Меню сайта
Категории раздела
Предпрофессиональные программы для пианистов [7]
Общеразвивающие программы для пианистов нового образца [6]
Общеразвивающие программы для пианистов старого образца [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 КОРКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Четверг, 27.07.2017, 23:41
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Программы для пианистов » Общеразвивающие программы для пианистов старого образца

Программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств "Фортепиано" (7- летний срок обучения)
27.05.2015, 13:41

ФОРТЕПИАНО

программа для ДМШ и музыкального отделения детских школ искусств

(7- летний срок обучения)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Настоящая программа  (авторы – преподаватели фортепиано МОУ ДОД «Коркинская детская школа искусств» С.Б. Апарина и Н.А. Печурина ) является первой редакцией программы « Специальное фортепиано» для детских школ искусств (срок реализации – 7 лет), составленной преподавателями фортепиано МОУ ДОД КДШИ А.М. Кариповой и Н.А. Печуриной  в 2004 году на основе программы «Музыкальный инструмент. Фортепиано» Министерства культуры СССР (1991 г.).

Министерская программа  по фортепиано (1991г.) предлагает строить обучение по единым требованиям и рекомендациям, что осложняет их выполнение в современных условиях, так как некоторые дети, в силу своих индивидуальных музыкальных и общефизических данных просто не в состоянии  их освоить. В настоящее время резко уменьшилось число здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательной школе. Необходимо также учитывать падение интереса родителей к художественному образованию детей и отсутствие конкурса при поступлении в школы искусств, что привело к наличию в контингенте ДШИ учащихся не только с хорошими и средними, но и с минимальными музыкальными данными.

Поэтому актуальность приобретает дифференцированный подход в обучении, максимально учитывающий и развивающий индивидуальные способности каждого ребенка. Принцип дифференцированного подхода был положен в основу программы преподавателей А.М. Кариповой и Н.А.Печуриной. Деление учащихся (начиная с 3 класса) на три направления (группы), отличающиеся целевой и содержательной стороной  обучения - общеэстетическое, академическое и профессиональное - стало целесообразным и необходимым в современных условиях.

Заимствуя многое из программы 2004 года, в том числе ряд произведений для разучивания, редакция программы 2008 года явилась новым учебным документом, соответствующим современным требованиям к содержанию и оформлению программно – методической продукции. Авторы программы, на основе своего опыта работы с детьми, считают возможным применить дифференцированный подход к обучению уже со второго года обучения. Помимо традиционных для учебной программы сведений о содержании предмета и его объеме, порядке прохождения учебного материала, авторы внесли в программу 2008 года существенные дополнения, продиктованные современными требованиями. Они акцентируют внимание на воспитательном аспекте, обозначают прогнозируемые результаты реализации программы и критерии оценки обученности учащихся, дают характеристику возрастных особенностей учащихся.

Помимо этого, редактированы и дополнены: а) примерные программы, рекомендуемые для исполнения на академических концертах, экзамене, контрольных уроках;

б) примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для разучивания с учащимися в течение учебного года; «Методические рекомендации» выделены авторами в отдельный раздел. В нем описаны применяемые методы, формы работы, способы педагогической деятельности во взаимосвязи друг с другом. Список рекомендуемой литературы состоит из двух разделов: первый адресован учащимся, второй - преподавателям. Список изложен в алфавитном порядке и расширен посредством современных изданий.

         Вышеизложенные изменения необходимы для обогащения содержания курса фортепиано и для удобства использования программы  в учебном процессе.

Главными целями деятельности школы искусств сегодня являются: общеразвивающее эстетическое воспитание детей и подготовка наиболее одаренных учащихся к продолжению профессионального образования. Общее музыкальное образование, которое дает школа искусств, должно способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, развитию творческих способностей и освоению детьми культурных ценностей. Обучение в школе искусств – один из путей, через которые реализуется право каждого человека на применение своих творческих сил, способностей и дарований, на всестороннее развитие личности, право на пользование достижениями мировой культуры.

         Цель программы (учащиеся профессионального направления - гр. А и академического направления - гр. В): воспитание гармонично- развитой личности, потребителя духовных ценностей, не только музыканта – любителя, владеющего исполнительскими навыками, пропагандиста музыкального искусства и активного участника художественной самодеятельности,  но и потенциального музыканта- профессионала.

          Задачи:

  • выявление индивидуальности и всестороннее музыкальное развитие,
  • активизация всей эмоционально- слуховой сферы,
  • развитие образно- эмоционального и логически- смыслового восприятия,
  • увеличение объема изучаемого материала и повышение исполнительских требований (в профессиональном плане),
  • приобретение устойчивых концертно-исполнительских навыков,
  • стимулирование инициативы и потребности к самовыражению,
  • развитие навыков самостоятельного творчества,
  • изучение репертуара, включающего произведения разных жанров, стилей, форм.

Цель программы (учащиеся общеэстетического направления - гр. С): воспитание гармонично – развитой личности, музыканта- любителя, подготовленного слушателя и активного потребителя духовных ценностей.

         Задачи:

  • развитие интереса и любви к музыкальному искусству,
  • формирование потребности и умения выражать себя в доступных для ребенка видах творческой деятельности,
  • формирование комплекса исполнительских и слуховых навыков, достаточных для любительского музицирования.

Воспитательные задачи программы: через ознакомление с образцами отечественной и зарубежной музыкальной классики, народной и современной музыки, воспитывать, формировать и развивать у учащихся:

  • духовные силы и творческие способности,
  • эстетический вкус, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в доступных  видах творческой деятельности,
  • уважение к прошлому и настоящему своего народа, его традициям, культуре,
  • уважение к музыкальным традициям иных национальных культур,
  • нравственные качества ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям, поскольку считаем, что музыка, воздействуя на человека, пробуждает в нем все хорошее, находит отклик в лучших уголках его души,
  • «культуру чувств»,
  • прекрасные, возвышенные эмоции,
  • музыкальный кругозор,
  • способность понимать музыку и практические навыки музицирования,
  • характер, чувство дисциплины, то есть все то, что образовывает человека, придает ему целостный образ и делает его членом общества.

Мы считаем, что можно говорить о единстве образовательных и воспитательных задач уроков фортепиано, мотивируя эту мысль следующим: обучение всегда имеет воспитывающий характер. Каждый акт обучения осуществляет сдвиг в формировании личности. Воспитывают не только содержание учебного материала, но и личность учителя, средства и способы обучения, атмосфера в классе во время урока, характер и сочетание его участников, характер восприятия содержания самим учеником. Во время урока формируются взгляды и убеждения школьников, развиваются их познавательные и творческие способности, сознательное отношение к учебному труду, волевые и моральные качества. Процесс обучения формирует и развивает организационно- трудовые навыки, дисциплинирует детей. На уроках фортепиано воспитательное воздействие имеет и музыкальный материал. Сила этого воздействия зависит от идейности, художественности и доступности учащимся произведений, избранных для учебной работы. Произведения музыкального искусства служат не только средством эстетического воспитания, но и влияют на формирование нравственности.

         Формы контроля успеваемости.

         Экзамен.

Экзамен проводится в 7 классе (выпускной). Оценивается выпускной  экзамен по пятибалльной системе.

 Программа выпускного экзамена.

Группы учащихся

Классы / программа

7 класс

А, В

Этюд (для поступающих в музыкальное училище- 2 этюда)

Пьеса (для поступающих в музыкальное училище- 2 пьесы)

Полифония

Произведение крупной формы

С

Этюд

Полифония

Произведение крупной формы

Пьеса

Прослушивания. В течение учебного года проводятся 2 прослушивания  программы учащихся 7-ого (выпускного) класса: март, апрель. Оценивается по пятибалльной системе только 2 прослушивание.

 Март - полифония, крупная форма.

Апрель – вся программа.

В декабре проводится прослушивание учащихся 1 класса. Программа: 2 разнохарактерные пьесы. Оценивается прослушивание по пятибалльной системе.

Академический кнцерт.

Академический концерт проводится в конце каждого полугодия (учащиеся 2,3,4,5,6 классов гр. А,В), в 1 классе - в конце второго полугодия. Академический концерт в первом полугодии (учащиеся 2,3,4,5 классов гр. С) заменен на контрольный урок. Оцениваются академический концерт/ контрольный урок по пятибалльной системе.

 Программа академического концерта (учащиеся гр. А, В)

классы

1 полугодие

2 полугодие

1

-

Этюд

Пьеса

Произведение крупной формы (либо пьеса с элементами полифонии)

2,3,4,5,6

Пьеса

полифония

Пьеса

Произведение крупной формы

Программа академического концерта / контрольного урока (учащиеся гр. С).

классы

1 полугодие

2 полугодие

2,3,4,5

Пьеса

Полифония

Две разнохарактерные пьесы

6

Пьеса

Полифония

Пьеса

Произведение крупной формы

Технический зачет

Технический зачет проводится один раз в течение учебного года (февраль). Учащиеся 2 – 7 классов исполняют один этюд, гамму (со всеми изучаемыми в данном классе техническими формулами), проверяется знание терминов.

классы

Количество гамм, изучаемых

в течение года

Количество гамм, выносимых

на  зачет

1

5

-

2

5

1

3

5

1

4

4

1

5

4

1

6

3

1

7

3

1

Творческий зачет.

Творческий зачет проводится 1 раз в течение учебного года - октябрь (учащиеся 3-7 классов). Оценивается творческий зачет по пятибалльной системе.

Программа творческого зачета.

Группы учащихся

Программа

А,В,С

Чтение с листа 1музыкального примера.

Транспонирование на тон (вверх или вниз)  1 музыкального примера.

Исполнение самостоятельно подобранной по слуху мелодии  с аккомпанементом (на выбор учащегося).

Исполнение самостоятельно разученного музыкального произведения (на выбор учащегося).

Критерии оценки обученности учащихся.

Многие преподаватели нашей школы считают, что отсутствие каких-то схематических критериев для определения оценки исполнения сковывает их суждение об игре ученика.

Эта проблема связана также с необходимостью дифференцированного подхода к учащимся, ставившим перед собой профессиональные задачи, учащимся, получающим общее художественное образование и учащимся, хронически отстающим. В том и заключается один из принципов дифференцированного подхода к учащимся, что учебная программа подбирается с учетом их способностей  и может формироваться из произведений, предусмотренных программой, на класс выше, ниже или в точном соответствии с классом обучения. В таких случаях мы применяем способ дифференцированного подхода к подбору программы. Дифференциация узаконивает отклонения от программы, повышает контрольные функции педагогического коллектива, ответственность каждого преподавателя за уровень исполняемой его учащимся программы. Она позволяет отличать учеников, не отвечающих уровню требований школы, от тех, которые могут учиться в школе хотя бы по программе – минимум. Однако требования к оценке успехов учащихся должны быть общими для всех, потому что в дифференцированном подборе программы нами уже учтены разные музыкальные данные учащихся. Учитывая это, мы разработали шкалу оценивания обученности по классу фортепиано. 

1 класс.

1. Грамотность исполняемого текста.

«5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

Точное выполнение ритмического рисунка произведения;

Правильные приемы исполнения штрихов non legato, legato,  staccato;

Соответствие темпа характеру произведения;

Умение ярко показать контраст динамических оттенков f, p.

«4»

Неполное выполнение требований грамотного исполнения текста;

Единичные нарушения ритмического рисунка (1-2 ошибки);

Некоторые неточности в приемах исполнения приемов штрихов non legato, legato,  staccato;

Неточное соблюдение темповых указаний в произведениях;

Недостаточно яркий контраст f, p.

«3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

Грубое нарушение ритмического рисунка;

Неверные приемы исполнения штрихов non legato, legato,  staccato;

Несоблюдение темповых указаний в произведениях;

Исполнение произведений одним динамическим оттенком.

2. Техническое владение текстом.

«5»

Четкая артикуляция;

Снятие руки между фразами («дышащая» рука);

Контакт с инструментом;

Хорошая опора в пальцах.

«4»

Недостаточно четкая артикуляция;

Руки не снимаются между фразами;

Недостаточно хороший контакт с инструментом;

Нет опоры в пальцах.

«3»

«Безопорная» игра;

Нет артикуляции;

Нет контакта с инструментом.

3. Музыкально- художественная выразительность исполнения.

«5»

Исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно.

«4»

Недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение.

«3»

Невыразительное, неяркое исполнение

4. Выученность текста.

«5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки- умение продолжить и закончить произведение.

«4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

«3»

Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

5. Организация игрового аппарата.

«5»

Выполнение всех требований по организации игрового аппарата: правильная посадка (опора на ноги (скамеечка), прямая спина с чуть заметным наклоном вперед, опора на руки, отрегулированная высота стула), правильное положение кисти, локтя, предплечья (кисть гибкая, локти в стороне от корпуса, плечи свободно опущены), пальцы «встают» на кончики, закруглены, фаланги не прогибаются, 1 и 5 пальцы не торчат.

«4»

Неполное выполнение требований по организации игрового аппарата: частичные нарушения в посадке ученика, не совсем правильное положение рук (низкое или высокое положение кисти, локти прижаты, плечи подняты), неполный контакт с инструментом, слабая опора в пальцах.

«3»

Несоблюдение требований по организации игрового аппарата: неправильная посадка ученика за инструментом (нет опоры в ногах, сутулая спина, плечи подняты, локти прижаты, кисти либо высоко, либо низко, зажаты, статичны, не отрегулирована высота стула), неправильная постановка рук, нет контакта с инструментом, заваливаются фаланги пальцев, 1 и 5 пальцы торчат, отсутствует ощущение веса руки.

6. Уровень сложности программы.

Группа В

Допустимо индивидуальное снижение уровня программы педагогом.

2 – 4 классы.

1. Грамотность исполняемого текста.

«5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

Точное выполнение ритмического рисунка произведения;

Точное сохранение метроритмической основы произведения;

Правильные приемы исполнения штрихов, встречающихся в нотном тексте;

Соответствие темпа стилю и характеру произведения;

Использование темповых отклонений (ritenuto, accelerando и т.д.);

Умение выдержать единый темп до конца произведения;

Умение выстраивать и передавать динамику произведения;

Соблюдение соотношения баланса звука (основная мелодия- аккомпанемент);

Грамотная аппликатура;

Осмысленная фразировка.

«4»

Неполное выполнение требований грамотного исполнения текста;

Единичные нарушения ритмического рисунка (1-3 ошибки);

Частичные отклонения от метро- ритма произведения;

Некоторые неточности в приемах исполнения штрихов;

Частичные отклонения в темпе;

Недостаточно яркая динамическая окраска в произведении;

Фактура сближена по звучанию с мелодией;

Единичные ошибки в аппликатуре;

Не до конца осмысленная фразировка произведения.

«3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

Грубое нарушение ритмического рисунка, метро- ритмической основы произведения (смещение первой доли, невыдерживание длительностей и т.д.);

Неправильные приемы исполнения штрихов;

Необоснованно медленный или быстрый темп, несоответствующий характеру произведения;

Темповые «качания» в произведении»;

Невыстроенность динамики произведения;

Отсутствие баланса звучания аккомпанемента и мелодии;

Грубые нарушения в аппликатуре;

Неправильно выстроенная фразировка произведения.

2. Техническое владение текстом.

«5»

Учащийся достаточно хорошо владеет различными техническими приемами и видами техники (аккордовая, мелкая, штриховая);

Четкая артикуляция;

Снятие руки между фразами («дышащая» рука);

Контакт с инструментом;

Хорошая опора в пальцах;

Хорошая скоординированность рук.

«4»

Отдельные приемы и виды техники требуют отработки;

Недостаточно четкая артикуляция;

Руки не снимаются между фразами;

Недостаточно хороший контакт с инструментом;

Нет опоры в пальцах.

«3»

«Безопорная» игра;

Нет артикуляции;

Нет контакта с инструментом;

Плохая координация рук.

3. Музыкально- художественная выразительность исполнения.

«5»

Исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно;

Раскрытие содержания произведения;

Исполнение произведения заинтересованно, со своим отношением к произведению.

«4»

Недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение;

Не хватает заинтересованности, своего отношения, осмысления того, что играет.

«3»

Невыразительное, неяркое исполнение;

Отсутствие своего отношения к произведению.

4. Выученность текста.

«5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки- умение продолжить и закончить произведение.

«4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

«3»

Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

5. Соблюдение стиля произведения.

«5»

Стремление к воплощению стилевых особенностей произведения;

Соответствие приемов исполнения стилю произведения;

Соответствие редакции стилю произведения;

Соответствие темпа характеру произведения.

«4»

Неполное соответствие приемов, редакции исполнения, темпа стилю произведения.

«3»

Несоответствие приемов, редакции, темпа стилю и характеру произведения

6. Сохранение формы произведения.

«5»

В игре учащегося прослушивается адекватное соотношение частей произведения;

Темповые градации соответствуют форме;

Логически выстроена динамика.

«4»

Частичные, незначительные отклонения в соотношении  частей;

Небольшие неточности в темпах;

Неточности в динамике и фразировке.

«3»

Непонимание и неумение сохранить форму произведения;

Темповая неустойчивость;

Однообразная динамика.

7. Организация игрового аппарата.

«5»

Выполнение всех требований по организации игрового аппарата;

Удобство, свобода в исполнении;

Хороший контакт с инструментом.

«4»

Неполное выполнение требований по организации игрового аппарата;

Некоторая «зажатость», неудобство, неприспособленность аппарата к инструменту;

Недостаточный контакт с инструментом.

«3»

Несоблюдение требований по организации игрового аппарата;

Неприспособленность к инструменту;

Отсутствие ощущения веса руки, контакта с инструментом.

8. Уровень сложности программы.

Группа А

Обязательное соответствие программы классу учащегося.

Группа В

Допустимо индивидуальное снижение уровня программы педагогом.

Группа С

Индивидуальный подбор уровня сложности программы, допустима игра по нотам и в классе.

5-7 классы.

1. Грамотность исполняемого текста.

«5»

Выполнение всех требований по грамотному исполнению текста произведений;

Учет всех авторских и стилевых особенностей в штрихах, динамике, фразировке, нюансировке, темпе, ритме, аппликатуре;

В игре прослеживается горизонтальное и вертикальное слышание фактуры произведения;

Грамотная педализация, четкая смена педали, отсутствие «запедаливания» гармонии.

«4»

В исполнении произведений учащийся допускает:

незначительные, единичные ошибки, отклоняясь от авторских указаний штрихов, динамики, фразировки, нюансировки, темпа, ритма, аппликатуры;

нечеткое ведение голосов в полифонии, слышание фактуры;

неточности в использовании педали.

«3»

Несоблюдение требований грамотного исполнения текста;

Учащийся допускает грубые ошибки в ритме, темпе, аппликатуре, динамике, нюансировке, фразировке произведения;

Не прослушивается четкое ведение голосов в полифонии, смешение звукового баланса аккомпанемента и мелодии;

Неграмотное владение педалью.

2. Техническое владение текстом.

«5»

Учащийся на высоком уровне владеет различными техническими приемами и видами техники (аккордовая, мелкая, штриховая, октавная), звукоизвлечением;

Четкая артикуляция;

Снятие руки между фразами («дышащая» рука);

Контакт с инструментом;

Хорошая опора в пальцах;

Хорошая скоординированность рук.

«4»

Учащийся достаточно хорошо владеет различными видами и приемами техники и звукоизвлечения;

Отдельные приемы и виды техники требуют отработки;

Недостаточно четкая артикуляция;

Руки не снимаются между фразами;

Недостаточно хороший контакт с инструментом;

Нет опоры в пальцах.

«3»

Учащийся недостаточно хорошо владеет приемами и видами техники и звукоизвлечения;

«Безопорная» игра;

Нет артикуляции;

Нет контакта с инструментом;

Плохая координация рук.

3. Музыкально- художественная выразительность исполнения.

«5»

Исполнение произведения ярко, эмоционально, выразительно;

Глубокое и полное раскрытие содержания произведения;

Исполнение произведения заинтересованно, со своим отношением к произведению.

«4»

Учащийся стремится к раскрытию образного содержания произведения;

Недостаточно выразительное, эмоциональное исполнение;

Не хватает заинтересованности, своего отношения, осмысления того, что играет.

«3»

Невыразительное, неяркое исполнение;

Отсутствие своего отношения к произведению.

4. Выученность текста.

«5»

Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот, в случае остановки (один раз)- умение продолжить и закончить произведение.

«4»

Недостаточно уверенная игра с ошибками (1-3), остановки, но умение продолжить и закончить произведение.

«3»

Слабое знание текста, частые ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение.

5. Соблюдение стиля произведения.

«5»

Воплощение  стилевых особенностей произведения;

Соответствие приемов исполнения стилю произведения;

Соответствие редакции стилю произведения;

Соответствие темпа характеру произведения.

«4»

Неполное соответствие приемов, редакции исполнения, темпа стилю произведения.

«3»

Несоответствие приемов, редакции, темпа стилю и характеру произведения

6. Сохранение формы произведения.

«5»

В игре учащегося прослушивается адекватное соотношение частей произведения;

Темповые градации соответствуют форме;

Логически выстроена динамика.

«4»

Неполное ощущение формы произведения;

Частичные, незначительные отклонения в соотношении  частей;

Небольшие неточности в темпах;

Неточности в динамике и фразировке.

«3»

Полное непонимание и неумение сохранить форму произведения;

Темповая неустойчивость;

Однообразная динамика.

7. Организация игрового аппарата.

«5»

Выполнение всех требований по организации игрового аппарата;

Удобство, свобода в исполнении;

Хороший контакт с инструментом.

«4»

Неполное выполнение требований по организации игрового аппарата;

Некоторая «зажатость», неудобство, неприспособленность аппарата к инструменту;

Недостаточный контакт с инструментом.

«3»

Несоблюдение требований по организации игрового аппарата;

Неприспособленность к инструменту;

Отсутствие ощущения веса руки, контакта с инструментом.

8. Уровень сложности программы.

Группа А

Обязательное соответствие программы классу учащегося.

Группа В

Допустимо индивидуальное снижение уровня программы педагогом.

Группа С

Индивидуальный подбор уровня сложности программы, допустима игра по нотам и в классе.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы:

  • карточки - ребусы для освоения нотной грамоты,
  • сборник терминов для технического зачета,
  •  «Музыкальное лото»,
  • аудиотехника,
  • компактдиски,
  • аудиокассеты,
  • нотная литература для учащихся,
  • популярная литература о музыке для учащихся,
  • методическая литература для преподавателей,
  • инструменты шумового оркестра.

Программа устанавливает срок реализации 7 лет и рассчитана на учащихся младшего школьного и  подросткового возрастов. Объем учебной нагрузки- 2 академических часа в неделю.

Общая характеристика первоклассников (7 лет)

Для первоклассников типичны:

а) несформированность, хрупкость всего организма; быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи учителя, шаблонного проведения урока;

б)отсутствие навыков систематической, целенаправленной умственной работы, но цепкая память;

в) небольшой объем произвольного внимания; преобладание непроизвольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активизации путем переключения на разные «объекты» (задания, виды деятельности, индивидуальные и коллективные формы работы и т.д.);

г) яркое образное воображение, его конкретность (отсюда необходимо помнить об опасности прямолинейной, примитивной связи характера звучания музыки с конкретными образами, например, низких звуков – с «медведями», высоких – с «птичками», «зайчиками» и т.п.)

д) склонность к игре: через игровые формы легко усваивается даже сложный материал. Игра активизирует воображение, внимание, память способствует развитию творческих способностей детей.

Общая характеристика второклассника (8-9 лет).

Хотя дети 1-2 классов имеют много общих черт (лучшее восприятие материала через игровые формы, яркую фантазию, цепкую память к тому, что вызвало интерес), все же между ними есть и определенные различия. Прежде всего, второклассник уже « опытный» школьник; ему уже привычен школьный режим, требования на уроке; его внимание становится более устойчивым (хотя объем его все же еще невелик);  более развита, чем у первоклассника, способность абстрактного мышления, т. е. способность анализировать и обобщать воспринимаемые явления и факты. Хотя воля как таковая еще мало развита, но при заинтересованности материалом, заданием второклассник может преодолевать довольно серьезные трудности. Приобретенные  навыки чтения и освоение других школьных  предметов  способствуют расширению кругозора, в том числе музыкального. Все это создает возможности для продолжения творческого развития, столь необходимого для полноценного музыкального воспитания.

Общая характеристика третьеклассника (9-10 лет).

Физически третьеклассник более сильный, крепкий. Вместе с тем, быстрый  физический рост сказывается в стремлении к движению: дети часто становятся более непоседливыми. Умственное развитие значительно выше, чем у первоклассников и второклассников; третьеклассники располагают большими возможностями для умозаключений, абстрактного мышления. Внимание и память становятся все более произвольными (хотя непроизвольный характер и внимания и памяти ещё играет определенную роль). В 3 классе несколько устойчивее и избирательнее становятся интересы и склонности ребят, хотя, конечно, они еще далеко не полностью сформированы и выявлены. Во всех этих явлениях все больше и больше сказываются результаты  обучения и воспитания в двух школах: общеобразовательной и школе искусств. Если в первых двух классах обычно все дети охотно занимаются любой деятельностью (в частности, готовы и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах наряду с другими занятиями, связанными с общеобразовательными предметами), то в 3 классе дифференциация детей по интересам становится более определенной, среди них обнаруживаются более и менее способные и склонные к занятиям различного характера. Нередко именно в это время неопытные учителя навешивают ярлык на ребенка в плане его способностей, хотя известно, что многие способности развиваются значительно позже (даже музыкальные, хотя они часто проявляются и необычайно рано).

Общая характеристика учащихся 4 класса (10-11 лет).

К 4 классу у учащихся значительно ярче начинает проявляться способность к абстрагированию, наблюдается постепенный переход от преимущественно наглядного восприятия явлений, фактов к их пониманию уже через более отвлеченное словесное описание, объяснение. Для четвероклассников характерно увеличение объема произвольного внимания, что проявляется в их способности дольше сосредоточиваться на предложенном учителем задании (слушать, исполнять музыку). Общее развитие учащихся, приобретенные ими навыки мышления – умение сопоставлять, сравнивать, делать самостоятельные выводы проявляются и в музыкальном мышлении – в сопоставлении, сравнении музыкальных явлений, в формировании собственных суждений. Непроизвольное запоминание дополняется произвольным. Таким образом, получаемые впечатления становятся более объемными (количественно) и глубокими (качественно). Воображение, сохраняя свою силу, становится более осознанным и предметным; на его характере сказывается приобретаемый жизненный опыт. Интересы школьников делаются более избирательными. Учитывая возрастные особенности четвероклассников, их ранимость, склонность делать безапелляционные выводы в отношении своих возможностей, педагог-музыкант должен быть чутким, тактичным, доброжелательно внимательным к таким детям, передавать им свою уверенность в их будущем успешном музыкальном развитии.

Общая характеристика учащихся 5-7 классов (11-14 лет).

         В современной психолого-педагогической литературе подростковый возраст, к которому относятся учащиеся 5-7 классов, обычно характеризуется как «трудный», «переломный». Основания к этому дают и научные данные, и широкие наблюдения практиков. Обычно отмечается, что быстрое физическое развитие приводит к различным «дисфункциям». Общий рост организма (увеличение длины туловища, рук, ног) протекает более интенсивно, чем развитие сердца, кровеносной системы. Вследствие этого мозг часто не получает должного питания - возникает быстрое утомление, резко меняется настроение: от возбужденного - к упадочному, вялому. Повышенная утомляемость требует особого щадящего режима во всех видах деятельности подростка, следовательно, и во время музыкальных занятий с ним.

Следует отметить характерную для  подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, необъяснимую обидчивость, преувеличенное представление о собственном достоинстве. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. Учащиеся 5-7 классов проявляют повышенную чувствительность к тому, как себя ведут с ними взрослые (родители, учителя). Они хотят быть взрослыми, самостоятельными и чрезвычайно болезненно реагируют, если к ним относятся, как к детям. Каждый стремится к тому, чтобы в нем видели личность, и это стремление к самоутверждению нередко проявляется в уродливых формах, лишь бы с ним считались.

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Появляется склонность учащихся к тем видам работы, в которых нужно уметь  охватить значительный материал; приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время  свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

В то же время объективные условия учебно–воспитательного процесса благоприятствуют расширению контактов школьников с музыкой, введению новых форм занятий.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе обучения.

Оканчивая обучение на музыкальном отделении ДШИ, в классе фортепиано, учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара ДШИ,
  • читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, эстрадные),
  • транспонировать, подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом,
  • словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения, владеть наиболее употребляемыми музыкальными терминами.

Кроме того, учащиеся должны любить и понимать музыку, получать от игры на инструменте эмоциональную разрядку, положительные эмоции, обладать хорошим музыкальным вкусом, эмоционально-чувственным восприятием и образным мышлением.

Категория: Общеразвивающие программы для пианистов старого образца | Добавил: DSHI
Просмотров: 455 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
...
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz