Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для художников [17]
Общеразвивающие программы для художников нового образца [13]
Общеразвивающие программы для художников старого образца [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 19.04.2024, 14:46
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для художников » Предпрофессиональные программы для художников

Программа учебной дисциплины "Пленэр" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Живопись"
16.06.2015, 09:40

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛЕНЭР»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное состояние живописи трудно представить без пленэра, поэтому рисование на воздухе является неотъемлемой частью  процесса обучения на художественном отделении ДШИ. На пленэре ученик сталкивается с множеством новых интересных проблем, которых не было в аудитории. Кроме того, пленэр является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.

Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения – сложнейшие задачи для учащихся, верное решение которых требует от них серьезных навыков по всем творческим дисциплинам. Пленэр, опираясь на полученные учащимися знания и навыки по предметам «Рисунок», «Живопись», «Композиция», помогает совершенствовать и развивать  технические способы работы в этих дисциплинах. Работа на открытом воздухе, большей частью, связана с выполнением этюдов и зарисовок пейзажных мотивов, их малых и монументальных форм. Учащиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой. Становятся достойными их внимания неповторимые очертания облаков и теплый свет вечернего солнца, затейливый рисунок переплетающихся ветвей дуба и легкое кружево стройной берёзы.

На занятиях в период пленэрной учебной практики учащиеся знакомятся с природно-климатическими условиями и характером местности родного края, пополняют свои знания новыми сведениями о родном городе, что, безусловно, способствует более углубленному эстетическому и нравственному  воспитанию школьников.

Программа по пленэрной практике составлена с учетом основного принципа  обучения – постепенное поступательное изучение натуры «от простого - к сложному». На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных, даже для профессионального творчества,  задач связанно с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков.

На пленэре дети осваивают профессиональные особенности  работы над пейзажем, решают поставленную педагогом задачу, приобретают навыки выбора мотива,  грамотной компоновки и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном искусстве.

Во время пленэра учащиеся собирают материал для работы над композицией, познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия, плановости. На пленэре учащиеся изображают архитектурные мотивы, городские и сельские пейзажи и т.п. При этом длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы -  с работами по рисунку.

Программа по учебной практике «Пленэр» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного  искусства «Живопись», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 №156.

Учебная практика «Пленэр» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного  искусства «Живопись» входит в обязательную часть предметной области «Пленэрные занятия».

Программа рассчитана на четыре года обучения, для детей в возрасте от 10 лет. Реализация программы начинается со второго года обучения учащихся в ДШИ.

При реализации программы по учебной практике «Пленэр» аудиторная учебная нагрузка учащихся (занятия вместе с преподавателем)  составляет 112 часов.

Форма проведения учебных  занятий – мелкогрупповая.

Цель учебного предмета   «Пленэр»: обучение учащихся грамотному использованию средств изобразительного искусства в практической работе; глубокое изучение натуры и приобретение учащимися  необходимых знаний и практических навыков в ее изображении на плоскости листа в условном пространстве.

Задачи учебного предмета - сформировать у учащихся:

  • умение воспринимать натуру в крупномасштабном, трехмерном пространстве, а её изображение – в двухмерном пространстве на плоскости;
  • умение воспринимать натуру целостно, с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности;
  • умение воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки в зависимости от освещения, среды, пространственного удаления планов, применяя на практике законы цветоведения, линейной и воздушной перспективы;
  • умение сравнивать цвета натуры в их сочетаниях по цветовому фону, светлоте, насыщенности, исходя из особенностей пейзажной живописи;
  • умение применять при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и тональными отношениями, выдерживая общий тонально-цветовой масштаб;
  • умение создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры и по памяти, а так же (в старших классах)  создавать художественные образы в самостоятельных работах, выполняемых на основе глубокого изучения явлений природы;
  • умение использовать этюды пленэра (наряду с набросками и зарисовками в графике и в цвете), как основной и  подготовительный материал к текущим учебным заданиям, в том числе, по композиции.

В работе над реализацией этих задач используются следующие формы: объяснение, лекция, беседа; обращение к изобразительным средствам наглядности (демонстрация репродукций художников и работ учащихся прошлых лет); практическая деятельность учащихся; а также общедидактические методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.

Обучение по каждому блоку занятий необходимо начинать с объяснительно – иллюстративного метода, который состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым. Широко используются формы этого метода – сообщение информации, демонстрация разнообразного наглядного материала. Объяснительно – иллюстративный метод направлен на усвоение знаний.

Для формирования навыков и умений используется репродуктивный метод (в форме упражнений). При использовании репродуктивного и объяснительно – иллюстративного методов применяются одни и те же средства: слово, средства наглядности, практическая работа.

Исследовательский метод обучения направлен на самостоятельное решение учащимися поставленных перед ними задач, в ходе решения которых проявляется не только одна или несколько сторон творческой деятельности, но и используются умения и навыки, полученные на занятиях «Живопись», «Рисунок», «Станковая композиция». Сущность этого метода на практических занятиях «Пленэр» состоит в поиске композиционного решения (цветового, тонального). Этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

Рекомендуется применение и таких методов и приемов, как:

  • прием организации восприятия учащихся, так как восприятие - это основа образного мышления;
  • прием сравнения как основной путь организации мышления учащихся;
  • прием сочетания изобразительного искусства, литературы, музыки, способствующий созданию необходимого эмоционального настроя, активизации образного мышления и творчества учащихся;
  • метод упражнения, цель которого - отделить творческую деятельность от ремесленничества, раскрепостить творческую работу;
  • метод обобщения знаний учащихся;
  • метод «погружения» в тему (постепенная подготовка учащихся  к восприятию темы);
  • использование работ учащихся (прошлых лет) для эмоционального настроя детей.

Реализация программы «Пленэр» требует наличия:

  • специального оборудования и материалов для работы: каждому учащемуся необходимы маленький этюдник или специальная папка с твердыми непромокаемыми корками, раскладной стульчик, краски (акварель или гуашь), банка и фляжка для воды, кисти, карандаши различной мягкости, бумага, мягкий материал (например, уголь, сангина и др.) - без этой «экипировки» ученик к практике не допускается;
  • наглядных пособий;
  • специально оборудованного места для хранения работ, необходимых материалов, методической литературы;
  • дидактического материала.

Программа по учебной практике тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи и композиции. Занятия на пленэре расширяют у учащихся познания в рисунке, знакомят их с новыми, важными средствами выразительности в технике графики, способствуют развитию у учащихся навыков композиционного мышления в условиях работы на открытом воздухе. Важнейшее значение имеет изучение курса пленэра, как раздела живописи. Занятия по живописи на пленэре являются естественным продолжением изучения основ цветоведения и живописной грамоты.

Кроме того, пленэрные зарисовки - это наглядные пособия, выполняемые самим учеником. Рисование с натуры расширяет его кругозор, повышает качество живописи, прививает любовь к искусству, активизирует творческую деятельность.

Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы».

Категория: Предпрофессиональные программы для художников | Добавил: DSHI
Просмотров: 331 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz