программа предполагает тесные межпредметные связи:
- с «Прикладным творчеством» (композиционные поиски декоративного решения темы, выполнение композиции в материале, творческое воплощение эскиза в объеме),
- с «Основами изобразительной грамоты и рисованием» (цветовое решение, выполнение эскиза).
Посредством образного отражения предметов и явлений действительности лепка, прикладное творчество, изобразительное искусство помогают детям с первых шагов обучения в ДШИ познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки обучающихся», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |