ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Станковая композиция» является базовой дисциплиной, которая имеет несомненную теоретическую и практическую значимость для воспитания и обучения учащихся художественного отделения ДШИ. Содержанием предмета является изучение различных жанров изобразительного искусства, а так же основ композиции, ее законов, правил и средств; рассмотрение ряда теоретических понятий, связанных с изобразительным искусством.
Композиция рассматривается как явление искусства, продукт творческой деятельности художника и социально-общественной жизни. Теоретические знания композиции составляют слагаемое изобразительного искусства: рассмотрение теоретических понятий в курсе подчинено анализу тех или иных художественных произведений, а сами понятия служат инструментом этого анализа. При изучении средств композиции учащиеся знакомятся с особенностями различных жанров изобразительного искусства, с выразительными средствами живописи и графики, осваивают специальную терминологию. В состав содержания станковой композиции входят практические умения, овладение которыми позволит учащимся самостоятельно выполнять творческие поиски, свободно составлять тематические композиции:
- умение составлять, соединять, компоновать различные части в единое целое, в соответствии с какой-либо идеей;
- умение разбирать художественное произведение, владеть доступными приемами анализа.
Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла.
В течение всех лет обучения учащиеся изучают традиционные композиционные базовые законы и правила, осваивают новые принципы композиционного анализа, приобретают навыки самостоятельной работы в различных жанрах.
Теоретическая часть программы предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя аналитическую работу с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.
Программа учебного предмета «Станковая композиция» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 №156.
Учебный предмет «Станковая композиция» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» входит в обязательную часть предметной области «Художественное творчество».
Программа рассчитана на пять лет обучения. Реализация программы начинается:
- с четвертого класса (для детей, поступивших в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет),
- с первого класса (для детей, поступивших в 1 класс в возрасте с десяти до двенадцати лет).
При реализации учебной программы «Станковая композиция» максимальная учебная нагрузка составляет 924 ч.; из них 363 ч. – аудиторные занятия, 561 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Цель учебного предмета «Станковая композиция»: обучение учащихся грамотному использованию средств изобразительного искусства в практической работе; формирование образного мышления учащихся, развитие их творческих способностей, повышение познавательной активности.
Задачи учебного предмета:
- расширение художественного кругозора учащихся;
- воспитание художественно образованного человека, умеющего понимать изобразительное искусство и создавать художественные произведения (соответствующие возрастным особенностям);
- воспитание у учащихся чувства гармонического восприятия действительности;
- формирование композиционного мышления учащихся;
- обучение школьников навыкам самостоятельной работы;
- обучение школьников необходимым техническим навыкам;
- ознакомление учащихся с основными композиционными схемами построения композиции;
- формирование у учащихся умений: грамотно выявить композиционный центр; чувствовать нагрузку на композиционный центр и его цвет; чувствовать «цвет работы» и логично обосновать цветовой строй композиции; свободно оперировать приобретённым багажом знаний рисунка и живописи при создании тематической сюжетной композиции;
- формирование у учащихся навыков самоконтроля в работе, навыков анализа шагов при цветовом решении темы;
- подготовка одаренных учащихся к продолжению профессионального образования.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы: объяснение, лекция, беседа; обращение к изобразительным средствам наглядности (демонстрация репродукций художников и работ учащихся прошлых лет); практическая деятельность учащихся; а также общедидактические методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.
Обучение по каждому блоку занятий необходимо начинать с объяснительно – иллюстративного метода, который состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым. Широко используются формы этого метода – сообщение информации, демонстрация разнообразного наглядного материала. Объяснительно – иллюстративный метод направлен на усвоение знаний.
Для формирования навыков и умений используется репродуктивный метод (в форме упражнений). При использовании репродуктивного и объяснительно – иллюстративного методов применяются одни и те же средства: слово, средства наглядности, практическая работа.
Исследовательский метод обучения направлен на самостоятельное выполнение учащимися творческих задач, в ходе решения которых проявляется одна или несколько сторон творческой деятельности. Сущность этого метода на уроках «Станковая композиция» состоит в поиске композиционного решения (цветового, тонального). Этот метод целиком строится на самостоятельной работе.
Рекомендуется применение и таких методов и приемов, как:
- организация восприятия учащихся, так как восприятие - это основа образного мышления;
- прием сравнения как основной путь организации мышления учащихся;
- прием сочетания изобразительного искусства, литературы, музыки, способствующий созданию необходимого эмоционального настроя, активизации образного мышления и творчества;
- метод упражнения, цель которого - отделить творческую деятельность от ремесленничества, раскрепостить творческую работу;
- метод обобщения знаний учащихся;
- метод «погружения» в тему (постепенная подготовка учащихся к восприятию темы);
- использование работ учащихся в создании эстетической среды.
Реализация программы «Станковая композиция» требует наличия специально оборудованной аудитории, в которой имеется: достаточное количество мольбертов, столов, стульев, наглядных пособий; специально оборудованное место для хранения работ, необходимых материалов, методической литературы; видеотека, дидактический материал.
Программа по композиции тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи и пленэру. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Без знания истории искусств невозможно по-настоящему понять значение и роль композиции, рисунка, живописи. В то же время, владея рисунком, живописью, композицией, учащиеся приобретают необходимые знания и умения для глубокого анализа произведений мастеров, познают специфику рисунка, картины, скульптуры и т. д. При изучении истории искусства школьники проникают в тайны мастерства, в творческую лабораторию великих художников. Освоив основные законы композиции, выведенные из практики работы мастеров прошлого и современных художников, они будут увереннее подходить к решению собственных творческих задач.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |