Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для художников [17]
Общеразвивающие программы для художников нового образца [13]
Общеразвивающие программы для художников старого образца [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Суббота, 22.07.2017, 21:38
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для художников » Предпрофессиональные программы для художников

Программа учебной дисциплины "Станковая композиция" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы "Живопись"
16.06.2015, 09:54

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Станковая композиция» является базовой дисциплиной, которая имеет несомненную теоретическую и практическую значимость для воспитания и обучения учащихся художественного отделения ДШИ. Содержанием предмета  является изучение различных жанров изобразительного искусства, а так же основ композиции, ее законов, правил и средств; рассмотрение ряда теоретических понятий, связанных с изобразительным искусством.

Композиция рассматривается  как явление искусства, продукт творческой деятельности художника и социально-общественной жизни. Теоретические знания композиции составляют слагаемое изобразительного искусства: рассмотрение теоретических понятий в курсе  подчинено анализу тех или иных художественных произведений, а сами понятия служат инструментом этого анализа. При изучении средств композиции учащиеся знакомятся с особенностями различных жанров изобразительного искусства, с выразительными средствами живописи и графики, осваивают специальную терминологию. В состав содержания станковой композиции входят практические умения, овладение которыми позволит учащимся самостоятельно выполнять творческие поиски, свободно составлять  тематические композиции:

  • умение составлять, соединять, компоновать различные части в единое целое, в соответствии с какой-либо идеей;
  • умение разбирать художественное произведение, владеть доступными приемами анализа.

Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла.

В течение всех лет обучения учащиеся изучают традиционные композиционные базовые законы и правила, осваивают новые принципы композиционного анализа, приобретают навыки самостоятельной работы в различных жанрах.

Теоретическая часть программы предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя аналитическую работу с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.

Программа учебного предмета «Станковая композиция» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного  искусства «Живопись», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 №156.

Учебный предмет «Станковая композиция» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного  искусства «Живопись» входит в обязательную часть предметной области «Художественное творчество».

Программа рассчитана на пять лет обучения. Реализация программы начинается:

  • с четвертого класса (для детей, поступивших в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет),
  • с первого класса (для детей, поступивших в 1 класс в возрасте с десяти до двенадцати лет).

При реализации учебной программы «Станковая композиция» максимальная учебная нагрузка составляет 924 ч.; из них 363 ч. – аудиторные занятия, 561 ч.  – самостоятельная (внеаудиторная) работа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.

Цель учебного предмета «Станковая композиция»: обучение учащихся грамотному использованию средств изобразительного искусства в практической работе; формирование образного мышления учащихся, развитие их творческих способностей, повышение познавательной активности.

Задачи учебного предмета:

  • расширение художественного кругозора учащихся;
  • воспитание художественно образованного человека, умеющего понимать изобразительное искусство и создавать художественные произведения (соответствующие возрастным особенностям);
  • воспитание у учащихся чувства гармонического восприятия действительности;
  • формирование композиционного мышления учащихся;
  • обучение школьников навыкам самостоятельной работы;
  • обучение школьников необходимым техническим навыкам;
  • ознакомление учащихся с основными композиционными схемами построения  композиции;
  • формирование у учащихся умений: грамотно выявить композиционный центр; чувствовать нагрузку на композиционный центр и его цвет; чувствовать «цвет работы» и логично обосновать цветовой строй композиции; свободно оперировать приобретённым багажом знаний рисунка и живописи при создании тематической сюжетной композиции;
  • формирование у учащихся навыков самоконтроля в работе, навыков  анализа шагов при цветовом решении темы;
  • подготовка одаренных учащихся к продолжению профессионального  образования.

В работе над реализацией этих задач используются следующие формы: объяснение, лекция, беседа; обращение к изобразительным средствам наглядности (демонстрация репродукций художников и работ учащихся прошлых лет); практическая деятельность учащихся; а также общедидактические методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.

Обучение по каждому блоку занятий необходимо начинать с объяснительно – иллюстративного метода, который состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым. Широко используются формы этого метода – сообщение информации, демонстрация разнообразного наглядного материала. Объяснительно – иллюстративный метод направлен на усвоение знаний.

Для формирования навыков и умений используется репродуктивный метод (в форме упражнений). При использовании репродуктивного и объяснительно – иллюстративного методов применяются одни и те же средства: слово, средства наглядности, практическая работа.

Исследовательский метод обучения направлен на самостоятельное выполнение учащимися творческих задач, в ходе решения которых проявляется одна или несколько сторон творческой деятельности. Сущность этого метода на уроках «Станковая композиция» состоит в поиске композиционного решения (цветового, тонального). Этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

Рекомендуется применение и таких методов и приемов, как:

  • организация восприятия учащихся, так как восприятие - это основа образного мышления;
  • прием сравнения как основной путь организации мышления учащихся;
  • прием сочетания изобразительного искусства, литературы, музыки, способствующий созданию необходимого эмоционального настроя, активизации образного мышления и творчества;
  • метод упражнения, цель которого - отделить творческую деятельность от ремесленничества, раскрепостить творческую работу;
  • метод обобщения знаний учащихся;
  • метод «погружения» в тему (постепенная подготовка учащихся  к восприятию темы);
  • использование работ учащихся в создании эстетической среды.

Реализация программы «Станковая композиция» требует наличия специально оборудованной аудитории, в которой имеется: достаточное количество мольбертов, столов, стульев, наглядных пособий; специально оборудованное место для хранения работ, необходимых материалов, методической литературы; видеотека, дидактический материал.

Программа по композиции тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи и пленэру. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.

Без знания истории искусств невозможно по-настоящему понять значение и роль композиции, рисунка, живописи. В то же время, владея рисунком, живописью, композицией, учащиеся приобретают необходимые знания и умения для глубокого анализа произведений мастеров, познают специфику рисунка, картины, скульптуры и т. д. При изучении истории искусства школьники проникают в тайны мастерства, в творческую лабораторию великих художников. Освоив основные законы композиции, выведенные из практики работы мастеров прошлого и современных художников, они будут  увереннее подходить к решению собственных творческих задач.

Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы».

Категория: Предпрофессиональные программы для художников | Добавил: DSHI
Просмотров: 108 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz