ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Ансамбль (фортепиано)»
дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра в ансамбле – это вид совместного музицирования, которому современная педагогика уделяет все больше внимания.
Специфика обучения юного пианиста связана с тем, что, наряду со специальностью, не менее важную роль играют занятия в классе ансамбля. Именно в рамках этой дисциплины наиболее полно воссоздана среда применения профессиональных навыков, востребованная в работе по специальности. Игра в ансамбле развивает у детей чувство коллективизма, ответственность, позволяет расширить музыкальный кругозор, приобрести навыки контроля качества звучания, ритмичность и свободу исполнения, развивает музыкальное восприятие, внутренний слух, эстетический вкус, прививает ощущение стиля, профессиональные навыки. Ансамблевая игра дает возможность обучающимся знакомиться с произведениями, фактура которых доступна далеко не всем в рамках сольного исполнения.
Занятия учеников ансамблем в классе преподавателя по специальности имеют следующие преимущества:
во-первых, занятия в ансамбле являются продолжением работы в классе специальности и помогают решать с учеником одни и те же задачи учебного процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим предметам,
во-вторых, проблема контроля за посещаемостью класса ансамбля, качество выучивания партий сводится к минимуму из-за регулярного общения преподавателя с учениками,
в-третьих, систематическая работа педагога с учениками своего класса в ансамбле с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать фортепианный дуэт со своими исполнительскими традициями,
в-четвертых, фортепианный дуэт мобилен в концертной и творческой деятельности класса и школы, так как имеет в репертуаре произведения разной степени сложности и разнообразные по содержанию.
Программа учебного предмета «Ансамбль (фортепиано)» составлена с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (Письмо Министерства культуры РФ от 21.11.2013 г. №191-01-39/06-ГИ).
Учебный предмет «Ансамбль (фортепиано)» дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано» входит в предметную область «Исполнительская подготовка».
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте десяти лет, составляет пять лет.
При реализации учебной программы «Ансамбль (фортепиано)» максимальная учебная нагрузка составляет 350 ч.; из них 175 ч. – аудиторные занятия, 175 ч. – самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая (от 2-х человек).
Цель учебного предмета: воспитание у обучающихся необходимого качества артистичного ансамблевого исполнения музыкальных произведений.
Задачи - формировать у обучающихся:
- комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла,
- знание ансамблевого репертуара различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на разнообразной литературе,
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения,
- умение использовать выразительные средства для создания художественного образа,
- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей,
- навыки: публичного выступления, общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
Реализация программы «Ансамбль (фортепиано)» требует наличия: оборудованного учебного кабинета для индивидуальных занятий (2 фортепиано, учебная мебель, аудиоаппаратура), зала для концертных выступлений, библиотечного фонда, укомплектованного необходимой нотной и методической литературой, фоно- и аудиотеки.
Структура программы включает в себя следующие разделы: «Пояснительная записка», «Содержание программы», «Требования к уровню подготовки выпускников», «Оценка качества реализации учебного предмета», «Методическое обеспечение учебного предмета», «Список литературы». |