ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЖИВОПИСЬ»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Живопись» является базовой дисциплиной, которая имеет несомненную теоретическую и практическую значимость для воспитания и обучения учащихся.
Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль, он является одним из средств художественной выразительности: с помощью цвета строится в живописи пространство, форма, объем, …
Одно слово «цвет» определяет многие качества процесса живописи, поэтому цвет является основой этого вида искусства. Необходимый цвет для живописи обычно получается смешением красок на палитре. Затем художник превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок – колорит.
В результате занятий живописью у учащихся должны быть сформированы не только потребность в прекрасном, в творчестве, но и желание широко использовать свои умения в практической деятельности.
Программа учебного предмета «Живопись» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», утвержденными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. № 156.
Учебный предмет «Живопись» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» входит в обязательную часть предметной области «Художественное творчество».
Программа рассчитана на пять лет обучения, для детей в возрасте от 10 лет. Реализация программы начинается с первого года обучения учащихся в ДШИ.
При реализации учебной программы «Живопись» максимальная учебная нагрузка составляет 924 ч.; из них 495 ч. – аудиторные занятия, 429 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Основная цель учебного предмета «Живопись»: формирование у учащихся знаний, умений, навыков реалистической передачи натуры средствами живописи.
Задачи учебного предмета:
- способствовать расширению кругозора учащихся,
- приобщить учащихся к разносторонним знаниям о живописи,
- развить у учащихся эстетическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности, формировать понимание красоты и гармонии цветового богатства;
- развить у учащихся цветоощущения, зрительную память, художественно – творческую активность, художественные способности;
- обучить школьников основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками;
- обучить школьников основам живописной грамоты, формировать навыки передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умение пользоваться художественно – выразительными средствами живописи; углубить знания по перспективе, цветоведению, передаче формы и объема;
- приобщить учащихся к наследию отечественного и мирового искусства;
- развивать способность учащихся откликаться на выразительность художественных произведений;
- подготовить одаренных учащихся к продолжению профессионального образования.
В работе над реализацией этих задач используются следующие формы и методы:
Формы:
- объяснение, лекция, рассказ, беседа;
- демонстрация зрительного ряда;
- обращение к изобразительным средствам наглядности;
- обучение эстетическому восприятию произведений;
- анализ произведений живописи.
Методы:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические;
- по характеру учебно – познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, проблемные.
2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
4. Метод упражнения.
5. Методы активизации логического мышления: метод наводящих вопросов, метод сравнения и обобщения.
6. Методы развивающего обучения: логическое осмысление получаемого учебного материала, практическое освоение информации, творческое оперирование учебным материалом.
Реализация программы «Живопись» требует наличия специально оборудованной аудитории, в которой имеется: достаточное количество мольбертов, столов, стульев, наглядных пособий; место для хранения работ учащихся, необходимых материалов, методической литературы, дидактического материала, предметов, входящих в натюрмортный фонд (предметы быта, драпировки, муляжи овощей и фруктов, геометрические тела, гипсовые слепки, маски, бюсты, чучела птиц и т.п.).
Воспитательное и образовательное значение живописи как учебного предмета определяется и ее разносторонними связями со всем циклом учебных дисциплин на художественном отделении. Можно выделить две основы для осуществления межпредметных связей:
- зрительная природа учебной деятельности учащихся,
- значительное единство зрительного (ряда), который составляет содержание учебных программ.
Один из видов работы на уроке живопись – анализ художественных произведений - значительно облегчает работу по изучению и запоминанию теоретической основы данного предмета.
Задания и задачи предметов «Рисунок», «Живопись» и «Станковая композиция» во-многом взаимосвязаны между собой:
- при работе над заданием по живописи, первое, с чего начинает работу учащийся, - это компоновка субъектов или объектов в формате;
- учащийся должен добиваться целостности в работе;
- при работе над заданиями по предмету «Живопись» не обойтись без знаний линейной и воздушной перспективы, теории светотени;
- все эти учебные дисциплины базируются на принципах реалистического изображения объектов действительности.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |