ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно-прикладное творчество является важной и неотъемлемой частью общего художественного образования и эстетического воспитания детей. Детские художественные способности формируются во взаимосвязи разных видов творческой деятельности, которые, чередуясь и дополняя друг друга, обеспечивают полноценное и эффективное обучение. Это - рисование с натуры, занятия сюжетной композицией, лепкой, аппликацией, конструированием и т.д.
Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют эстетическому развитию детей, учат видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют две функции: утилитарную и художественную. Эти занятия развивают композиционное мышление, фантазию и воображение, изобретательность и технические навыки, чувство стиля и цветовой гармонии, а также расширяют кругозор и формируют представление детей о роли искусства в жизни общества.
Декоративно-прикладная деятельность включает в себя разнообразные художественные техники: различные виды аппликации, мозаику из цветной бумаги, конструирование из бумаги, природного или подручного материала и многое другое. Произведения детского декоративно-прикладного творчества по-своему отображают уровень приобретенных знаний, умений и навыков, развитое чувство линии, ритма, симметрии и гармонии.
На занятиях используется богатый иллюстративный материал, а также подлинные образцы декоративно-прикладного и народного искусства. Дети знакомятся с многообразием видов декоративного художественного творчества.
Уроки декоративно-прикладного искусства непосредственно и активно влияют на формирование личности подрастающего поколения.
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 №156.
Учебный предмет «Прикладное творчество» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» входит в обязательную часть предметной области «Художественное творчество».
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет и шести месяцев до девяти лет, составляет три года.
При реализации учебной программы «Прикладное творчество» максимальная учебная нагрузка составляет 294 ч.; из них 196 ч. – аудиторные занятия, 98 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета: создание условий для ознакомления учащихся с основами декоративно-прикладного творчества, для самореализации ребенка в творчестве и воплощения в художественной работе его неповторимых черт, индивидуальности.
Задачи учебного предмета – формирование у учащихся:
- знания понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
- знаний различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
- умения работать с различными материалами;
- умения работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;
- умения изготавливать игрушки из различных материалов;
- навыков заполнения объемной формы узором;
- навыков ритмического заполнения поверхности;
- навыков проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения;
- художественного кругозора и представления о роли искусства в жизни общества;
- уважительного отношения к народным традициям в искусстве;
- образного мышления, развитие творческой фантазии и воображения;
- навыков обобщения художественной формы (стилизации),
а также воспитание трудолюбия, аккуратности, развитие моторики рук.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Формы:
- объяснение, рассказ, беседа;
- демонстрация готового изделия;
- разработка эскизов по теме;
- обращение к изобразительным средствам наглядности;
- обучение эстетическому восприятию и различным технологиям прикладного искусства;
- зрительный анализ художественных и декоративных произведений искусства;
- применение изученных технологий на пробных работах малого формата.
Методы:
- Информационно-рецептивный (метод, состоящий из предъявления готовой информации и ее усвоения в готовом виде);
- Репродуктивный (выполнение заданий и упражнений по образцу);
- Исследовательский (учитель организует поисковую творческую деятельность учеников путем постановки новых проблем и задач на уроке);
- Частично-поисковый, или эвристический (выполняя задания теоретического типа, учащиеся совершенствуют и углубляют усвоенные раннее знания);
- Метод проблемного изложения (проблему ставит и решает учитель, показывая противоречивые пути самого вопроса);
- Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Реализация программы «Прикладное творчество» требует наличия специально оборудованной аудитории:
Оборудование, инструменты и материалы: рабочие столы, мольберты, экспозиционный стол или стол преподавателя, ученическая доска; инструменты для выполнения изделий ДПИ; графический материал для эскизирования и выполнения проектов (бумага, карандаш, тушь, акварель и др.); материалы для создания наглядных пособий и изделий ДПИ (картон, калька, краски, пластилин и др.);
Технические средства обучения: аудио-, видеоаппаратура; компьютерное оборудование.
Учебно-наглядные пособия: словари и справочники, муляжи, дидактические материалы (конспекты лекций, учебные иллюстрированные программы, учебные тематические планы; учебники и учебные пособия); наглядные пособия, стенды и методические пособия по темам теории ДПИ с практикумами обработки материалов; вспомогательный визуальный ряд (репродукции, фотоматериал, учебные проекты, работы учащихся).
Воспитательное и образовательное значение предмета «Прикладное творчество» определяется его разносторонними связями со всем циклом учебных дисциплин дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»: с лепкой (работа с глиной развивает зрительное восприятие предмета в объеме, формирует представление учащихся о пластике форм, что в дальнейшем помогает при изготовлении объемных основ для будущего изделия), с «Основами изобразительной грамоты и рисованием», где формируются и приобретаются технические навыки работы с художественным материалом, обеспечиваются знания основ цветоведения и композиции, что позволяет правильно находить композиционное решение будущего панно и т.д., с «Беседами об искусстве» и «Историей изобразительного искусства», где дети знакомятся с различными направлениями в искусстве, его жанрами и др., что, в дальнейшем, помогает при работе над замыслом будущей композиции.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки обучающихся», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |