ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РИСУНОК»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Рисунок» является основополагающей дисциплиной в системе художественного образования, которая имеет несомненную теоретическую и практическую значимость для воспитания и обучения начинающего художника. Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Знание академического рисунка необходимо каждому профессиональному художнику, независимо от того, какого направления в искусстве он придерживается.
Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится все изобразительное искусство. Об этом неоднократно говорили и писали великие мастера изобразительного искусства.
Программа по рисунку опирается не только на опыт предыдущих десятилетий, но и на опыт всей русской реалистической школы в области методики обучения рисунку. Здесь четко соблюдаются принципы наглядности, последовательности, посильности и доступности обучения, что многократно повышает его эффективность. В состав содержания рисунка входят практические умения и навыки, формирование которых позволит учащимся самостоятельно пополнять знания, свободно использовать их в своих творческих работах:
- умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы,
- умение моделировать форму сложных предметов тоном,
- умение последовательно вести длительную постановку,
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях,
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния,
- навыки владения линией, штрихом, пятном,
- навыки выполнения линейного и живописного рисунка,
- навыки передачи фактуры и материала предмета,
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 №156.
Учебный предмет «Рисунок» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» входит в обязательную часть предметной области «Художественное творчество».
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте шести лет и шести месяцев до девяти лет, составляет пять лет. Реализация программы начинается с четвертого года обучения учащихся в ДШИ.
При реализации учебной программы «Рисунок» максимальная учебная нагрузка составляет 957 ч.; из них 561 ч. – аудиторные занятия, 396 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета: глубокое изучение натуры и приобретение учащимися необходимых знаний и практических навыков в ее изображении на плоскости листа в условном пространстве; воспитание художественно образованного человека, умеющего понимать изобразительное искусство и создавать художественные произведения.
Задачи учебного предмета:
- приобщить учащихся к разносторонним знаниям о рисунке,
- способствовать расширению художественного кругозора учащихся;
- воспитать у учащихся чувство гармоничного восприятия действительности;
- формировать у школьников необходимые технические навыки рисунка и навыки самостоятельной работы;
- способствовать развитию у учащихся аналитического мышления, зрительной памяти, пространственных представлений;
- подготовить одаренных учащихся к продолжению профессионального образования.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Формы:
- объяснение, беседа;
- демонстрация репродукций художников и работ учащихся прошлых лет;
- обращение к изобразительным средствам наглядности;
- обучение эстетическому восприятию художественного произведения,
- практическая работа.
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические),
- по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, исследовательские.
2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками,
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками,
4. Метод упражнения,
5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения.
Реализация программы «Рисунок» требует наличия специально оборудованной аудитории, в которой имеется: достаточное количество мольбертов, столов, стульев; ученическая доска; наглядные пособия; натюрмортные столы; предметы натюрмортного фонда; место для хранения работ, необходимых материалов и методической литературы; видеотека, дидактический материал.
Воспитательное и образовательное значение «Рисунка» как учебного предмета определяется его разносторонними связями с дисциплинами обязательной части учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись», так как «Рисунок» «закладывает фундамент» обучения школьников по предметам «Живопись», «Станковая композиция» (формирует у учащихся умение работать с натуры и выявлять светлотные отношения, развивает чувство пропорциональности). Можно выделить следующие точки соприкосновения для осуществления межпредметных связей:
- использование средств композиции – «Станковая композиция»;
- использование закона воздушной перспективы – «Живопись».
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |