Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для пианистов [7]
Общеразвивающие программы для пианистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для пианистов старого образца [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Пятница, 29.03.2024, 00:23
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для пианистов » Общеразвивающие программы для пианистов старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств "Общее фортепиано" (7-летний срок обучения)
27.05.2015, 13:19

ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО

программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств

(7-летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Настоящая программа (авторы – преподаватели фортепиано МОУДОД  «Коркинская детская школа искусств» Апарина С.Б., Кузьмина О.А., Штинова В.Л.)  является первой редакцией адаптированной программы по предмету общее фортепиано для детских школ искусств (срок реализации – 7 лет), составленной преподавателем фортепиано МОУДОДКДШИ Кузьминой О.А. в 2004 году на основе программы « Общее фортепиано» Министерства культуры СССР (1975).

         Министерская программа по общему фортепиано (1975г.) реализует традиционную для отечественной музыкальной педагогики концепцию предмета «Общее фортепиано». В эту программу, которая носит рекомендательный характер, включены разделы: «Пояснительная записка», «Годовые требования», «Требования на зачетах», «Требования по технике», «Примерный репертуарный список». Недостатком этого документа является принцип единства требований и рекомендаций в учебном процессе, что осложняет их выполнение из-за наличия в контингенте ДМШ учащихся  не только с хорошими и средними, но и с минимальными музыкальными данными. Оптимальное решение задач музыкального воспитания (профессионального, академического и общеэстетического) возможно при дифференцированном подходе в обучении, максимально учитывающем и развивающем индивидуальные способности каждого ребенка.

         Поэтому в основу программы преподавателя Кузьминой О.А.(2004г.) положен принцип дифференцированного подхода, учитывающий средний уровень музыкальных способностей учащихся музыкального и хореографического отделений ДШИ.

Редакция программы 2009г. позаимствовала многое из программы 2004г., в том числе ряд произведений для разучивания, тем не менее, явилась новым учебным документом. Помимо традиционных сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, авторы внесли в программу 2009г. существенные дополнения, продиктованные современными требованиями к содержанию и оформлению учебных программ. Авторы акцентируют внимание на воспитательном аспекте, обозначают знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы,  дают характеристику возрастных особенностей учащихся, которым  настоящая программа адресована.  Дополнен примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания  в течение учебного года, обозначены критерии оценки обученности учащихся по предмету.

         В отдельный раздел выделены «Методические рекомендации». Список  литературы изложен в алфавитном порядке, обогащен современными изданиями и состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй – преподавателям. 

Вышеизложенные изменения необходимы для обогащения содержания курса общего фортепиано и для удобства использования программы в учебном процессе.

В системе профессионального и эстетического музыкального образования детей значительная роль принадлежит сегодня школам искусств. Учащиеся ДШИ должны получить такой комплекс знаний, умений и навыков и такой необходимый уровень эстетической  культуры, который позволил бы им органически включиться в сферу художественной жизни и, при желании, продлить образование в этой сфере. Наличие предмета «Общее фортепиано» в учебных планах музыкального отделения ДШИ обусловлено необходимостью владения инструментом на уроках сольфеджио (при пении двух- и трехголосия, игре гармонических последовательностей, изучении видов аккомпанемента из репертуара специального класса и др.), на уроках музыкальной литературы при игре фрагментов изучаемых произведений. Перспективные учащиеся, которые захотят продолжать профессиональное образование в училищах, ВУЗах,  и далее будут применять полученные в ДМШ навыки владения инструментом на занятиях гармонии, сольфеджио, музыкальной литературы, чтения оркестровых партитур и т. д. Поэтому очень важно, чтобы фортепиано стало не просто средством получения знаний, но и источником эстетических потребностей уже со школьного возраста.

  Цель программы -   грамотное    овладение инструментом. Перед преподавателем фортепиано стоят сложные и ответственные задачи:

  • привитие интереса и любви к предмету;
  • развитие    художественного    вкуса,    умение    чувствовать    и    переживать прекрасное;
  • развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
  • исполнение доступных музыкальных произведений различных жанров;
  • воспитание      навыков домашнего     музицирования,      игры      по      слуху,      подбора аккомпанемента, чтения с листа, игры в ансамбле;
  • знакомство   учащихся   с   музыкой   танцевального    характера,   созданной композиторами разных эпох и стилей;
  • накопление теоретических знаний и музыкальных впечатлений.

Воспитательные задачи программы: через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, современной музыки, воспитывать, формировать и развивать у учащихся:

  • духовные силы и творческие способности,
  • эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
  • уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
  • уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
  • нравственные качества ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, поскольку считаем, что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,
  • «культуру чувств»,
  • прекрасные, возвышенные эмоции,
  • кругозора ребенка,
  • способность понимать музыку,
  • характер, чувство дисциплины, то есть всего того, что образовывает человека, придает ему целостный образ и делает его членом общества.

Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков фортепиано, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в классе во время урока, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. Во время урока формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках фортепиано воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности учащимся произведений, избранных для учебной работы. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.

Формы контроля успеваемости

По окончании первого полугодия во 2-7 классах проходят контрольные уроки с оценкой, где исполняется одно произведение по выбору.   

По окончании второго полугодия и перехода из класса в класс учащиеся (1-4 классы) исполняют на зачете два разнохарактерных произведения.  Начиная с 5 класса, на зачёте исполняют: полифоническое произведение и крупную форму.

По окончании ДШИ ученик исполняет:

  1. полифоническое произведение;
  2. крупную форму.

Дополнительные формы контроля успеваемости: концерты для родителей, концерты вне школы с целью пропаганды инструмента, внутришкольные фестивали.

Занятия  по предмету ведутся 1 раз (1 академический час) в неделю.

Форма занятий - индивидуальная.

Критерии оценки обученности учащихся.

Многие преподаватели нашей школы считают, что отсутствие каких – то схематических критериев для определения оценки исполнения сковывает их суждение об игре ученика.

Эта проблема связана также с необходимостью дифференцированного подхода к учащимся, ставившим перед собой профессиональные задачи, учащимся, получающим общее художественное образование и учащимся, хронически отстающим. В том и заключается один из принципов дифференцированного подхода к учащимся, что учебная программа подбирается с учетом их способностей  и может формироваться из произведений, предусмотренных программой, на класс выше, ниже или в точном соответствии с классом обучения. В таких случаях мы применяем способ дифференцированного подхода к подбору программы. Дифференциация узаконивает отклонения от программы, повышает контрольные функции педагогического коллектива, ответственность каждого преподавателя за уровень исполняемой его учащимся программы. Она позволяет отличать учеников, не отвечающих уровню требований школы, от тех, которые могут учиться в школе хотя бы по программе – минимум. Однако требования к оценке успехов учащихся должны быть общими для всех, потому что в дифференцированном подборе программы нами уже учтены разные музыкальные данные учащихся. Учитывая это, мы разработали Шкалу оценивания обученности по классу фортепиано. 

1 класс.

1. Грамотность исполняемого текста.

«5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

Точное выполнение ритмического рисунка произведения;

Правильные приемы исполнения штрихов non legato, legato,  staccato;

Соответствие темпа характеру произведения;

Умение ярко показать контраст динамических оттенков f, p.

«4»

Неполное выполнение требований грамотного исполнения текста;

Единичные нарушения ритмического рисунка (1-2 ошибки);

Некоторые неточности в приемах исполнения приемов штрихов non legato, legato,  staccato;

Неточное соблюдение темповых указаний в произведениях;

Недостаточно яркий контраст f, p.

«3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

Грубое нарушение ритмического рисунка;

Неверные приемы исполнения штрихов non legato, legato,  staccato;

Несоблюдение темповых указаний в произведениях;

Исполнение произведений одним динамическим оттенком.

2. Техническое владение текстом.

«5»

Четкая артикуляция;

Снятие руки между фразами («дышащая» рука);

Контакт с инструментом;

Хорошая опора в пальцах.

«4»

Недостаточно четкая артикуляция;

Руки не снимаются между фразами;

Недостаточно хороший контакт с инструментом;

Нет опоры в пальцах.

«3»

«Безопорная» игра;

Нет артикуляции;

Нет контакта с инструментом.

3. Музыкально- художественная выразительность исполнения.

«5»

Исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно.

«4»

Недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение.

«3»

Невыразительное, неяркое исполнение

4. Выученность текста.

«5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки- умение продолжить и закончить произведение.

«4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

«3»

Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

5. Организация игрового аппарата.

«5»

Выполнение всех требований по организации игрового аппарата: правильная посадка (опора на ноги (скамеечка), прямая спина с чуть заметным наклоном вперед, опора на руки, отрегулированная высота стула), правильное положение кисти, локтя, предплечья (кисть гибкая, локти в стороне от корпуса, плечи свободно опущены), пальцы «встают» на кончики, закруглены, фаланги не прогибаются, 1 и 5 пальцы не торчат.

«4»

Неполное выполнение требований по организации игрового аппарата: частичные нарушения в посадке ученика, не совсем правильное положение рук (низкое или высокое положение кисти, локти прижаты, плечи подняты), неполный контакт с инструментом, слабая опора в пальцах.

«3»

Несоблюдение требований по организации игрового аппарата: неправильная посадка ученика за инструментом (нет опоры в ногах, сутулая спина, плечи подняты, локти прижаты, кисти либо высоко, либо низко, зажаты, статичны, не отрегулирована высота стула), неправильная постановка рук, нет контакта с инструментом, заваливаются фаланги пальцев, 1 и 5 пальцы торчат, отсутствует ощущение веса руки.

6. Уровень сложности программы.

Группа В

Допустимо индивидуальное снижение уровня программы педагогом.

2 – 4 классы.

1. Грамотность исполняемого текста.

«5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

Точное выполнение ритмического рисунка произведения;

Точное сохранение метроритмической основы произведения;

Правильные приемы исполнения штрихов, встречающихся в нотном тексте;

Соответствие темпа стилю и характеру произведения;

Использование темповых отклонений (ritenuto, accelerando и т.д.);

Умение выдержать единый темп до конца произведения;

Умение выстраивать и передавать динамику произведения;

Соблюдение соотношения баланса звука (основная мелодия- аккомпанемент);

Грамотная аппликатура;

Осмысленная фразировка.

«4»

Неполное выполнение требований грамотного исполнения текста;

Единичные нарушения ритмического рисунка (1-3 ошибки);

Частичные отклонения от метро- ритма произведения;

Некоторые неточности в приемах исполнения штрихов;

Частичные отклонения в темпе;

Недостаточно яркая динамическая окраска в произведении;

Фактура сближена по звучанию с мелодией;

Единичные ошибки в аппликатуре;

Не до конца осмысленная фразировка произведения.

«3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

Грубое нарушение ритмического рисунка, метро- ритмической основы произведения (смещение первой доли, невыдерживание длительностей и т.д.);

Неправильные приемы исполнения штрихов;

Необоснованно медленный или быстрый темп, несоответствующий характеру произведения;

Темповые «качания» в произведении»;

Невыстроенность динамики произведения;

Отсутствие баланса звучания аккомпанемента и мелодии;

Грубые нарушения в аппликатуре;

Неправильно выстроенная фразировка произведения.

 

2. Техническое владение текстом.

«5»

Учащийся достаточно хорошо владеет различными техническими приемами и видами техники (аккордовая, мелкая, штриховая);

Четкая артикуляция;

Снятие руки между фразами («дышащая» рука);

Контакт с инструментом;

Хорошая опора в пальцах;

Хорошая скоординированность рук.

«4»

Отдельные приемы и виды техники требуют отработки;

Недостаточно четкая артикуляция;

Руки не снимаются между фразами;

Недостаточно хороший контакт с инструментом;

Нет опоры в пальцах.

«3»

«Безопорная» игра;

Нет артикуляции;

Нет контакта с инструментом;

Плохая координация рук.

3. Музыкально- художественная выразительность исполнения.

«5»

Исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно;

Раскрытие содержания произведения;

Исполнение произведения заинтересованно, со своим отношением к произведению.

«4»

Недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение;

Не хватает заинтересованности, своего отношения, осмысления того, что играет.

«3»

Невыразительное, неяркое исполнение;

Отсутствие своего отношения к произведению.

4. Выученность текста.

«5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки- умение продолжить и закончить произведение.

«4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

«3»

Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

5. Соблюдение стиля произведения.

«5»

Стремление к воплощению стилевых особенностей произведения;

Соответствие приемов исполнения стилю произведения;

Соответствие редакции стилю произведения;

Соответствие темпа характеру произведения.

«4»

Неполное соответствие приемов, редакции исполнения, темпа стилю произведения.

«3»

Несоответствие приемов, редакции, темпа стилю и характеру произведения

6. Сохранение формы произведения.

«5»

В игре учащегося прослушивается адекватное соотношение частей произведения;

Темповые градации соответствуют форме;

Логически выстроена динамика.

«4»

Частичные, незначительные отклонения в соотношении  частей;

Небольшие неточности в темпах;

Неточности в динамике и фразировке.

«3»

Непонимание и неумение сохранить форму произведения;

Темповая неустойчивость;

Однообразная динамика.

7. Организация игрового аппарата.

«5»

Выполнение всех требований по организации игрового аппарата;

Удобство, свобода в исполнении;

Хороший контакт с инструментом.

«4»

Неполное выполнение требований по организации игрового аппарата;

Некоторая «зажатость», неудобство, неприспособленность аппарата к инструменту;

Недостаточный контакт с инструментом.

«3»

Несоблюдение требований по организации игрового аппарата;

Неприспособленность к инструменту;

Отсутствие ощущения веса руки, контакта с инструментом.

8. Уровень сложности программы.

Группа А

Обязательное соответствие программы классу учащегося.

Группа В

Допустимо индивидуальное снижение уровня программы педагогом.

Группа С

Индивидуальный подбор уровня сложности программы, допустима игра по нотам и в классе.

5-7 классы.

1. Грамотность исполняемого текста.

«5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

Учет всех авторских и стилевых особенностей в штрихах, динамике, фразировке, нюансировке, темпе, ритме, аппликатуре;

В игре прослеживается горизонтальное и вертикальное слышание фактуры произведения;

Грамотная педализация, четкая смена педали, отсутствие «запедаливания» гармонии.

«4»

В исполнении произведений учащийся допускает:

незначительные, единичные ошибки, отклоняясь от авторских указаний штрихов, динамики, фразировки, нюансировки, темпа, ритма, аппликатуры;

нечеткое ведение голосов в полифонии, слышание фактуры;

неточности в использовании педали.

«3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

Учащийся допускает грубые ошибки в ритме, темпе, аппликатуре, динамике, нюансировке, фразировке произведения;

Не прослушивается четкое ведение голосов в полифонии, смешение звукового баланса аккомпанемента и мелодии;

Неграмотное владение педалью.

2. Техническое владение текстом.

«5»

Учащийся на высоком уровне владеет различными техническими приемами и видами техники (аккордовая, мелкая, штриховая, октавная), звукоизвлечением;

Четкая артикуляция;

Снятие руки между фразами («дышащая» рука);

Контакт с инструментом;

Хорошая опора в пальцах;

Хорошая скоординированность рук.

«4»

Учащийся достаточно хорошо владеет различными видами и приемами техники и звукоизвлечения;

Отдельные приемы и виды техники требуют отработки;

Недостаточно четкая артикуляция;

Руки не снимаются между фразами;

Недостаточно хороший контакт с инструментом;

Нет опоры в пальцах.

«3»

Учащийся недостаточно хорошо владеет приемами и видами техники и звукоизвлечения;

«Безопорная» игра;

Нет артикуляции;

Нет контакта с инструментом;

Плохая координация рук.

3. Музыкально- художественная выразительность исполнения.

«5»

Исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно;

Глубокое и полное раскрытие содержания произведения;

Исполнение произведения заинтересованно, со своим отношением к произведению.

«4»

Учащийся стремится к раскрытию образного содержания произведения;

Недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение;

Не хватает заинтересованности, своего отношения, осмысления того, что играет.

«3»

Невыразительное, неяркое исполнение;

Отсутствие своего отношения к произведению.

4. Выученность текста.

«5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки (один раз)- умение продолжить и закончить произведение.

«4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

«3»

Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

5. Соблюдение стиля произведения.

«5»

Воплощение  стилевых особенностей произведения;

Соответствие приемов исполнения стилю произведения;

Соответствие редакции стилю произведения;

Соответствие темпа характеру произведения.

«4»

Неполное соответствие приемов, редакции исполнения, темпа стилю произведения.

«3»

Несоответствие приемов, редакции, темпа стилю и характеру произведения

6. Сохранение формы произведения.

«5»

В игре учащегося прослушивается адекватное соотношение частей произведения;

Темповые градации соответствуют форме;

Логически выстроена динамика.

«4»

Неполное ощущение формы произведения;

Частичные, незначительные отклонения в соотношении  частей;

Небольшие неточности в темпах;

Неточности в динамике и фразировке.

«3»

Полное непонимание и неумение сохранить форму произведения;

Темповая неустойчивость;

Однообразная динамика.

7. Организация игрового аппарата.

«5»

Выполнение всех требований по организации игрового аппарата;

Удобство, свобода в исполнении;

Хороший контакт с инструментом.

«4»

Неполное выполнение требований по организации игрового аппарата;

Некоторая «зажатость», неудобство, неприспособленность аппарата к инструменту;

Недостаточный контакт с инструментом.

«3»

Несоблюдение требований по организации игрового аппарата;

Неприспособленность к инструменту;

Отсутствие ощущения веса руки, контакта с инструментом.

8. Уровень сложности программы.

Группа А

Обязательное соответствие программы классу учащегося.

Группа В

Допустимо индивидуальное снижение уровня программы педагогом.

Группа С

Индивидуальный подбор уровня сложности программы, допустима игра по нотам и в классе.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
  • аудиотехника,
  • компактдиски,
  • аудиокассеты,
  • грампластинки,
  • нотная литература для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей.

Программа устанавливает срок реализации 7 лет и рассчитана на учащихся младшего школьного и подросткового возраста (7-15 лет). Объем учебной нагрузки- 1 академический час в неделю.

Общая характеристика первоклассников (7-8 лет).

Для первоклассников типичны:

а) несформированность, хрупкость всего организма; быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи учителя, шаблонного проведения урока;

б)отсутствие навыков систематической, целенаправленной умственной работы, но цепкая память;

в) небольшой объем произвольного внимания; преобладание непроизвольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активизации путем переключения на разные «объекты» (задания, виды деятельности, индивидуальные и коллективные формы работы и т.д.);

г) яркое образное воображение, его конкретность (отсюда необходимо помнить об опасности прямолинейной, примитивной связи характера звучания музыки с конкретными образами, например, низких звуков – с «медведями», высоких – с «птичками», «зайчиками» и т.п.)

д) склонность к игре: через игровые формы легко усваивается даже сложный материал. Игра активизирует воображение, внимание, память способствует развитию творческих способностей детей.

Общая характеристика второклассника (8-9 лет).

Хотя дети 1-2 классов имеют много общих черт (лучшее восприятие материала через игровые формы, яркую фантазию, цепкую память к тому, что вызвало интерес), все же между ними есть и определенные различия. Прежде всего, второклассник - уже « опытный» школьник; ему уже привычен школьный режим, требования на уроке; его внимание становится более устойчивым ( хотя объем его все же еще невелик) ;  более развита, чем у первоклассника, способность абстрактного мышления, т. е. способность анализировать и обобщать воспринимаемые явления и факты. Хотя воля, как таковая, еще мало развита, но при заинтересованности материалом, заданием второклассник может преодолевать довольно серьезные трудности. Приобретенные  навыки чтения и освоение других школьных  предметов  способствуют расширению кругозора, в том числе, музыкального. Все это создает возможности для продолжения творческого развития, столь необходимого для полноценного музыкального воспитания.

Общая характеристика третьеклассника (9-10 лет).

Физически третьеклассник более сильный, крепкий. Вместе с тем, быстрый  физический рост сказывается в стремлении к движению: дети часто становятся более непоседливыми. Умственное развитие значительно выше, чем у первоклассников и второклассников; третьеклассники располагают большими возможностями для умозаключений, абстрактного мышления. Внимание и память становятся все более произвольными (хотя непроизвольный характер и внимания и памяти ещё играет определенную роль). В 3 классе несколько устойчивее и избирательнее становятся интересы и склонности ребят, хотя, конечно, они еще далеко не полностью сформированы и выявлены. Во всех этих явлениях все больше и больше сказываются результаты  обучения и воспитания в двух школах: общеобразовательной и школе искусств. Если в первых двух классах обычно все дети охотно занимаются любой деятельностью (в частности, готовы и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах наряду с другими занятиями, связанными с общеобразовательными предметами), то в 3 классе дифференциация детей по интересам становится более определенной, среди них обнаруживаются более и менее способные и склонные к занятиям различного характера. Нередко именно в это время неопытные учителя навешивают ярлык на ребенка в плане его способностей, хотя известно, что многие способности развиваются значительно позже (даже музыкальные, хотя они часто проявляются и необычайно рано).

Общая характеристика учащихся подросткового возраста.

В современной психолого-педагогической литературе подростковый возраст обычно характеризуется как «трудный», «переломный». Основания к этому дают и научные данные, и широкие наблюдения практиков. Обычно отмечается, что быстрое физическое развитие приводит к различным «дисфункциям». Общий рост организма (увеличение длины туловища, рук, ног) протекает более интенсивно, чем развитие сердца, кровеносной системы. Вследствие этого мозг часто не получает должного питания - возникает быстрое утомление, резко меняется настроение: от возбужденного- к упадочному, вялому. Повышенная утомляемость требует особого щадящего режима во всех видах деятельности подростка, следовательно, и во время музыкальных занятий с ним. Подростки проявляют повышенную чувствительность к тому, как себя ведут с ними взрослые (родители, учителя). Они хотят быть взрослыми, самостоятельными и чрезвычайно болезненно реагируют, если к ним относятся, как к детям. Каждый стремится к тому, чтобы в нем видели личность, и это стремление к самоутверждению нередко проявляется в уродливых формах, лишь бы с ним считались.

К 10-11 годам у учащихся значительно ярче начинает проявляться способность к абстрагированию, наблюдается постепенный переход от преимущественно наглядного восприятия явлений, фактов к их пониманию уже через более отвлеченное словесное описание, объяснение. Для них характерно увеличение объема произвольного внимания, что проявляется в их способности дольше сосредоточиваться на предложенном учителем задании (слушать, исполнять музыку), чем у детей более раннего возраста. Общее развитие учащихся, приобретенные ими навыки мышления (умение сопоставлять, сравнивать, делать самостоятельные выводы) проявляются и в музыкальном мышлении – в сопоставлении, сравнении музыкальных явлений, в формировании собственных суждений. Непроизвольное запоминание дополняется произвольным. Таким образом, получаемые впечатления становятся более объемными (количественно) и глубокими (качественно). Воображение, сохраняя свою силу, становится более осознанным и предметным; на его характере сказывается приобретаемый жизненный опыт. Интересы школьников делаются более избирательными. Учитывая возрастные особенности подростков, их ранимость, склонность делать безапелляционные выводы в отношении своих возможностей, педагог-музыкант должен быть чутким, тактичным, доброжелательно внимательным к таким детям, передавать им свою уверенность в их будущем успешном музыкальном развитии.  Педагогу следует иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь  охватить значительный материал; приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы,  и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

В то же время объективные условия учебно–воспитательного процесса благоприятствуют расширению контактов школьников с музыкой, введению новых форм занятий.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая обучение на музыкальном отделении ДШИ в классе общего фортепиано, учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара класса общего фортепиано,
  • читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные),
  • транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом,
  • исполнять простые виды аккомпанемента из репертуара специального класса.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально- чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы для пианистов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 755 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz