ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ДШИ ведущее место в воспитании детей занимает эстетическая деятельность. Ее цель – гармонизация отношений ребенка с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я - концепции творца». Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей от младшего до старшего школьного возраста.
Одним из действенных средств развития детей признано прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания повышается интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующей его духовному оздоровлению.
Настоящая программа предусматривает изучение технологических приемов работы с пластиком, текстилем, кожей, деревом, яичной скорлупой, бисером, пенопластом и другим, различным по качеству, подручным, бросовым материалом в процессе последовательного решения художественно - педагогических задач, позволяющих целенаправленно развить у учащихся чувство гармонии окружающего мира, радости материального преобразования и труда.
Настоящая программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей - будущих взрослых граждан - способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и на взаимодействие с окружающим миром.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с различными видами, произведениями прикладного искусства, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образное представление, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий.
Учебный предмет «Прикладная композиция» входит в вариативную часть дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».
Программа рассчитана на четыре года обучения. Реализация программы начинается:
- с четвертого класса (для детей, поступивших в 1 класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет),
- с первого класса (для детей, поступивших в 1 класс в возрасте с десяти до двенадцати лет).
При реализации учебной программы «Прикладная композиция» максимальная учебная нагрузка составляет 264 ч.; из них 132 ч. – аудиторные занятия, 132 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цели учебного предмета:
- воспитание человека будущего, который должен быть создателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом;
- формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство;
- духовное и творческое развитие личности учащихся, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство, а так же развитие мышления учащихся;
- обучение школьников основам цветоведения; изучение средств, приемов, законов композиции;
- формирование у учащихся художественно-образного восприятия, творческой индивидуальности;
- развитие фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического отношения учащихся к предметам и явлениям действительности.
Задачи учебного предмета:
Обучающие:
- знакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- формировать образное, пространственное мышление учащихся и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения учащихся и формировать навыки работы нужными инструментами при обработке различных материалов;
- формировать у учащихся навыки учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
- пробуждать любознательность школьников в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес учащихся к творчеству художника, дизайнера;
- формировать творческие способности учащихся, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать умение учащихся ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность учащихся к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Формы:
- объяснение, лекция, рассказ, беседа;
- демонстрация готового изделия;
- разработка эскизов по теме;
- обращение к изобразительным средствам наглядности;
- обучение эстетическому восприятию и различным технологиям прикладного искусства;
- зрительный анализ художественных и декоративных произведений искусств;
- применение изученных технологий на пробных работах малого формата.
Методы:
- Информационно-рецептивный (метод, состоящий из предъявления готовой информации и ее усвоения в готовом виде);
- Репродуктивный (выполнение заданий и упражнений по образцу);
- Исследовательский (учитель организует поисковую творческую деятельность учеников путем постановки новых проблем и задач на уроке);
- Частично-поисковый, или эвристический (выполняя задания теоретического типа, учащиеся совершенствуют и углубляют усвоенные раннее знания).
- Метод проблемного изложения (проблему ставит и решает учитель, показывая противоречивые пути самого вопроса).
- Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Реализация программы «Прикладная композиция» требует наличия оборудованного учебного кабинета:
Оборудование, инструменты и материалы: рабочие столы, мольберты, экспозиционный стол или стол преподавателя, ученическая доска; инструменты для выполнения изделий ДПИ; графический материал для эскизирования и выполнения проектов (бумага, карандаш, тушь, акварель и др.); материалы для создания наглядных пособий и изделий ДПИ (картон, калька, краски, глина и др.);
Технические средства обучения: аудио, - видеоаппаратура; компьютерное оборудование.
Учебно-наглядные пособия: словари и справочники, муляжи, дидактические материалы (конспекты лекций, учебные иллюстрированные программы, учебные тематические планы; учебники и учебные пособия); наглядные пособия, стенды и методические пособия по темам теории ДПИ с практикумами обработки материалов; вспомогательный визуальный ряд (репродукции, фотоматериал, учебные проекты, работы учащихся).
Воспитательное и образовательное значение учебного предмета «Прикладная композиция» тесно взаимосвязано с другими предметами учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»: с лепкой (работа с глиной развивает зрительное восприятие предмета в объеме, формирует представление учащихся о пластике форм, что в дальнейшем помогает при изготовлении объемных основ для будущего изделия), с «Основами изобразительной грамоты и рисованием», где формируются и приобретаются технические навыки работы с художественным материалом, обеспечиваются знания основ цветоведения и композиции; с «Беседами об искусстве» и «Историей изобразительного искусства», где дети знакомятся с различными направлениями в искусстве, его жанрами и др., что, в дальнейшем, помогает при работе над замыслом будущей композиции; со «Станковой композицией» (изучение основ данного предмета позволяет правильно находить композиционное решение будущего панно и т.д.).
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки обучающихся», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |